Напоминание

"Технология индивидуальной работы с обучающимися"


Автор: Мишина Ольга Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "Дом детского творчества с. Выдрино"
Населённый пункт: Республика Бурятия. Кабанский район. с. Выдрино.
Наименование материала: Доклад по самообразованию
Тема: "Технология индивидуальной работы с обучающимися"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад по самообразованию

Тема: «Технология индивидуальной работы с обучающимися.»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и

поддержки одаренных детей. Жизнь требует от дополнительного образования подготовки

выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям. Именно это имея

ввиду психолог и писатель Г.Томпсон, говорил: «способности- объяснение вашего успеха»

В дополнительном образовании ничего не должно формироваться насильно; напротив,

оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает

питательную

среду

для

его

развития.

Содержание,

методы

и

приемы

технологии

личностно-ориентированного

обучения

направлены,

прежде

всего,

на

раскрытие

и

использование познавательной деятельности.

Мы не заставляем ребенка учиться, а создаём условия для грамотного выбора каждым

содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Подросток приходит в свободное

время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и

понравившегося ему педагога. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть

возможности каждого, организовать совместную деятельность.

Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных,

морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим

возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и

систематической воспитательной работы

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуальная работа.

В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в

воспитательном процессе, в работе с подростками.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных обучающихся,

направленная

на

самовоспитание,

на

выполнение

заданий

учителя

и

поручений

коллектива, выходящих за рамки учебных программ .

Индивидуальная деятельность не ограничивает потребности детей и подростков в

общении, но позволяет каждому найти свое место в общем деле. Целенаправленная

индивидуальная работа обучающихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в

полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность.

Эта

деятельность

требует

от

учителей

знания

индивидуальных

особенностей

обучающихся,

изучения

путем

бесед,

наблюдений,

анкетирования

их

интересов

и

стремлений, положения в коллективе сверстников, среды, окружающей ребенка.

Педагог должен обратить внимание:

П

роявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход .

Уровень развития познавательных способностей.

Способность работать самостоятельно

Причины плохой успеваемости: запущенность материала, нежелание, отсутствие

силы воли, лень.

Работоспособность на занятии.

Устойчивость познавательных интересов.

Самооценка.

Самокритичность

Стремление к успеху.

Самоконтроль

В этой связи индивидуальная работа с детьми, с одаренными детьми являются крайне

необходимой.

В настоящее время существует две точки зрения: «все дети являются

одаренными»-«одаренные дети встречаются крайне редко». Одни полагают, что до уровня

одаренного можно развивать практически любого здорового

ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других

«одаренность»-уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется полету

одаренных детей.

Какое же должно быть основание, чтобы ребенок считался одаренным?

Одаренные дети- это дети, которые признаны образовательной системой: превосходящими

уровень интеллектуального развития детей определенного

возраста. На сегодняшний день большинство психологов признает, качественное

своеобразие и характер развития одаренности- это всегда результат сложного

взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,

опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время

нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности,

лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема работы с учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского

общества, ведь одна древняя мудрость гласит: «Каковы сегодня дети, такими станут завтра

министры и президенты». Поэтому остро встает вопрос о разработке системы работы с

такими детьми, которая бы включая в себя разные уровни, такие как:

выявление одаренных детей и развитие творческих способностей на занятиях;

развитие способностей в дополнительном образовании ( конкурсы,

индивидуальная, проектная работа);

создание условий успешности по работе с одаренными детьми.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся в любой социально

значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как

достижения и как возможность достижения. Необходимо принимать во внимание и те

способности, которые уже проявились, и те,

которые могут проявиться. Поэтому

одаренным ребенком можно считать ребенка, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких

достижений) в

том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом

развития конкретного ребенка. Вместо одномоментного отбора одаренных детей

необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в

процессе их обучения.

В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одаренных детей.

Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время занятия. Это

позволяет определить первые признаки одаренности среди обучающихся. Они имеют ряд

особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают вопросы,

склонны к размышлению, отличаются хорошей памятью, придумывают различные

сюжеты и т.д.

Проблема выявления одаренных детей сложна и следует иметь ввиду, что критерии

одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированы они могут меняться.

Индивидуальный подход в работе – это не простое общение с детьми, это

педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом

зависит от умения педагога организовать и вести индивидуальную работу, терпения и

желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей

подростков помогают качественно решить поставленные задачи. Успех в работе зависит

во многом от того, сумеет ли педагог помочь ребенку раскрыть и реализовать свои

возможности.

Цель и задачи индивидуальной работы формируются:

на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей

воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон

(наблюдение, беседы с учеником, родителями);

осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов в достижении цели

оказания помощи;

систематический анализ достигнутых результатов.

Основные принципы индивидуальной работы:

Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой

требовательностью. Все требования должны быть конкретными, понятными и

определенными.

Органически сочетаться с уважением к воспитанникам

Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его

положительные качества. Критика должна быть принципиальной,

доброжелательной. Критиковать можно действия, но не личность.

Подход к подростку должен быть с глубокой верой в него.

Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

Оперативно изменять формы и методы воздействия при необходимости;

Планомерность в деле.

У каждого педагога свои цели.

Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с

воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка.

Индивидуальная работа ведется в соответствии с определенными маршрутами для

каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы.

Методы индивидуальной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание

проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные

практические работы.

Методы контроля: тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль. Применяю формы

работы, направленные на развитие креативности обучающихся: различные конкурсы

(международные, всероссийские, муниципальные конкурсы).

Хочу отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на

пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей,

реализуя то, что Л.С. Выгодский назвал

«зоной потенциального развития».

Мною накоплен опыт при обучении детей по декоративно прикладному направлению

показал: выполнение заданий учащимися, отражаются не только содержание изучаемого

ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности

школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающийся характер.

Например: «Корзина с цветами» «Осенняя полянка», «Кукла» работа из бересты,

настенное панно «Лебеди»; « Цветы » тестопластика , и др.

Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития

одаренных учащихся обладают дополнительные задания, а также привлечение

школьников к участию в конкурсах разного уровня, к которым присуще элементы

творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества. («Радуга

талантов» п. Селенга)

Таким образом , можно сделать вывод, что занятия декоративно прикладного творчества в

дополнительном образовании являются одним из самых важных этапов в развитии

способностей одаренных детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым

ребенком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес

к декоративно-прикладному виду деятельности. Именно они, впоследствии, и становятся

основными участниками творческих групп.

Современная материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса

дает мне возможность расширить диапазон индивидуального образования.

Целостную картину результатов обучающихся дает система портфолио.

Итак :

Технология индивидуального обучения (адаптивная) – индивидуальный подход и

индивидуальная форма обучения является приоритетными. В нашей студии применяются

следующие варианты учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения

на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности;

Создана учебная программа по направлениям.

Главное достоинство индивидуального обучения выражается в том, что оно позволяет

адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным

особенностям каждого учащегося, следить за продвижением в обучении и корректировать.

В результате учащейся работает экономно, контролирует свои затраты, что гарантирует

успешное обучение.



В раздел образования