Автор: Фролова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №18"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знакомство с понятием "сложные слова"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка
Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
Цель: создать условия для усвоения понятия «сложные слова», научиться выделять в них
корень.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;
- развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знакомить со способом образования сложных слов;
- расширять знания о составе слова — формировать умение писать в сложных словах
соединительные гласные.
Метапредметные:
личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к
учебе;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных
ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать, верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: частично-поисковый, эвристический, исследовательский,
практический.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3 класс-1часть
ПК, проектор, презентация
Рабочая тетрадь
I.Организация
- Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать
решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
II.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
1. Фронтальная работа.
- Начну урок с чтения интересного жанра. Послушайте.
Одеяло белое не руками сделано. (Слайд)
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
- Что это за жанр устного народного творчества? (Загадка)
- Что же это? (Снег) (Слайд)
- Какая орфограмма в этом слове?
- Запишите это слово?
2. Работа в парах.
- Подберите к этому слову однокоренные слова.
3. Проверка.
- К каким частям речи относятся записанные слова выполнения задания.
III. Постановка учебных задач
- А я придумала слово снегопад. (Слайд)
- Выделите корень.
- У вас нет единого мнения. Вы по-разному определили корень в слове снегопад. Значит,
сегодня на уроке нам необходимо… (дети продолжают предложение: разобраться,
сколько корней в слове снегопад.)
- Нам надо узнать, как называются такие слова?
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Будем работать со сложными словами.)
IV. Решение УЗ (открытие нового знания)
1. Беседа.
- Давайте еще раз проговорим слово «снегопад».
- Что значит это слово?
- Подберите синоним, к слову, идет. (Падает)
- Чтобы понять лексическое значение слова, нам понадобилось два слова: снег и падать.
- Определите корень.
- Да, правильно. В этом слове два корня.
- При помощи чего соединяются эти два корня.
- Подведем итог.
- Слово «снегопад» состоит из …
- Соединительная гласная …
- Как вы думаете, как называются слова с двумя корнями?
- Такие слова называются сложными. (Слайд)
- Как вы думаете, почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня)
- Кто может сказать, какие слова называются сложными?
(Слайд) Сложные слова – это ….
- Знаете ли вы еще слова с двумя корнями?
- Хотите узнать больше сложных слов? Поможет нам в этом учебник.
V. Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во
внешней речи)
1.Работа с учебником.
- Прочитайте задание упражнения №138. (Прочитайте сложные слова. Объясните
лексическое значение. От каких слов образовалось каждое слово)
- На экране записан алгоритм ответа: (Слайд)
1)Слово -…
2)Оно состоит из…
3)Соединительная буква…
Дети работают со словами по этому алгоритму «цепочкой». (Слайд. Картинки к таким
словам: водолаз, ледокол, стеклорез, ледоход, углевоз, скалолаз, сталевар, ледокол,
овощевод, скалолаз)
- Запишите любую группу слов в алфавитном порядке, но для начала сначала давайте его
повторим.
2.Работа в тетрадях. Индивидуальная работа.
Учитель контролирует запись. Индивидуально помогает.
3. Вывод.
- Какие слова записал? (Сложные)
- Почему эти слова так называются? (Слова состоят из двух корней, которые соединяются
буквой о или е)
Физкультминутка
(Выходит один ребенок и проводит физкультминутку)
4. Работа с учебником.
- Ю. Коваль придумал свое сложное слово. Хотите узнать? Давайте прочтем текст
упражнения №139
- Какое же сложное слово придумал Ю. Коваль? (Это слово «снегодождь»)
- Почему автор употребил его?
- Почему это слово сложное?
4. Работа тетради.
- Какое письменное задание надо выполнить? (Списать, вставляя пропущенные буквы)
- Выполните задание, которое дано в упражнении № 139.
5. Проверка выполненной работы. Групповая работа.
Задание для первой группы.
- Назовите слова с безударной гласной, называйте проверочные для этой безударной.
Задание для второй группы.
- Назовите словарные слова
6. Коллективная работа.
- А что обозначает единица возле слова?
- Выполнить звуко-буквенный анализ слова.
Один ребенок будет работать у доски.
VI.Закрепление способа действий.
1.Работа в парах.
- На парте у вас лежит листочек, на котором записаны слова. Вам необходимо
подчеркнуть только сложные. (Мышеловка, птица, водопад, мышка, подводный, полёт,
птицелов, самолёт, ловить, самовар.)
2. Проверка.
VII.Рефлексия
1.«Мозговой штурм»
- У меня для вас интересный вопрос. Всегда ли достаточно два корня, чтобы появилось
сложное слово? Например, такие корни: -пыл- и -сос-? (Слайд)
- Нет, потому что не хватает соединительной буквы.)
VIII. Подведение итогов.
1.. Беседа.
- Что нового узнали сегодня на уроке
- Что на уроке было для вас интересным?
- Что лучше удалось выполнить на уроке?
- Кому вы благодарны за сотрудничество?
IX.Домашнее задание.
-Я предлагаю выбрать для себя упражнение: № 140(в каждой группе слов найти лишнее.
Выделить в этих словах корень), № 141 (подобрать слова по указанным значениям,
выделить в них корень. Составить предложение)