Автор: Малина Ирина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: "Немаленький" поступок маленького человека (по рассказу Альфонса Доде́ "Маленький шпион")
Раздел: среднее образование
1
Малина Ирина Валерьевна,
учитель русского языка
Урок по рассказу Альфонса Доде
́
(1840-1897)
«Маленький шпион»
«Немаленький» поступок маленького человека.
Цель урока: познакомить с творчеством А.Доде на примере рассказа
«Маленький шпион»
Задачи урока:
1.
Образовательные:
развивать умение формулировать определение понятий;
расширять представления об особенностях творчества
зарубежных писателей;
развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и
усваивать информацию;
расширять словарный запас учащихся.
2.
Развивающие:
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных,
познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой
субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
3.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
помощь подростку в экстремальной ситуации (советы
формулируют сами дети, в конце урока даётся памятка).
Ход урока.
1.
Организационный (мотивационный момент) Перед вами паспорт героя,
о котором сегодня на уроке пойдет речь. Внесите его в класс (учащиеся
представляют выполненную дома работу по созданию паспорта героя
произведения).
2.
Учитель:
«Итак,
сегодня
мы
поговорим
об
очень
интересном
произведении знаменитого писателя Альфонса Доде. Оно называется
«Маленький шпион».
Но для начала представьте себе, что вы живёте не в Чите XXI века, а во
Франции в период Франко-Прусской войны (1870 – 1871).
2
Заранее подготовленный ученик рассказывает: «Вы находитесь в
осаждённом Париже. Против вас воюют хорошо вооружённая победоносная
армия нескольких немецких государств. Город в тяжёлом положении, перебои
с едой. Не хватает элементарных вещей, нужных для нормальной жизни.
Каждый день в городе гибнут люди. Защитники города напрягают все силы в
неравной борьбе, чтобы выстоять в тяжёлые дни осады. Все должны
действовать сплочённо, от действий КАЖДОГО зависит судьба всего
города».( по мере рассказывания демонстрируются слайды подготовленной
презентации)
3. Откройте тетради по литературе и запишите тему нашего урока:
Альфонс Дод
е́
(1840-1897
)
Рассказ «Маленький шпион»
(«Немаленький» поступок
маленького человека).
3. Вопросы учителя (опрос).
1.Почему произведение называется «Маленький шпион»?
2. Как зовут главных героев рассказа?
3.Почему имя Стен дано и отцу, и его сынишке?
4.Кто такой долговязый? Почему автор не даёт ему имени?
5. Какое предательство совершил герой?
4.Сравнительная характеристика героев. Составление таблицы по
наблюдениям за текстом и опрос.
1.Интересно понаблюдать за героями и сравнить персонажей. В ваших
тетрадях нарисуйте таблицу:
Стен
долговязый
2.Заполните её, сопоставляя двух героев. Вы может отвечать по памяти
или воспользоваться учебником (2 часть, стр.99-103).
Стен
долговязый
Заплакал, покраснел от стыда, стоял с
опущенной головой, дрожал от стыда,
страха, невидимая рука сжимала его
сердце, побледнел…
Смеялся, пренебрежительно
усмехнулся, с гордым, как у
вельможи, видом вышел…
3. Промежуточный итог. Почему поведение героев так отличается?
4. Долговязый предал Родину из-за голода, страха, не выдержал угроз и
пыток? Нет, его предательство страшнее. Он продал свою честь и убил свою
совесть. Какова цена предательства?(30 франков). Что вам напоминает эта
сумма? (За 30 сребряников Иуда продал Христа). Предательство для истории
человечества не является чем-то новым. Но почему становится страшно от
поступков героев произведения?(Здесь речь идет о детях, втянутых в
порочное дело).
5.Как вы думаете, почему долговязый втянул в своё чёрное дело Стена,
ведь ему это было не выгодно: два человека привлекают больше внимания и
придётся делить деньги?
Примерный ответ: Негодяю хочется, чтобы окружающие люди
перестали быть честными и счастливыми, чтобы позор и нравственная грязь
3
испачкали как можно большее количество людей, особенно всеми
уважаемых.
5. Итак, с помощью какого приёма автор изображает эти персонажи?
Ответ: противопоставление, или антитеза.
5. Составление схемы (в виде графика) по наблюдениям за текстом и
опрос.
1. Мы уже много раз говорили об эволюции героев. Что это такое?
Можно ли проследить эволюцию образа Стена-младшего?
Составим в тетрадях график, где ось вертикали - судьба персонажа, а
ось горизонтали – временные рамки, в которые поставил его автор.
↑
добро
до
предательства
Любовь, счастье,
уважение
жизнь меняется и
появляется шанс в будущем
↗
мечта разбогатеть признание
после
предательства
зло
плохая компания стыд, ужас, раскаяние
предательство
Наводящие вопросы для построения графика:
1.Какой была жизнь героев до предательства? Как к ним относились в
городе? Почему? Куда поместим точку отсчёта нашего графика? С чего
начнём?
2. Какие недостойные чувства и желания поселились в душе мальчика? И в
какой момент это произошло?
Примерный ответ: Стен следил с увлечением и восторгом за азартной игрой
в пробки.
3. Почему опасно было даже смотреть на игру?
Ответ: Деньги- это зло, мальчик сопереживал игрокам и мечтал о
богатстве, внимание ко злу затягивает во зло.
4. Что привело к предательству?
5. Можно ли назвать поступок падением? Куда мы ведём линию жизни героя?
6. Какие эмоции захватили Стена после предательства? Стал ли он таким
4
самодовольным и бесчувственным, как долговязый? Хорошо ли это? Куда
ведём линию графика?
7.Как отец отреагировал на признание сына? Чего лишился маленький Стен?
Как он был наказан?
8. Что означают последние слова отца: «Хорошо. Я верну их пруссакам…»?
Что означает слово «их»?
Ответ: деньги, полученные за шпионаж.
9.Что случилось с отцом мальчика? Можем ли мы провести черту графика до
первоначального уровня? (нет).
10. Почему отец жертвует собой?
Ответ: Хочет загладить вину сына, вернуть обоим доброе имя, быть с теми,
кого предал его собственный сын, взять на себя наказание за страшный
поступок своего ребёнка.
11.Можем ли мы направить стрелку вверх, если подумаем о будущем для
Стена?
Ответ: Да.
12.Благодаря каким двум моментам?
Ответ: раскаяние сына и самопожертвование отца.
6. Составление схемы (в виде графика) на основе размышлений
учеников.
А как выглядел бы наш график, если бы Стен не признался?
добро
зло
Почему мы не знаем о дальнейшей судьбе долговязого? Почему автору это
совсем не интересно?
Ответ: в этом герое нет задатков для исправления.
8. Составление схемы на основе анализа текста.
Итак, в чём же последствия поступка Стена-младшего? Запишите в
5
тетради. Схема заполняется постепенно (по ответам учеников).
Схема (окончательный вариант):
поражение французов, провал атаки Стена могли убить, арестовать
смерть многих ↑
↗
→страшный удар для отца
соотечественников,
знакомых ← → смерть отца в бою
цена крови-
несколько ← →полное сиротство
монет, но и
они не радуют
→ бесчестье
муки совести ← → несчастье
Дополнительные вопросы:
1.Для чего автор вводит образ немецкого солдата (пруссака),
сказавшего мальчику: « Некарашо…Ошень некарашо!»
Ответ: Предательство вызывает презрение даже у неприятеля! А
падение юного существа не оставляет никакого настоящего человека
равнодушным.
2. Почему старый солдат обращается только к Стену, а не к
долговязому?
Примерный ответ: Взрослый человек понимает, что Долговязый не
хочет исправляться, а Стен еще мал, он страдает! Есть надежда, что он
исправится.
8. Составление схемы на основе анализа текста.
последствия
предательства
последствия
предательства
6
Учащиеся отвечают на вопросы в ходе беседы, и как результат заполняется
данная схема:
неопытность ложный стыд зависть
↑ ↑
↗
азартная игра← →неумение противостоять
жадность← соблазну
(это большая опасность
угрозы ← в подростковом возрасте) и
отказать долговязому
страх ← →малодушие, безволие
9. Подведение итогов. Беседа с классом. Итак, вернемся к нашей
теме. Теперь мы можем сказать, почему я дала такое название уроку?(Дети
обобщают все, о чем говорили на уроке).
Какие бы вы дали советы мальчику? Выслушав ребят, можно
предложить им свой вариант советов, раздать карточки («Советы Стену.
Способы борьбы с соблазном»). Дома ученики должны внимательно
перечитать эти советы, обдумать и при желании вклеить их в тетрадь.
Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):
2.
Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!
3.
Не забывай, в чём истинная сила и в чём слабость.
4.
Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!
5.
Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не
удержаться.
6.
Всегда думай о последствиях (для себя, для родителей, для других
людей, а в военное время – и для Родины)!
7.
Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное
решение.
8.
Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших: учителей или
родителей. Хорошее не скрывают.
9.
Не бойся посоветоваться с родителями. Даже если вначале тебя
поругают, потом обязательно помогут.
10.Ничего не нужно скрывать. Правда всегда откроется. «Сколько
верёвочке не виться, а кончик будет!» - говорит народная пословица.
10.Не поддавайся на провокации. В такой ситуации собеседник никогда
не хочет тебе добра. Здесь всегда кроются подвох и опасность, и твой
собеседник знает это.
11.Помни: нечестно добытое не приносит истинной радости.
причины
предательства
7
12.Умей отказывать с твёрдостью. Психологи придумали мудрую фразу,
которую ты всегда можешь использовать. Звучит она так: «Спасибо,
нет!»
Задание: Чему вы научились? Какой урок извлекли для себя?
10. Молодцы, хорошо поработали. Оцените вашу работу на уроке
11. Д.з. – составить диаманту по прочитанному
произведению( образец ее написания у учеников есть, задание
выполняется по желанию). прочитать рассказ Андрея Платоновича
Платонова «Песчаная учительница», несколько учеников могут
получить индивидуальные задания по творчеству писателя и по
подготовке к восприятию содержания текста.
Карточки для ребят удобно распечатывать в следующем виде:
Советы Стену (способы борьбы с
соблазнами):
1.Помни: остановиться можно всегда!
И чем раньше – тем лучше!
2 Не забывай в чём истинная сила и в
чём слабость.
3. Слушайся своего внутреннего
голоса. Это голос совести!
4. Не смотри на то, что вредно. Зло
притягательно, можно не удержаться.
5. Всегда думай о последствиях.
6. Не верь тому, кто тебя торопит.
Тебе мешают принять правильное
решение.
7. Не доверяй тем, кто просит
скрывать что-то от старших!
8. Не бойся посоветоваться с
родителями.
9. Ничего не нужно скрывать..
10. Не поддавайся на провокации.
Собеседник никогда не хочет тебе
добра.
11.Нечестно добытое не приносит
радости.
12. Умей отказывать с твёрдостью
(«Спасибо, нет!»).
Советы Стену (способы борьбы с
соблазнами):
1.Помни: остановиться можно всегда!
И чем раньше – тем лучше!
2 Не забывай в чём истинная сила и в
чём слабость.
3. Слушайся своего внутреннего
голоса. Это голос совести!
4. Не смотри на то, что вредно. Зло
притягательно, можно не удержаться.
5. Всегда думай о последствиях.
6. Не верь тому, кто тебя торопит.
Тебе мешают принять правильное
решение.
7. Не доверяй тем, кто просит
скрывать что-то от старших!
8. Не бойся посоветоваться с
родителями.
9. Ничего не нужно скрывать..
10. Не поддавайся на провокации.
Собеседник никогда не хочет тебе
добра.
11.Нечестно добытое не приносит
радости.
12. Умей отказывать с твёрдостью
(«Спасибо, нет!»).
Советы Стену (способы борьбы с
соблазнами):
1.Помни: остановиться можно всегда!
Советы Стену (способы борьбы с
соблазнами):
1.Помни: остановиться можно всегда!
8
И чем раньше – тем лучше!
2 Не забывай в чём истинная сила и в
чём слабость.
3. Слушайся своего внутреннего
голоса. Это голос совести!
4. Не смотри на то, что вредно. Зло
притягательно, можно не удержаться.
5. Всегда думай о последствиях.
6. Не верь тому, кто тебя торопит.
Тебе мешают принять правильное
решение.
7. Не доверяй тем, кто просит
скрывать что-то от старших!
8. Не бойся посоветоваться с
родителями.
9. Ничего не нужно скрывать..
10. Не поддавайся на провокации.
Собеседник никогда не хочет тебе
добра.
11.Нечестно добытое не приносит
радости.
12. Умей отказывать с твёрдостью.
(«Спасибо, нет!»)
И чем раньше – тем лучше!
2 Не забывай в чём истинная сила и в
чём слабость.
3. Слушайся своего внутреннего
голоса. Это голос совести!
4. Не смотри на то, что вредно. Зло
притягательно, можно не удержаться.
5. Всегда думай о последствиях.
6. Не верь тому, кто тебя торопит.
Тебе мешают принять правильное
решение.
7. Не доверяй тем, кто просит
скрывать что-то от старших!
8. Не бойся посоветоваться с
родителями.
9. Ничего не нужно скрывать..
10. Не поддавайся на провокации.
Собеседник никогда не хочет тебе
добра.
11.Нечестно добытое не приносит
радости.
12. Умей отказывать с твёрдостью.
(«Спасибо, нет!»)