Автор: Бровцына Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: город Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Рассматривание картины И.И. Левитана "Март"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 «Солнышко»
Конспект занятия по рассматриванию пейзажной картины
И. Левитана «Весна. Март.»
в старшей группе
Разработала воспитатель
Первой квалификационной категории
Бровцына М.Ю.
Тихвин
2016
Программное
содержание: Продолжать
знакомство
с
творчеством
И.
И.
Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учить
видеть
в
картине
средства
выразительности:
цвет
и
форму
предметов,
особенности
композиции.
Развивать
воображение
с
помощью
приёма
«вхождения в картину».
Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник
может выразить в картине определенное настроение. Вызвать эмоциональное
отношение к картине, помочь увидеть красоту весенней природы. Ввести в
активный словарь детей слова: пейзаж, пейзажист, ставни.
Материал к занятию: портрет И. И. Левитана, фото Третьяковской галереи,
картины Левитана «Март» 1895 год Х.М. и «Золотая осень» 1895 год Х.М.,
набор
открыток
«И.
Левитан»
и
подбор
выставки
картины
пейзажной
живописи о весне, диск с произведением К. И. Чайковского, стихотворение А.
Плещеева «Весна».
Предварительная работа: Рассматривание репродукции И. Левитана «Золотая
осень», 1895 год Т.Г. Х.М., наблюдение в природе за погодой в марте (талый
снег, солнечное утро), дидактическая игра «Юный - художник»
- Дети, сейчас вы закроете глаза и будете слушать и представлять то, о чем
рассказывается
в
стихотворении
(А.
Плещеева
«Весна»
под
музыку
Чайковского «Времена года»).
«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
А. Плещеев
- Откройте пожалуйста глаза и расскажите, что вы представили себе, слушая
стихотворение?
- Как вы думаете, о каком времени года в нем говорится?
Дети, где можно увидеть картины?
Д. в музее.
- Ребята, помните, мы с вами рассматривали картину Исаака Левитана? И
как она называлась? («Золотая осень» - показ).
- Сегодня мы рассмотрим еще одну картину Левитана («Март» - выставить).
- Какая красота!
- Посмотрите на эту картину и скажите нравиться ли она вам?
- Как вы думаете, что нам показал художник?
- Как вы думаете, какое время года нарисовал художник?
Как художник показал, что на картине время года весна?
- Ясный или пасмурный день на картине?
- Почему вы так думаете?
- Какую краску берёт художник, чтобы изобразить ясный день?
-
Мотив
картины
начало
весны
в
деревне.
Смотришь
на
картину
и
чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться
в
них,
ощутить
свежесть
и
чистоту
воздуха.
Подставить
лицо
яркому
солнышку и насладиться его теплом.
В
этом
весеннем
пейзаже
солнце
становиться
главным.
Вглядитесь,
как
ласково
оно
освещает
всю
местность.
Греясь
на
солнышке,
замерла
от
удовольствия лошадь. Стена дома золотиста. Яркий свет солнца ложится на
чистый снег, на стволы и ветви деревьев.
- А каким мы видим на картине снег? (Снег на крыше крыльца подтаял; на
дороге снег потемнел; стал рыхлым, осел; появились проталины).
Какую краску добавляет художник, чтобы нарисовать подтаявший снег?
- Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? (Высокое голубое небо;
чистое; ясное и безоблачное).
- Как художник изображает небо? ( художник берет ярко-голубую краску и
добавляет немного белой)
- А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине.
(Стоят неподвижно, отбрасывая тени; стволы устремлены вверх; тоненькие
веточки берез переливаются разными цветами; зеленые сосны).
- Какие линии у веточек деревьев?
Какие краски использует художник для изображения сосен ( от светло –
зеленой до темно – зелёной)
-Как вы думаете сложно художнику изобразить ритм деревьев, как будто они
наклонились.
- На картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие. По чему мы
можем догадаться что он рядом? (Распахнута дверь; снята - с окна ставня;
лошадь ждет человека; на дереве - скворечник).
Как изображает художник лошадь? ( художник берёт коричневую краску)
- Исаак Левитан на картине смог изобразить очень многое.
Физминутка
Я прошу поднять вас - это раз Повернулась голова - это два Руки вниз, вперед
смотри - это три Руки в стороны развести - четыре С силой их к плечам
прижать —это пять Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
-
Каждый
художник,
прежде
чем
будет
рисовать
картину
масляными
красками
на
полотне,
должен
ясно
представить
себе,
как
она
будет
выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные
предметы, то есть продумать композицию картины.
- Сначала художники рисуют небольшие рисунки будущей картины, а затем
переносят на большое полотно. Левитан заранее продумал, какой величины
будут все предметы на картине.
-
Посмотрите,
ближайшие
деревья
художник
нарисовал
крупными,
а
те,
которые находятся дальше маленькими.
- Одинаков ли цвет неба?
- А снега?
- Чтобы добиться нужного цвета - оттенка, художники смешивают краски -
как вы это делаете на палитрах.
- Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных?
(светлых и ярких).
- Как вы думаете, можно ли назвать эту картину радостной? Почему?
- А если бы художник нарисовал тоже самое, но другими красками. Небо
например в темно-серых тучах...? Назвали бы мы такую картину радостной?
-Почему нет?
- Значит, Левитан хотел, чтобы вы, зрители, испытывали радость. И поэтому
художник специально подобрал для картины такие краски. Чтобы через цвет
выразить свое весеннее настроение. Художников, которые пишут картины о
природе, называют художниками - пейзажистами, а их картины - пейзажами.
- А сейчас Саша Одеркова прочтет стихотворение, что же такое пейзаж
(Стихотворение А. Кушнера «Пейзаж»).
«Пейзаж»
Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и
облака,
Или
снежная
равнина,
Или
поле
и
туман,
Обязательно
картина
Называется пейзаж.
- Левитан обладал редким даром понимания природы. О других знаменитых,
талантливых художниках вы еще узнаете.
- Ребята, в Москве есть необычное здание, где собрано много картин разных
художников. Это здание называется Третьяковская галерея. Ее основал, то
есть собрал эти (показ) картины Павел Михайлович Третьяков, поэтому она и
называется Третьяковской. П. М. Третьяков очень любил живопись Левитана
и собрал в своей галереи много его картин.
Анатолий Семенович Гусев - живет в Рыбном, Константин Александрович
Прохоров
и
Иван
Сергеевич
Нефедов
-
в
Дмитрове,
Федор
Васильевич
Шалаев - в Орудьеве, Владимир Сергеевич Купцов - в Яхроме. Есть и
- А сейчас скажите, с творчеством какого художника мы сегодня продолжили
знакомство?