Напоминание

"Метапредметный подход современного урока"


Автор: Кондратенкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Аркинская СОШ
Населённый пункт: с. Аркино, Комаричский район, Брянская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Метапредметный подход современного урока"
Раздел: полное образование





Назад




Метапредметный подход

как условие

проектирования

современного урока

"Не мыслям следует учить, а

мыслить" (И.Кант).

Метапредметный подход –

такая организация

деятельности учащихся,

которая учит способам

использования знаний, в том

числе и в реальной жизни.

Метапредметная деятельность –

деятельность над пределами

учебного предмета, направлена на

обучение обобщенным способам

работы с предметной единицей:

понятием, схемой, моделью, а

также связана с жизненными

ситуациями.

«Знание»

«Знак»

«

Проблема»

«Задача

»

В рамках метапредмета «Знак» у

школьников формируется

способность схематизации. Они

учатся выражать с помощью схем

то, что понимают, то, что хотят

сказать, то, что пытаются

помыслить или промыслить, то,

что хотят сделать.

«ЗНАК»

«ЗНАНИЕ»

В рамках другого метапредмета —

«Знание» — формируется свой блок

способностей. К их числу можно

отнести, например, способность

работать с понятиями,

систематизирующую способность (т. е.

способность работать с системами

знаний), идеализационную способность

(способность строить идеализации)

«ПРОБЛЕМА»

Изучая метапредмет «Проблема»,

школьники учатся обсуждать

вопросы, которые носят характер

открытых, по сей день

неразрешимых проблем.

«ЗАДАЧА»

На метапредмете

«Задача»

учащиеся

получают знание о разных типах задач и

способах их решения. При изучении

метапредмета «Задача» у школьников

формируются способности понимания и

схематизации условий, моделирования

объекта задачи, конструирования

способов решения, выстраивания

деятельностных процедур достижения

цели.

Метапредметные результаты – это

способы деятельности,

применимые как в рамках

образовательного процесса, так и

в реальных жизненных ситуациях.

Особенности метапредметного урока:

-Деятельность учащихся организуется не с целью

передачи им знаний, а с целью передачи способов работы

со знанием.

-Содержание составляют деятельностные единицы,

носящие универсальный характер: понятия, модели,

схемы, задачи, проблемы и т.д.

-Основой метапредметного урока является

образовательная ситуация: возникает ключевая

проблема, которая носит метапредметный характер.

-Педагог заранее отбирает культурно-исторические

аналоги, которые будут предложены ученикам по

рассматриваемой проблеме.

-Работа учащихся представляется в виде наглядного

продукта, поэтому заранее необходимо продумать

конкретный предвосхищаемый образовательный

продукт, который должны будут создать ученики за

время занятия.

Этапы метапредметного занятия (Разработка

образовательной ситуации урока).

Образовательная ситуация – это ситуация

образовательного напряжения, возникающая

спонтанно или организуемая учителем, требующая

своего разрешения через совместную деятельность

всех ее участников, целью которой является

рождение учениками образовательного результата

(идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов,

текстов) благодаря специально организованной

деятельности педагога, который проблематизирует

ситуацию, задает технологию деятельности и

сопровождает образовательное движение учеников

(А. Попов).

Первый этап-это мотивация к учебной

деятельности (Инициирование процесса

познания).

Второй этап – актуализация и пробное

учебное действие.

Третий этап-открытие нового знания

(Поиск методов разрешения

проблемы).

Четвертый этап- Закрепление и включение в систему

знаний (Трансформация незнания в метазнание).

Пятый этап - рефлексия и

домашнее задание.

Признаки метапредметного урока

Самостоятельная (экспериментальная, поисковая

и т.д.) учебная деятельность учащихся

Рефлексия, перевод теоретических представлений в

плоскость личностных рассуждений и выводов.

Активизация интереса и мотивации

обучения учащихся.

Использование образовательных технологий:

-технология совместного обучения;

-технология исследовательской деятельности;

-проектная деятельность;

-проблемно-диалогическая технология;

-игровая технология.

Виды заданий

• Продуктивные задания – это задания,

ход выполнения которых не описан в

учебнике, имеются лишь подсказки.

• Репродуктивные задания нацелены на

предметные результаты, требуют от

обучающихся знакомства с материалом,

заучивания и воспроизведения

В жизни нам постоянно приходится решать

проблемы! А как учить этому на уроке?

Использование «нетипичных задач» на уроке:

с недостаточностью исходных данных;

с неопределенностью постановки вопроса;

с избыточными или ненужными для решения

исходными данными;

с противоречивыми (частично неверными) сведениями

в условии;

допускающие лишь вероятные решения;

с ограниченным временем решения;

требующие использования предметов в необычной

для них функции;

на обнаружение возможной ошибки в решении и др.

например....

Коля уезжает на велосипеде из школы в 4 часа.

Дорога занимает у него примерно четверть часа.

Вечером он собирается вернуться в школу,

поскольку планируется общешкольное

мероприятие. Мероприятие начинается в 6 часов.

До того, как оно начнется, Коля должен успеть

пообедать. Когда он приходит домой, раздается

звонок от его бабушки, которая живет по

соседству. Она хочет, чтобы Каля принес ей

почту, до того, как он уедет на мероприятие. Она

также хочет, чтобы он выгулял ее собаку, а затем

вернулся и немного с ней пообщался. Что Коля

успеет сделать до начала мероприятия? Напиши

свои рассуждения ниже.

Задание на проверку

метапредметных умений

Папа спросил Петю, как он понимает народную мудрость:

«Что посеешь, то и пожнёшь». Петя ответил: «Это

очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет

урожай». Папа предложил Пете доказать свою точку

зрения. Для этого на даче они вскопали 3 грядки

одинакового размера. На первой Петя посеял 20 семян

огурцов, на второй – 100 и на третьей 1000. Петя в течение

всего лета тщательно ухаживал за всеми грядками : поливал,

убирал сорняки, удобрял. В конце августа с первой грядки

Петя с папой собрали 10 кг огурцов, со второй 20 кг, а с

третьей - 8 кг.

Найди в тексте гипотезу Петиного эксперимента и способ

её проверки. Подтвердилась ли Петина гипотеза в ходе

эксперимента?

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные

задания сделать продуктивными

ТРАДИЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ

ПРОДУКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ

Расскажите о

путешествии Семена

Дежнева

Если бы вы входили в

команду Семена

Дежнева, то какое

время года вы

предложили бы для

начала похода?

Почему? А если бы

вы отправились в

Антарктиду?

Отрабатывать

учебные

алгоритмы на

материале

жизненных

ситуаций

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные

задания сделать продуктивными

ТРАДИЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ

ПРОДУКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ

Назовите

выдающихся

личностей первой

половины XVIII века

Почему Петра

Первого считают

великой личностью?

Чем великая

личность отличается

от обычных людей?

Перенести

акцент с

воспроизведения

на анализ

информации

Ситуационные задачи

Ситуационная задача представляет

собой описание ситуации, которую надо

решить, ответив на вопросы

проблемного характера. Такие задания

могут представлять собой проектную

задачу, памятку, инструкцию, другой

презентуемый практический результат

выполнения задания.

Ситуационные задачи

• Подготовка к сдаче ЕГЭ

• Сохранение здоровья и успешная сдача

экзаменов

• Выбор профессии

• Выпускной вечер

• Незнакомка в беде

• Хобби в твоей жизни , или Алладин

своих желаний

• Подарок другу и др.

Метапредметный урок -

такая форма организации учебного

процесса, при которой ученики-

деятельностные мыслители,

первооткрыватели, активные участники

образовательного процесса, в основе такого

урока лежит метапредмет, а результатом

урока является развитие УУД, которые

учащиеся могут использовать как в

образовательном пространстве, так и в

реальной жизни.



В раздел образования