Напоминание

"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"


Автор: Смолянова Ирина Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Составила:

Смолянова И.А.,

методист МБУ ДО

«Центр внешкольной работы»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

2

2.

Основные понятия

2

3.

Педагогическая поддержка самоопределения в творчестве

3

4.

Педагогическая поддержка авторства

4

5.

Ступени творческой деятельности

5

6.

Рекомендации по созданию творческой обстановки на занятии

6

7.

Принципы творческой деятельности

7

8.

Методы и тактики педагогической поддержки в творческой деятельности

8

9.

Заключение

11

10

Список литературы

12

ВВЕДЕНИЕ

В

«Концепции

модернизации

дополнительного

образования

детей

Российской

Федерации

до

2010

года»

подчеркнута

важнейшая

роль

учреждений

дополнительного

образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей

и

интересов

личностного,

социального

и

профессионального

самоопределения

детей

и

молодежи.

Среди

основных

задач

определяется

создание

условий,

позволяющих

ребёнку

приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве.

Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными

социально-педагогическими

возможностями

по

развитию

творческих

способностей

обучающихся в различных областях образовательной деятельности

, так как обладает рядом

преимуществ

перед

системой

общего

образования

и

учреждениями

культуры:

возможность

свободного выбора каждым ребенком направления и вида деятельности, ш

ирокие

возможности

для

реализации

личностно-ориентированного

подхода,

способствующего

развитию

мотивации

личности

к

творчеству

и

самореализации,

создание

условий

для

самопознания и самоопределения личности

и т.п.

Задача дополнительного образования — помочь подросткам сделать правильный

выбор, учитывая свои интересы и наклонности. Раскрыв свои потенциальные способности

и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к

реальной

жизни

в

обществе,

научится

добиваться

поставленной

цели,

выбирая

цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Родителям

и,

тем

более,

педагогам

следует

уделять

особое

внимание

интересам

и

склонностям

детей

к

тем

или

иным

видам

деятельности

(художественной,

тех нической,

спортивной и др.) и ориентировать учащихся на реализацию своих способностей в учреждениях

дополнительного образования.

На современном этапе дети постепенно превращаются из потребителей готовых

идей, знаний и продуктов деятельности в создателей и творцов новых оригинальных

решений. Соответственно, главной целью системы обучения становится пробуждение и

поддержание в учащихся исследовательских интересов, инициативы, настойчивости и

независимости суждений.

Педагогическая

поддержка

может

осуществляться

в

разнообразных

формах

деятельности педагога и в разных сферах, в частности в общении и творчестве, при решении

проблем самоопределения учащихся посредством творческой деятельности.

Задача педагога — организуя поддержку, найти такой стиль отношений, при котором

ребенок

остается

в

ответственной

позиции

по

отношению

к

своим

проблемам

и

может

получить помощь педагога, когда его собственных усилий недостаточно.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Творческая деятельность – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и

отличающееся

неповторимостью,

оригинальностью

и

общественно-исторической

уникальностью.

С точки зрения некоторых ученых творчество – генерирование новой информации в той

или иной области науки, техники, производства, искусства или жизнедеятельности людей в

целом.

В общественном же смысле слово «творчество» означает искать, изобретать и создавать

нечто

такое,

что

не

встречалось

в

прошлом

опыте

не

только

общественном,

но

и

индивидуальном.

В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия

творчества (креативности): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения

в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому

осознанию своего опыта».

Педагогическая

поддержка

творческой

деятельности

учащихся – система личностно

ориентированных методов и приемов, содействующих ребенку в реализации его творческих

2

возможностей, в сотворении собственного образа жизни, в решении новой для него художественной

задачи как одного из способов преодоления жизненных проблем.

Цель

пед.поддержки

максимально

содействовать

воспитаннику

в

проявлении

потребности

в

творческой

самореализации,

помочь

ему

в

работе над

самим

собой,

в

творческой самореабилитации «наперекор проблемам».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В ТВОРЧЕСТВЕ

Рассмотрим

такое направление

действия

педагогической

поддержки,

как решение

проблем

самоопределения

подростка

посредством

творческой

деятельности.

О.С.

Газман

рассматривал

детское

творчество

в

целом

как важнейшую

сферу

самоопределения

и

самореализации

ребенка.

Он говорил

о поддержке человека в творческом самовоплощении.

Проанализируем, какие возможности открывает поддержка в самоопределении школьников,

используя в качестве средств их художественную деятельность.

Содержание и суть поддержки творческой инициативы — показать ребенку, что он,

создавая

оригинальное

произведение

в ситуации

нравственного

или

жизненного

поиска,

способен выйти на самостоятельное решение проблемы и расширить опыт самоопределения.

Если у воспитанника возникают отрицательные или положительные эмоции, то их можно

трансформировать в творческое состояние и затем в художественное содержание. Такая дея-

тельность стимулирует решение проблем культурными средствами.

Педагог помогает воспитаннику анализировать собственное произведение, избавиться

от

боязни

быть

неуспешным.

Тем

самым

он содействует

становлению

способности

самоанализа,

проектирования

собственных

действий,

рефлексии,

эстетического

вкуса,

а

также стремлению добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути.

Перед

педагогом

встают

конкретные

психолого-педагогические

задачи

(тесно

связанные

с

художественно-педагогическими задачами):

помочь

воспитаннику

выразить

отношение

к

своей

проблеме

и

к жизни

в

целом

художественными

средствами;

помочь

ребенку

перевести

личностные

проблемы

в

предмет

и

с одержание

художественного осмысления;

помочь

осознать

ценность,

цели

и

перспективы

творческой самореализации

в

творчестве и собственной уникальности;

помочь

учащемуся

стимулировать

аналитическое,

конструктивно-критическое

отношение к миру;

помочь развивать рефлексию;

помочь

подростку

культивировать

эмоциональное

и

конструктивное

отношение

к

своему творчеству;

создать

условия

для

включения

подростка

в

разнообразную

творче скую,

художественную,

техническую,

исследовательскую деятельность;

помочь в освоении способов творческой самореализации;

оказать помощь в устранении препятствий в негативных ситуациях саморазвития (в

зонах неустойчивости и кризиса).

Поддержка

самоопределения

в

творчестве

ведет

к

углублению

индивидуальных

способностей

воспитанника.

Выражение

индивидуальности

в

творчестве

результат

осознания растущим человеком своего отличия, своих преимуществ и возможностей в само-

стоятельном художественном творчестве, в обретении собственного смысла жизни.

В содержание поддержки самоопределения в творчестве

входят

следующие

тактики

и

методы:

помощь в «снятии своей проблемы» посредством творчества;

содействие в создании адекватного образа мира;

помощь в понимании себя в этом мире и «предъявлении себя»;

поощрение самостоятельного выбора творческих задач;

3

стимулирование осознания подростком своих отношений с миром с помощью

творчества;

содействие выстраиванию гармоничных взаимоотношений с людьми и формированию

значимых смыслов и ценностей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АВТОРСТВА

Развитие творческих качеств подростка свидетельствует о наличии особой – творческой

и одновременно личностно значимой – способности, которая проявляется в самостоятельных

решениях,

в

рамках

продуктивного

решения

проблем,

пробах себя

в

художественной

деятельности, а также в фантазиях, мечтах, воображении, играх.

Подросток постоянно ищет себя, создавая собственные творческие работы, свободно

импровизируя,

доказывая

свою

«надси

туативную активность» во всех видах деятельности,

отстаивая

свою точку зрения с помощью порой даже неадекватных мер. Они помогают

подростку осваивать роль «автора» в различных областях жизнедеятельности.

Авторство

традиционно определяется как состояние и фиксация статуса художника и

писателя, как принадлежность произведения автору.

Это понятие чаще носит искусствоведческий и психологический характер, употребляется

как метафора. Но остаются недостаточно проработанными особенности его проявления в сфере

образования.

Как же происходит становление авторства подростка в процессе его саморазвития и

образования при поддержке педагога?

Особенности

проявления

авторства

в

образовательной

среде

и

художественной

деятельности подростка можно охарактеризовать как развитие

потребности

в

творческой

самоидентификации – одной из сторон культурной идентификации.

Культурная идентификация подростка –

постижение

им

своего места

в

культуре,

приспособление к ней, попытки построения спо соба ее активного освоения. Самоидентификация

подростка выступает в целом как один из компонентов самоопределения и включает осознание

своей самости («Я»), понимание включенности в мир других и мир культуры. Подросток задает

себе вопросы: что означает мир вокруг меня и что я в мире; могу ли я быть Автором своей

жизни, в творчестве?

Феномен авторства тесно связан с идентификацией подростка, проявляясь тогда, когда

он пытается разрешить внутренние или внешние противоречия и проблемы в образной форме.

Подросток открывает для себя, что преодоление внутренних кризисов саморазвития можно

культурно оформить и найти новые способы деятельности, новые формы общения, присущие

ему как индивидуальности, как автору.

Опыт

показывает,

что

авторство

проявляется

у

подростка

в результате

проб

самореализации в условиях интенсивного формирования индивидуальности и индивидуальных

художественных способностей.

Одно

из

условий

совместная

творческая

деятельность

учащихся и педагога на занятиях (на первом этапе) и самостоятельное продолжение ее в

индивидуальных творческих опытах.

Педагогическая поддержка авторства подростка призвана помочь ему

в психологическом контексте

:

осознать себя творцом своей судьбы;

учиться рефлексивным способам реальной самооценки;

осознать его авторство действия;

стимулировать авторские позиции в отношении к миру и людям;

в культурном контексте:

понять значение культурной самоидентификации;

осознать себя «культуртрегером»;

выработать адекватную самооценку своего творчества;

осознать роль авторства (субъектности) в культуре;

понять сложную самоорганизацию культуры и место в ней

4

подростковой субкультуры;

в

художественном контексте

:

осознать себя как автора собственных произведений;

выбирать авторскую позицию и художественный вкус;

учиться решению художественной задачи;

учиться интерпретации собственных произведений;

понять свою роль в сотворчестве и соавторстве.

Педагог – не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных

взаимоотношений между взрослым и подростком.

Он

помогает

воспитаннику

развивать

рефлексию как способ выявления самооценки и художественного анализа своего творчества.

Важно установить психологический контакт с ребенком и пробудить взаимное доверие.

Лучше всего достигать этого в совместной творческой деятельности, в ситуации, когда педагог

открывает свой внутренний мир подросткам, помогая им тем самым не только принять его,

но и раскрыть ему свои ожидания и интересы.

В условиях, когда учащиеся ведут активный

диалог по поводу разных культурных и субкультурных норм и ценностей, когда они включены в

активную творческую деятельность, не ограниченную рамками стандартных программ, их

культурная самоидентификация не только протекает интенсивно, но и открывает в них не

проявленные ранее творческие способности.

Начало этих процессов общеизвестно. Подросток пробует себя в одном или нескольких

видах художественного творчества, открывает

в

себе

творческие

задатки

и

начинает

с

интересом осваивать новое поле деятельности, используя ее как средство самоопределения. Этот

этап проходят все дети и подростки: они рисуют, сочиняют стихи и музыку.

На следующем этапе (где собственно и проявляется «феномен авторства») подросток

начинает осознавать себя в качестве автора конкретных произведений. У него появляется

желание выразить свои эмоции и душевное состояние в образной форме произведения, растет

стремление работать над своим произведением, совершенствовать его; подросток начинает

анализировать свое произведение в искусствоведческих терминах. Часто первоначальная

жизненная проблема отходит на второй план.

СТУПЕНИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всего можно назвать пять восходящих «ступеней творения» – психолого-педагогические

программные этапы развития авторства.

Первый, начальный, этап. Возникает первый мотив «Творить –

это интересно». Ребенок –

в роли искателя. У него появляются первый культурный интерес и робкое желание худо-

жественного самовыражения и выражения своей проблемы.

Второй этап. «Творить – это радость для себя и других». Ребенок – открыватель. Его

интересы расширяются, он открывает в себе новые переживания и хочет донести новые чувства

до других. Усиливается мотив творчества, появляется стремление к успеху.

Третий этап. «Творить – достойно Человека». Воспитанник – в роли мыслителя.

Деятельность становится более активной, а мотивация

к

художественному

творчеству –

постоянной.

Четвертый

этап.

«Творить – это

ответственно».

Творчество учащегося приобретает

черты самобытности. Он осознает свои художественные потребности и возможности. Он

учится ставить социальные и культурные задачи творчества.

Пятый этап. «Творить – значит жить». Ребенок –

автор, «деятель». Он осознанно

создает произведения. У него выработа

лись позиция, вкус, стиль. Он переносит принципы

творчества на свою жизнь.

Эти

ступени

роста

позволяют

учитывать

самобытность

различных

этапов

художественного

творчества,

особенности

социального

и

культурного

контекста

жизни

ребенка, сложность внутреннего мира. Движение по «ступеням» отражает опыт творческой

жизни, его обогащение — главное средство формирования разных форм авторства.

Педагог,

исходя

из

уровня

развития

воспитанника

и

ситуации

каждой

ступени

саморазвития:

5

-

поддерживает его интерес к творчеству;

-

создает

условия

для

того,

чтобы

творчество,

несмотря

на встречающиеся

трудности, приносило ему внутреннюю удовлетворенность;

-

способствует осознанию ответственности за результаты творения;

-

с о д е й с т в у е т

с т а н о в л е н и ю

у с т о й ч и в о й

п о т р е б н о с т и

р е б е н к а

в художественном творчестве.

Педагог побуждает воспитанника к самостоятельному использованию внутренних сил,

к пониманию ответственности свободы самовыражения, помогает самостоятельно ставить и

решать

нравственные,

экзистенциальные

вопросы

жизни.

Взаимодействие

педагога

и

учащегося

форма их свободного душевного общения, которое сближает их.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА

ЗАНЯТИИ

В содержании деятельности педагога следует выделить две функции.

Мотивационная

функция: опора

на

интерес,

расширение

информационного

и

деятельностного

поля,

активизация

потребности в саморазвитии, расширение возможности

самостоятельного выбора. Процессы саморазвития и становления авторства осуществляются

именно

на

основе

личностных

целей

и

ценностей

собственной

деятельности.

Педагог

поддерживает

мотивацию

познания

(учения

и

самообразования),

помогая

сделать

ее

инструментом самоанализа и саморазвития личности.

В методическую функцию входит свободное владение педагогом разнообразием средств и

форм

деятельности

умение

создать эвристические

учебные

ситуации,

обнаружить

культурный

и

эстетический

контекст

общения.

Это

корректное

использование всего

«инструментария»

педагога

в

целях

саморазвития,

расширение

сферы

общения

и

деятельности,

предоставление

условий свободы творчества. Взрослый может брать на себя

функции опытного человека, умеющего решать подобные задачи и организовать рефлексию. В

художественном

контексте

педагогическая

поддержка

содержит

элементы

передачи

художественного

опыта

мастера подмастерью.

Поэтому поддержка — это и одновременно

«взращивание», культивирование таланта.

Для

развития

исследовательской,

творческой

познавательной

деятельности

педагог

должен создавать особую, побуждающую к творчеству обстановку

учебного

процесса.

На

занятии

должна

создаваться

атмосфера

взаимопонимания,

межличностного

взаимодействия,

целеустремленности

и

способности

идти

на

риск.

Педагог

должен

стимулировать настойчивость и упорство учащихся, развивать способность работать над

решением задачи в течение достаточно длительного периода времени.

Группа ученых под руководством С. Париса предложила следующие рекомендации по

созданию

творческой

обстановки в ходе обучения. На сегодняшний день эти рекомендации

считаются общепризнанными в мировом научно-педагогическом сообществе.

Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы дети были готовы к

творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с

окружающими. Их не должно тревожить, будут ли приняты или осмеяны их соображения.

Они не должны бояться сделать ошибку. Педагогам следует воздерживаться от излишних

и, особенно, негативных оценок.

Показывать

учащимся

возможности

использования

аналогий

для

творческого

поиска,

отыскания

новых

ассоциаций

и

связей.

Психологические

исследования

творческих

процессов

показывают,

что

возможности

творческого

поиска

расширяются

за

счет

неочевидных сопоставлений, сравнений.

Давать

возможность умственной

разминки.

Поначалу сама

обстановка совместного

группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо

дать

возможность

учащимся

освоиться

в

новой

для

них

ситуации,

например,

дать

«разогревающие»

упражнения

(обычно

не

связанные

с

содержанием

предстоящей

деятельности).

Поддерживать

живость

воображения, проявления

фантазии

в

учебной

6

обстановке,

так

как

они

являются

фундаментом

творческого

мышления.

Необходимо

развивать

восприимчивость,

повышать

чувствительность,

широту

и

насыщенность

восприятия всего

окружающего.

Но

учащиеся

должны

знать,

что

после

некоторого

периода «созревания идей» все соображения будут критически пересматриваться и часть

их будет отброшена.

Расширять фонд знаний. Объем имеющихся сведений – это база, на основе которой

создаются новые идеи.

Помогать

учащимся

осознать

смысл,

общую

направленность

их

творческой

деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие

задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность,

будут восприниматься лишь как развлечение.

Очень важно не форсировать творческие достижения ребенка, не сравнивать детей

между собой. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже

во многом сложившиеся, личностные особенности.

Нужно

внимательно

присмотреться

к

ребенку.

Может

быть,

если

он

смелый

и

категоричный,

уже

можно

прививать

ему

некоторую

критичность

к

своим

творческим

продуктам.

Если

застенчив

и

не

уверен

в

себе,

то

лучше

пока

просто

подбодрить

и

поддерживать почти любую инициативу. Если стремиться быстро менять задания, отделываясь

первым попавшимся ответом, то хорошо бы научить его задерживаться на одном задании,

находить новые интересные детали, насыщать знакомое новым содержанием, усматривать более

глубокие связи, чем те, которые выступают на первый взгляд. И наоборот, если ребенок увязает

в бесконечных деталях, то лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в

стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к дутой, от одного решения к

другому.

Можно

сказать,

что

развивая

воображение,

творческий

потенциал

ребенка,

мы

затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей и мы должны чутко

улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.

Толчком

к

различным

проявлениям

детского

творчества

могут

служить

посещения

выставок и музеев. Очень важно научить ребят восприятию произведений, которые созданы

другими

людьми.

Если

раньше

в

педагогической

литературе

можно

было

встретить

высказывания о том, что восприятие – это пассивная форма общения с искусством, то сейчас

идет речь о том, что восприятие искусств по-своему активно и действенно. Воспринимая

картины, декоративные вещи, архитектуру, скульптуру, графические произведения, мы думаем о

них, даем им оценку, они ассоциируются с нашим жизненным опытом, остаются в памяти.

Участие

в

концертной,

фестивальной

деятельности

выступает

как

результат

и

стимулирование дальнейших творческих успехов. Особенно значительное влияние на развитие

творческих способностей оказывают различные танцевальные конкурсы, смотры, соревнования,

имеющие состязательный характер. Конкурсы могут быть как городского уровня, где участвуют

хореографические

коллективы

различных

школ,

гимназий,

учреждений

культуры,

так

и

школьного, где непосредственными конкурсантами являются участники одного коллектива. Они

могут соревноваться в различных номинациях, например, как сольные исполнители, в парах, в

тройках или малых группах. Особенно рекомендуется устраивать конкурсы, на которых ребенок

может выступать не только как исполнитель, но и постановщик концертных номеров. Принимая

в них участие, стремясь к победе, ребенок мобилизует весь свой творческий потенциал, имеет

возможность проявить все особенности своей индивидуальности. Концертная деятельность,

творческие поездки позволяют детям приобрести уверенность в себе, в своих силах.

ПРИНЦИПЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

творческой,

как

и

в

любой

другой

деятельности,

можно

выделитьряд

основных

принципов, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации

своих

интеллектуальных,

коммуникативных,

художественных

и

физических

способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и

7

р а з в и т и ю

с в о и х

природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности

личности

учащегося.

Необходимо

не

только

учитывать

индивидуальные

особенности

ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который

реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении

деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным

субъектом жизнедеятельности в коллективе и обществе, способствовать формированию и

обогащению

его

субъектного

опыта.

Межсубъектный

характер

взаимодействия

должен

быть

доминирующим в процессе воспитания.

Принцип свободы выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и

субъектности,

самоактуализации

способностей

ребенка.

Педагогически

целесообразно,

чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал

субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации

учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики

социоцентрического

по

направленности

и

авторитарного

по

характеру

учебно-

воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие и поддержка его устремлений к

самореализации

и самоутверждению

должны

прийти

на

смену

излишней

требовательности

и

чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя

м о т и в а ц и я

д е т е р м и н и р у е т

у с п е х

о б у ч е н и я

и

воспитания ребенка.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность

позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность

учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует

формированию

позитивной

Я-концепции

личности

учащегося,

стимулирует

осуществление

ребенком

дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

МЕТОДЫ И ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д

етские работы очень интересные, яркие, красивые, но многие из них, выполнены по

готовым чертежам и часто с большой помощью педагогов. Можно ли это назвать творчеством?

Дело в том, что детское творчество нельзя рассматривать как нечто

готовое, где роль

взрослых только в том, чтобы регистрировать продукт творчества. Ребенок не может просто так,

и з «воздуха»,

делать «открытия», «изобретения». Творчеству, как и всему остальному, надо

учить. Этому должна предшествовать строго определенная, именно самостоятельная работа.

Под самостоятельностью необходимо понимать то, что учащийся должен сам выбрать тему для

работы, сам найти пути ее решения, возможно прибегая к помощи взрослых или других ребят,

но в этом случае он должен сам попросить о помощи. Таким образом, самостоятельность – это

первая ступень творчества. При этом детскую самостоятельность и творчество нельзя понимать

как что-то изолированное: между ними нет резкой границы.

Самостоятельность,

независимость

суждений

учащихся,

нестандартность

мышления

стоит

всегда

усиленно

поощрять.

Постепенно

естественным

элементом

общения

с

учащимися

должны

стать

творческие

методы,

такие

как

метод

эмпатии

(вживания),

«мозгового штурма», метод комбинирования, образного видения, гиперболизации и т.д.

Эти

методы

позволяют

повысить

вовлеченность

детей

в

творческий

процесс,

стимулировать интеллектуальные усилия на решение поставленной задачи, воспитывать

независимость взглядов и уверенность в своих силах.

На занятиях педагоги создают разнообразные игровые ситуации, в которых ребенок,

вынужден

не

только

осознавать

и

определенным

образом

формулировать

по знавательные

8

задачи, но и в соответствии со своими способностями придумы вать свое уникальное решение.

Отмечу,

что

предоставление

ребенку

на

занятии

достаточного

количества

времени

для

придумывания

и

обсуждения

разнообразных

решений

одной

задачи

и

активного

проговаривания каждого варианта решения является одной из возможностей дополнительного

образования, позволяющей осуществлять индивидуализацию процесса развития творческого

мышления детей.

Методы и тактики педагогической поддержки в творческой деятельности включают:

-

поощрение

интуитивно-образного,

метафорического

мышл е н и я

и

саморегуляции;

-

включенное наблюдение педагога;

-

развитие групповой и индивидуальной рефлексии и, как следствие,

расширение

границ

мировоззрения;

-

широкое использование игры и терапии искусством.

Эти методы не имеют универсальной рецептуры и каждый из них надо использовать

тактично

и

в

условиях

соответствующих ситуаций.

Деятельность

педагога

носит

по

преимуществу

наблюдательный,

диагностирующий,

выжидающий

характер.

Педагог

не

вмешивается в начало процессов, а лишь стимулирует их, стараясь не помешать свободному

поиску ребенка в художественной деятельности. Педагог направляет свои усилия и внимание

на

то, чтобы события жизни воспитанника, какими бы они ни были, питали внутреннюю

работу, доставляя необходимый для творчества материал.

Приемы

развития

интуитивно-образного,

метафорического

мышления.

Они

часто

используются при решении творческих и учебных задач, помогают снять психологические

страхи и барьеры,

раскрыть

творческие

задатки

и

индивидуальное

восприятие.

Основные

приемы — выдвижение педагогом и детьми образных аналогий при обсуждении заявленных

проблем:

-

личностных аналогий (сравнения себя с...);

-

символических аналогий (когда объект — символ чего-либо другого);

-

фантастических образов, свободных фантазий.

Методы психической саморегуляции. Для повышения стабильности действия механизмов

самореализации

и

самоопределения используются

различные

психофизиологические

упражнения

и психологические техники. Например, свободное выражение

эмоциональных

состояний

в

движениях

тела,

переходящих

в

свободный

авторский

танец,

спонтанное

рисование, импровизация в различных образах — это путь, который может привести к снятию

у детей психологических напряжений и раскрытию их творческих способностей.

Метод включенного наблюдения. Действуя постоянно рядом с вопитанником, педагог

наблюдает

за

проявлением

его

эмоций,

за

его

речью

и

деятельностью,

находя

«ключ»

к

пониманию его индивидуальности и тех проблем, которые подросток часто скрывает (но

раскрывает

в

творчестве).

Здесь

эффективна

рефлексия

метод развития

размышлений

учащихся

о

себе

и

понимания

ими

того, что

происходило

на

занятиях

и

в

их

жизни.

Возникающие вопросы обсуждаются в неформальной обстановке.

Рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый

инструмент

мышления.

Она

позволяет

ребенку

осознать

свою

индивидуальность

и

уникальность. Рефлексия становится материалом художественного творчества.

Во

время

педагогического

сопровождения

этих

процессов

педагог

старается

акцентировать внимание подростков на том, что и как они делают, что с ними происходит.

Способы

для

этого

применяются

самые

разные:

устное

обсуждение,

письменное

анкети-

рование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с подростком в

течение занятий, дня или недели. Для учащихся среднего школьного возраста эффективной

оказывается

рефлексия

чувств, пережитых

в

той

или

иной

образовательной

ситуации.

Рефлексия деятельности по достижению целей создает уверенность в

возможности

решить

проблемы посредством творчества.

Приемы расширения миропонимания. Педагог использует для стимулирования

творчества

подростков приемы, позволяющие расширить границы мировоззрения и самосознания. При

общении с подростком педагог находит возможность перейти от обсуждаемой

жизненной

9

проблемы

к

рассмотрению

различных

философских

вопросов.

Он

говорит

с

ним

о

взаимосвязях,

существующих

в

мире,

о

нравственной

ответственности

человека

перед

будущим, стремится пробудить у подростка неравнодушное отношение

к

миру,

благодаря

которому они смогут реализовать творческое, авторское отношение к жизни.

Игры и их роль в творческом саморазвитии подростка. В

работе

с

группой

можно

использовать игровые методы в качестве фактора, обеспечивающего творческое действие детей.

Педагог,

моделируя

ряд

экспериментальных

ситуаций

и

вовлекая

учащихся

в

соигру,

предлагает им испытать себя в новой ситуации.

Целесообразно в игровые методы включать элементы творческого самовыражения. Это

может быть сочинение сказок и их разыгрывание.

Сказка, по словам Дж. Родари, такое же

серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна детям для того, чтобы самоопределиться в

ситуации,

изучить

себя,

оценить

свои

возможности.

Особую роль

в

творческом

самовыражении

играет

сочинение

авторских сказок,

в

которых

находит

выражение

их

проблема.

Игру педагог использует для расширения понимания подростком своего «Я». Игра, как

и искусство, — образная форма познания мира. В ней подростки выступают субъектами,

авторами действия. Придуманные ими игры становятся выражением чувств, раскрывают

их

внутренний мир.

Учащиеся

младшего

школьного

возраста

с

большим интересом погружаются в «мир

животных», а подростки охотнее в «мир человека». Игры служат средством вживания в систему

человеческих отношений и стимулируют творческие способности. Но при создании новой игры

подростки сталкиваются с трудностями в большей степени, чем, например, в сочинении сказок

или

стихов.

Они испытывают трудности в формулировке условий игры и ее содержания.

Обучающие и развивающие игры позволяют школьникам делать выбор, быстро реагировать на

действия

товарищей,

принимать

самостоятельно

решения,

а

не

быть

пассивными

наблюдателями.

Терапия искусством. Методы терапии искусством основываются на том предположении,

что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек

начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить.

В этом контексте различные виды и

формы изобразительного искусства можно рассматривать как средство, которое помогает подро-

стку развивать свой авторский стиль. Этот метод полезен тем, что:

-

предоставляет подростку возможность снять элементы агрессии или обиды в

социально

приемлемой

манере:

рисование,

живопись или лепка — это безопасные способы

разрядки напряжения;

-

у с ко р я е т

р а з в и т и е

худ о ж е с т в е н н ы х

с п о с о б н о с т е й

и

с н и м а е т

внутренние

конфликты

подростка:

подсознательные

конфликты и

внутренние

переживания

легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре;

-

дает

основания

для

интерпретаций

и

диагностической

работы

в

процессе

становления авторства: содержание и стиль художественной работы предоставляют огромную

информацию,

кроме того,

сам

автор

может

внести

вклад

в

интерпретацию

своих

собственных творений.

В контексте педагогической поддержки важны свободное творчество и его конечный

продукт, помогающий снять эмоциональные проблемы ребенка. Поэтому педагог поощряет

детей выражать внутренние переживания спонтанно.

Как

говорил

Карл

Юнг,

воображение

и

творчество

являются движущими

силами

человеческого существа, а творческий процесс не может зародиться и существовать без игры

фантазии. Педагог должен быть заинтересован в активном воображении детей. Оно необходимо

для

творческого

процесса

и

для

самоопределения.

Надо создать

такие

условия,

чтобы

подросток,

фиксируя

свою

фантазию,

не

пытался

сознательно

воздействовать

на

нее.

Например, он безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени под звучащую

классическую музыку различные линии, фигуры. Цель этого упражнения — дать ему возможность

свободно выразить свои эмоции. Затем в течение некоторого времени он смотрит на рисунок и

пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь

осознать

какие-либо

ситуации

и

проблемы.

Совместно

с педагогом идет обсуждение и разбор вспомнившейся

10

ситуации. Затем

остальные

учащиеся

описывают

свои

впечатления

об

этом

рисунке

и

связанные с ним ассоциации. Групповые проекции, наиболее близкие к теме рисунка, получа-

ют

название

«коллективный

образ».

Спонтанное

рисование

служит

наиболее

доступным

способом

освобождения

от

переживания

конфликтных

ситуаций.

Оно

становится

дисциплинирующим средством понимания собственной самоценности.

Организация решения проблемных ситуаций как прием поддержки подростка

в

его

проявлениях

авторства. Педагог

целенаправленно создает проблемные ситуации и помогает

подросткам осознать их, совместно с ними решая следующие задачи:

-

доверять своему собственному восприятию ситуации;

-

раскрепостить

свою

фантазию

и

действия

при

экспериментировании

с

художественным

материалом;

-

д е л а т ь

т о ,

ч т о

п р и я т н о

и

и н т е р е с н о ,

а

н е

с р а в н и в а т ь

с в о ю

работу с другими;

-

осознавать себя в процессе постоянного изменения и самоопределения.

Атмосфера

поддержки

создает

в

группе

благоприятную

психологическую

среду,

и

участники занятий оказываются способными на такие творческие открытия, которые были

невозможны ранее, в условиях «закрытости», до начала взаимодействия с педагогом.

Каждое занятие проводится педагогом таким образом, чтобы сочетались различные виды

художественной деятельности как элементы построения занятия.

Первые минуты занятия занимают разминки, помогающие настроиться учащимся на

работу. Далее педагог специально создает проблемную ситуацию, совместно начиная строить

взаимоотношения в театральной постановке какого-либо сюжета; при этом педагог выводит

себя из данного действия в позицию наблюдателя, иногда комментируя творимое событие.

Обычно на занятиях сами участники начинают оказывать поддержку тому, кто не знал,

как

ему

поступить.

Сделав

выбор

самостоятельно

или

с

помощью

ровесников,

главный

участник

действа

начинает

более

уверенно

«проживать»

данную

роль.

В

течение занятия

педагог, наблюдая, может поставить другого участника коллектива в проблемную для него

ситуацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно,

выбор

наиболее

эффективных

методов

и

техник

обучения

имеет

огромное значение в образовательном процессе, но, следует отметить, что компетенция

преподавателя

является

не

менее

важным

фактором.

Ведь

именно

педагог

создает

атмосферу, которая может вдохновить ребенка или разрушить его уверенность в себе,

поощрить

или

подавить

интересы,

развивать

или

игнорировать

способности,

активизировать

или

тормозить

творческое

начало,

стимулировать

или

выхолащивать

критичность мысли, приближать или отдалять успехи.

Добиться успеха в решении задач творческого развития ребенка сможет только

педагог,

сам

обладающий

этими

качествами,

стремящийся

к

постоянному

самообразованию, совершенствованию своих педагогических способностей, к повышению

уровня своего профмастерства. В связи с этим актуальной становится проблема развития

творческого потенциала педагогов в процессе освоения педагогических инноваций.

Итак, заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется

наиболее

полно,

если

образовательный

процесс

построен

с

учетом

уникальности

и

неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие способностей

каждого учащегося.

Опыт

показывает,

что

учреждения

дополнительного

образования

обладают

большими возможностями для применения современных образовательных технологий, по

сравнению со школами. В основе этих возможностей лежит добровольный осознанный

выбор ребенком и его родителями того объединения, студии, в котором ребенок чувствует

себя наиболее комфортно и в котором его способности реализуются наиболее полно.

В целом многолетняя практика педагогической поддержки самоопределения подростка в

творчестве

и

стимулирования

его

авторства

свидетельствует

о

позитивных

результатах.

11

Учащиеся, пройдя путь формирования авторской позиции в своем художественном творчестве,

после окончания школы продолжают развивать и укреплять

ее,

реализуя

в

жизненном

и

профессиональном пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.

2.

Новые ценности образования: Культуросообразная школа. — М., 2002.— Вып. 2.

3.

Новые ценности образования: Индивидуальность в образовании. — 2004. - Вып. 2 (17).

12



В раздел образования