Напоминание

Знакомство с понятием "сложные слова"


Автор: Фролова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №18"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знакомство с понятием "сложные слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка

Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

Цель: создать условия для усвоения понятия «сложные слова», научиться выделять в них

корень.

Задачи урока:

Образовательные:

- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

Развивающие:

- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;

- развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся;

- развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знакомить со способом образования сложных слов;

- расширять знания о составе слова — формировать умение писать в сложных словах

соединительные гласные.

Метапредметные:

личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к

учебе;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных

ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать, верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: частично-поисковый, эвристический, исследовательский,

практический.

Оборудование:

Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3 класс-1часть

ПК, проектор, презентация

Рабочая тетрадь

I.Организация

- Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать

решения. Пожелаем друг другу успешной работы.

II.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

1. Фронтальная работа.

- Начну урок с чтения интересного жанра. Послушайте.

Одеяло белое не руками сделано. (Слайд)

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

- Что это за жанр устного народного творчества? (Загадка)

- Что же это? (Снег) (Слайд)

- Какая орфограмма в этом слове?

- Запишите это слово?

2. Работа в парах.

- Подберите к этому слову однокоренные слова.

3. Проверка.

- К каким частям речи относятся записанные слова выполнения задания.

III. Постановка учебных задач

- А я придумала слово снегопад. (Слайд)

- Выделите корень.

- У вас нет единого мнения. Вы по-разному определили корень в слове снегопад. Значит,

сегодня на уроке нам необходимо… (дети продолжают предложение: разобраться,

сколько корней в слове снегопад.)

- Нам надо узнать, как называются такие слова?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Будем работать со сложными словами.)

IV. Решение УЗ (открытие нового знания)

1. Беседа.

- Давайте еще раз проговорим слово «снегопад».

- Что значит это слово?

- Подберите синоним, к слову, идет. (Падает)

- Чтобы понять лексическое значение слова, нам понадобилось два слова: снег и падать.

- Определите корень.

- Да, правильно. В этом слове два корня.

- При помощи чего соединяются эти два корня.

- Подведем итог.

- Слово «снегопад» состоит из …

- Соединительная гласная …

- Как вы думаете, как называются слова с двумя корнями?

- Такие слова называются сложными. (Слайд)

- Как вы думаете, почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня)

- Кто может сказать, какие слова называются сложными?

(Слайд) Сложные слова – это ….

- Знаете ли вы еще слова с двумя корнями?

- Хотите узнать больше сложных слов? Поможет нам в этом учебник.

V. Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во

внешней речи)

1.Работа с учебником.

- Прочитайте задание упражнения №138. (Прочитайте сложные слова. Объясните

лексическое значение. От каких слов образовалось каждое слово)

- На экране записан алгоритм ответа: (Слайд)

1)Слово -…

2)Оно состоит из…

3)Соединительная буква…

Дети работают со словами по этому алгоритму «цепочкой». (Слайд. Картинки к таким

словам: водолаз, ледокол, стеклорез, ледоход, углевоз, скалолаз, сталевар, ледокол,

овощевод, скалолаз)

- Запишите любую группу слов в алфавитном порядке, но для начала сначала давайте его

повторим.

2.Работа в тетрадях. Индивидуальная работа.

Учитель контролирует запись. Индивидуально помогает.

3. Вывод.

- Какие слова записал? (Сложные)

- Почему эти слова так называются? (Слова состоят из двух корней, которые соединяются

буквой о или е)

Физкультминутка

(Выходит один ребенок и проводит физкультминутку)

4. Работа с учебником.

- Ю. Коваль придумал свое сложное слово. Хотите узнать? Давайте прочтем текст

упражнения №139

- Какое же сложное слово придумал Ю. Коваль? (Это слово «снегодождь»)

- Почему автор употребил его?

- Почему это слово сложное?

4. Работа тетради.

- Какое письменное задание надо выполнить? (Списать, вставляя пропущенные буквы)

- Выполните задание, которое дано в упражнении № 139.

5. Проверка выполненной работы. Групповая работа.

Задание для первой группы.

- Назовите слова с безударной гласной, называйте проверочные для этой безударной.

Задание для второй группы.

- Назовите словарные слова

6. Коллективная работа.

- А что обозначает единица возле слова?

- Выполнить звуко-буквенный анализ слова.

Один ребенок будет работать у доски.

VI.Закрепление способа действий.

1.Работа в парах.

- На парте у вас лежит листочек, на котором записаны слова. Вам необходимо

подчеркнуть только сложные. (Мышеловка, птица, водопад, мышка, подводный, полёт,

птицелов, самолёт, ловить, самовар.)

2. Проверка.

VII.Рефлексия

1.«Мозговой штурм»

- У меня для вас интересный вопрос. Всегда ли достаточно два корня, чтобы появилось

сложное слово? Например, такие корни: -пыл- и -сос-? (Слайд)

- Нет, потому что не хватает соединительной буквы.)

VIII. Подведение итогов.

1.. Беседа.

- Что нового узнали сегодня на уроке

- Что на уроке было для вас интересным?

- Что лучше удалось выполнить на уроке?

- Кому вы благодарны за сотрудничество?

IX.Домашнее задание.

-Я предлагаю выбрать для себя упражнение: № 140(в каждой группе слов найти лишнее.

Выделить в этих словах корень), № 141 (подобрать слова по указанным значениям,

выделить в них корень. Составить предложение)



В раздел образования