Напоминание

"Немаленький" поступок маленького человека (по рассказу Альфонса Доде́ "Маленький шпион")


Автор: Малина Ирина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: "Немаленький" поступок маленького человека (по рассказу Альфонса Доде́ "Маленький шпион")
Раздел: среднее образование





Назад




1

Малина Ирина Валерьевна,

учитель русского языка

Урок по рассказу Альфонса Доде

́

(1840-1897)

«Маленький шпион»

«Немаленький» поступок маленького человека.

Цель урока: познакомить с творчеством А.Доде на примере рассказа

«Маленький шпион»

Задачи урока:

1.

Образовательные:

развивать умение формулировать определение понятий;

расширять представления об особенностях творчества

зарубежных писателей;

развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и

усваивать информацию;

расширять словарный запас учащихся.

2.

Развивающие:

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных,

познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой

субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

3.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к литературе;

воспитание ценностного отношения к слову;

помощь подростку в экстремальной ситуации (советы

формулируют сами дети, в конце урока даётся памятка).

Ход урока.

1.

Организационный (мотивационный момент) Перед вами паспорт героя,

о котором сегодня на уроке пойдет речь. Внесите его в класс (учащиеся

представляют выполненную дома работу по созданию паспорта героя

произведения).

2.

Учитель:

«Итак,

сегодня

мы

поговорим

об

очень

интересном

произведении знаменитого писателя Альфонса Доде. Оно называется

«Маленький шпион».

Но для начала представьте себе, что вы живёте не в Чите XXI века, а во

Франции в период Франко-Прусской войны (1870 – 1871).

2

Заранее подготовленный ученик рассказывает: «Вы находитесь в

осаждённом Париже. Против вас воюют хорошо вооружённая победоносная

армия нескольких немецких государств. Город в тяжёлом положении, перебои

с едой. Не хватает элементарных вещей, нужных для нормальной жизни.

Каждый день в городе гибнут люди. Защитники города напрягают все силы в

неравной борьбе, чтобы выстоять в тяжёлые дни осады. Все должны

действовать сплочённо, от действий КАЖДОГО зависит судьба всего

города».( по мере рассказывания демонстрируются слайды подготовленной

презентации)

3. Откройте тетради по литературе и запишите тему нашего урока:

Альфонс Дод

е́

(1840-1897

)

Рассказ «Маленький шпион»

(«Немаленький» поступок

маленького человека).

3. Вопросы учителя (опрос).

1.Почему произведение называется «Маленький шпион»?

2. Как зовут главных героев рассказа?

3.Почему имя Стен дано и отцу, и его сынишке?

4.Кто такой долговязый? Почему автор не даёт ему имени?

5. Какое предательство совершил герой?

4.Сравнительная характеристика героев. Составление таблицы по

наблюдениям за текстом и опрос.

1.Интересно понаблюдать за героями и сравнить персонажей. В ваших

тетрадях нарисуйте таблицу:

Стен

долговязый

2.Заполните её, сопоставляя двух героев. Вы может отвечать по памяти

или воспользоваться учебником (2 часть, стр.99-103).

Стен

долговязый

Заплакал, покраснел от стыда, стоял с

опущенной головой, дрожал от стыда,

страха, невидимая рука сжимала его

сердце, побледнел…

Смеялся, пренебрежительно

усмехнулся, с гордым, как у

вельможи, видом вышел…

3. Промежуточный итог. Почему поведение героев так отличается?

4. Долговязый предал Родину из-за голода, страха, не выдержал угроз и

пыток? Нет, его предательство страшнее. Он продал свою честь и убил свою

совесть. Какова цена предательства?(30 франков). Что вам напоминает эта

сумма? (За 30 сребряников Иуда продал Христа). Предательство для истории

человечества не является чем-то новым. Но почему становится страшно от

поступков героев произведения?(Здесь речь идет о детях, втянутых в

порочное дело).

5.Как вы думаете, почему долговязый втянул в своё чёрное дело Стена,

ведь ему это было не выгодно: два человека привлекают больше внимания и

придётся делить деньги?

Примерный ответ: Негодяю хочется, чтобы окружающие люди

перестали быть честными и счастливыми, чтобы позор и нравственная грязь

3

испачкали как можно большее количество людей, особенно всеми

уважаемых.

5. Итак, с помощью какого приёма автор изображает эти персонажи?

Ответ: противопоставление, или антитеза.

5. Составление схемы (в виде графика) по наблюдениям за текстом и

опрос.

1. Мы уже много раз говорили об эволюции героев. Что это такое?

Можно ли проследить эволюцию образа Стена-младшего?

Составим в тетрадях график, где ось вертикали - судьба персонажа, а

ось горизонтали – временные рамки, в которые поставил его автор.

добро

до

предательства

Любовь, счастье,

уважение

жизнь меняется и

появляется шанс в будущем

мечта разбогатеть признание

после

предательства

зло

плохая компания стыд, ужас, раскаяние

предательство

Наводящие вопросы для построения графика:

1.Какой была жизнь героев до предательства? Как к ним относились в

городе? Почему? Куда поместим точку отсчёта нашего графика? С чего

начнём?

2. Какие недостойные чувства и желания поселились в душе мальчика? И в

какой момент это произошло?

Примерный ответ: Стен следил с увлечением и восторгом за азартной игрой

в пробки.

3. Почему опасно было даже смотреть на игру?

Ответ: Деньги- это зло, мальчик сопереживал игрокам и мечтал о

богатстве, внимание ко злу затягивает во зло.

4. Что привело к предательству?

5. Можно ли назвать поступок падением? Куда мы ведём линию жизни героя?

6. Какие эмоции захватили Стена после предательства? Стал ли он таким

4

самодовольным и бесчувственным, как долговязый? Хорошо ли это? Куда

ведём линию графика?

7.Как отец отреагировал на признание сына? Чего лишился маленький Стен?

Как он был наказан?

8. Что означают последние слова отца: «Хорошо. Я верну их пруссакам…»?

Что означает слово «их»?

Ответ: деньги, полученные за шпионаж.

9.Что случилось с отцом мальчика? Можем ли мы провести черту графика до

первоначального уровня? (нет).

10. Почему отец жертвует собой?

Ответ: Хочет загладить вину сына, вернуть обоим доброе имя, быть с теми,

кого предал его собственный сын, взять на себя наказание за страшный

поступок своего ребёнка.

11.Можем ли мы направить стрелку вверх, если подумаем о будущем для

Стена?

Ответ: Да.

12.Благодаря каким двум моментам?

Ответ: раскаяние сына и самопожертвование отца.

6. Составление схемы (в виде графика) на основе размышлений

учеников.

А как выглядел бы наш график, если бы Стен не признался?

добро

зло

Почему мы не знаем о дальнейшей судьбе долговязого? Почему автору это

совсем не интересно?

Ответ: в этом герое нет задатков для исправления.

8. Составление схемы на основе анализа текста.

Итак, в чём же последствия поступка Стена-младшего? Запишите в

5

тетради. Схема заполняется постепенно (по ответам учеников).

Схема (окончательный вариант):

поражение французов, провал атаки Стена могли убить, арестовать

смерть многих ↑

→страшный удар для отца

соотечественников,

знакомых ← → смерть отца в бою

цена крови-

несколько ← →полное сиротство

монет, но и

они не радуют

→ бесчестье

муки совести ← → несчастье

Дополнительные вопросы:

1.Для чего автор вводит образ немецкого солдата (пруссака),

сказавшего мальчику: « Некарашо…Ошень некарашо!»

Ответ: Предательство вызывает презрение даже у неприятеля! А

падение юного существа не оставляет никакого настоящего человека

равнодушным.

2. Почему старый солдат обращается только к Стену, а не к

долговязому?

Примерный ответ: Взрослый человек понимает, что Долговязый не

хочет исправляться, а Стен еще мал, он страдает! Есть надежда, что он

исправится.

8. Составление схемы на основе анализа текста.

последствия

предательства

последствия

предательства

6

Учащиеся отвечают на вопросы в ходе беседы, и как результат заполняется

данная схема:

неопытность ложный стыд зависть

↑ ↑

азартная игра← →неумение противостоять

жадность← соблазну

(это большая опасность

угрозы ← в подростковом возрасте) и

отказать долговязому

страх ← →малодушие, безволие

9. Подведение итогов. Беседа с классом. Итак, вернемся к нашей

теме. Теперь мы можем сказать, почему я дала такое название уроку?(Дети

обобщают все, о чем говорили на уроке).

Какие бы вы дали советы мальчику? Выслушав ребят, можно

предложить им свой вариант советов, раздать карточки («Советы Стену.

Способы борьбы с соблазном»). Дома ученики должны внимательно

перечитать эти советы, обдумать и при желании вклеить их в тетрадь.

Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):

2.

Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!

3.

Не забывай, в чём истинная сила и в чём слабость.

4.

Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!

5.

Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не

удержаться.

6.

Всегда думай о последствиях (для себя, для родителей, для других

людей, а в военное время – и для Родины)!

7.

Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное

решение.

8.

Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших: учителей или

родителей. Хорошее не скрывают.

9.

Не бойся посоветоваться с родителями. Даже если вначале тебя

поругают, потом обязательно помогут.

10.Ничего не нужно скрывать. Правда всегда откроется. «Сколько

верёвочке не виться, а кончик будет!» - говорит народная пословица.

10.Не поддавайся на провокации. В такой ситуации собеседник никогда

не хочет тебе добра. Здесь всегда кроются подвох и опасность, и твой

собеседник знает это.

11.Помни: нечестно добытое не приносит истинной радости.

причины

предательства

7

12.Умей отказывать с твёрдостью. Психологи придумали мудрую фразу,

которую ты всегда можешь использовать. Звучит она так: «Спасибо,

нет!»

Задание: Чему вы научились? Какой урок извлекли для себя?

10. Молодцы, хорошо поработали. Оцените вашу работу на уроке

11. Д.з. – составить диаманту по прочитанному

произведению( образец ее написания у учеников есть, задание

выполняется по желанию). прочитать рассказ Андрея Платоновича

Платонова «Песчаная учительница», несколько учеников могут

получить индивидуальные задания по творчеству писателя и по

подготовке к восприятию содержания текста.

Карточки для ребят удобно распечатывать в следующем виде:

Советы Стену (способы борьбы с

соблазнами):

1.Помни: остановиться можно всегда!

И чем раньше – тем лучше!

2 Не забывай в чём истинная сила и в

чём слабость.

3. Слушайся своего внутреннего

голоса. Это голос совести!

4. Не смотри на то, что вредно. Зло

притягательно, можно не удержаться.

5. Всегда думай о последствиях.

6. Не верь тому, кто тебя торопит.

Тебе мешают принять правильное

решение.

7. Не доверяй тем, кто просит

скрывать что-то от старших!

8. Не бойся посоветоваться с

родителями.

9. Ничего не нужно скрывать..

10. Не поддавайся на провокации.

Собеседник никогда не хочет тебе

добра.

11.Нечестно добытое не приносит

радости.

12. Умей отказывать с твёрдостью

(«Спасибо, нет!»).

Советы Стену (способы борьбы с

соблазнами):

1.Помни: остановиться можно всегда!

И чем раньше – тем лучше!

2 Не забывай в чём истинная сила и в

чём слабость.

3. Слушайся своего внутреннего

голоса. Это голос совести!

4. Не смотри на то, что вредно. Зло

притягательно, можно не удержаться.

5. Всегда думай о последствиях.

6. Не верь тому, кто тебя торопит.

Тебе мешают принять правильное

решение.

7. Не доверяй тем, кто просит

скрывать что-то от старших!

8. Не бойся посоветоваться с

родителями.

9. Ничего не нужно скрывать..

10. Не поддавайся на провокации.

Собеседник никогда не хочет тебе

добра.

11.Нечестно добытое не приносит

радости.

12. Умей отказывать с твёрдостью

(«Спасибо, нет!»).

Советы Стену (способы борьбы с

соблазнами):

1.Помни: остановиться можно всегда!

Советы Стену (способы борьбы с

соблазнами):

1.Помни: остановиться можно всегда!

8

И чем раньше – тем лучше!

2 Не забывай в чём истинная сила и в

чём слабость.

3. Слушайся своего внутреннего

голоса. Это голос совести!

4. Не смотри на то, что вредно. Зло

притягательно, можно не удержаться.

5. Всегда думай о последствиях.

6. Не верь тому, кто тебя торопит.

Тебе мешают принять правильное

решение.

7. Не доверяй тем, кто просит

скрывать что-то от старших!

8. Не бойся посоветоваться с

родителями.

9. Ничего не нужно скрывать..

10. Не поддавайся на провокации.

Собеседник никогда не хочет тебе

добра.

11.Нечестно добытое не приносит

радости.

12. Умей отказывать с твёрдостью.

(«Спасибо, нет!»)

И чем раньше – тем лучше!

2 Не забывай в чём истинная сила и в

чём слабость.

3. Слушайся своего внутреннего

голоса. Это голос совести!

4. Не смотри на то, что вредно. Зло

притягательно, можно не удержаться.

5. Всегда думай о последствиях.

6. Не верь тому, кто тебя торопит.

Тебе мешают принять правильное

решение.

7. Не доверяй тем, кто просит

скрывать что-то от старших!

8. Не бойся посоветоваться с

родителями.

9. Ничего не нужно скрывать..

10. Не поддавайся на провокации.

Собеседник никогда не хочет тебе

добра.

11.Нечестно добытое не приносит

радости.

12. Умей отказывать с твёрдостью.

(«Спасибо, нет!»)



В раздел образования