Напоминание

"Я – Гражданин своего города, своей страны"


Авторы: Жирникова Елена Владимировна, Радькова Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №60"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская обл.
Наименование материала: Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников
Тема: "Я – Гражданин своего города, своей страны"
Раздел: начальное образование





Назад




Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников

«Я – Гражданин своего города, своей страны»

(сроки реализации – 4 года)

Нормативно – правовой и документальной основой Программы духовно – нравственного развития и воспитания на

ступени начального общего образования являются:

Закон Российской федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разработана с учетом опыта реализации воспи-

тательной работы (гражданско-патриотической, культурно-просветительской, научно-познавательной, трудовой, спортивно–

оздоровительной, семейной, профилактической), особенностей образовательного учреждения.

Пояснительная записка. Актуальность.

Планирование воспитательной работы является существенным звеном в системе деятельности педагога. Продуманное

планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной

системы воспитания.

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама

цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка.

Составляющая общих целей - освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение жить в окружающем их мире.

Документ «Наш новая школа», утверждённый президентом РФ, отмечает главные задачи современной школы – это «раскры-

тие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высо-

котехнологичном, конкурентном мире».

А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологиче-

ской основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответ-

ствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных по-

сланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определёнсовременный национальный воспита-

тельный идеал.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей

страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной

школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, уме-

ющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым роди-

телем, обществом и государством в целом.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воз-

действуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитатель-

ное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доми-

нирующим в процессе развития и воспитания.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми,

между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является рост агрессивности, жесто-

кости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и непри-

ятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позициони-

рование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной

солидарности и трудолюбия.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной

задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития

обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически инте-

грирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно по-

лезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, тради-

ционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа «Я – Гражданин своего города, своей страны» способствует решению одной из самых актуальных задач ду-

ховного и нравственного воспитания. Направленность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников

направлена на формирование разносторонне развитой личности учащегося как гражданина российского общества, обладаю-

щего необходимыми знаниями, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и тра-

дициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение чело-

века в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осо-

знаваемый и педагогом, и обучающимися. Таким образом, цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

должна отражатьнравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

соблюдающий нормы и правила общения;

проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;

умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

честный и справедливый;

творящий и оберегающий красоту мира;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

В процессе работы предстоит:

укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установ-

ке личности школьника поступать согласно своей совести;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формули-

ровать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выпол-

нения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование нравственного смысла учения;

формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного

принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника

позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри-

тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к

принятию ответственности за их результаты;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении

результата;

осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах

своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоро-

вья, духовной безопасности личности.

формирование основ российской гражданской идентичности;

пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими

детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга-

низациям, к вере и религиозным убеждениям;

формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу

жизни представителей народов России.

На основе портрета идеально воспитанного обучающегося формулируетсяцель духовно-нравственного развития и вос-

питания—воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,

инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего от-

ветственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационально-

го народа Российской Федерации.

Данная программа ориентирована на реализацию важнейших общественных функций: духовно-нравственное воспитание

младших школьников, развитие и социализацию подрастающих поколений. Это определяет значимость воспитания, как важ-

нейшей сферы деятельности детского сообщества, обеспечивающей, впоследствии, развитие и продолжение самого обще-

ства.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Уровни деятельности

Деятельность

1-ый уровень

2-ой уровень

3-ий уровень

Урок

Освоение базы знаний, переда-

ча информации

Развитие репродуктивных

способностей

Развитие познавательного по-

тенциала

Классный час

Освоение норм и правил жизни

в классе

Развитие чувства ответственно-

сти, коллективизма

Занятие в круж-

ках

Освоение дополнительных зна-

ний

Развитие творческих способно-

стей, самостоятельности

Совершенствование профес-

сионального мастерства

Досуговая дея-

тельность

Организация познавательного

досуга

Поддержание интереса к зани-

мательному досугу

Занятость во внеурочное время

Социум

Овладение нормами и правила-

ми поведения

Развитие чувства причастности

к социуму

Развитие социальной и гра-

жданской активности

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения наци-

онального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Направление «Ученик – патриот и гражданин»

Задачи:

элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни

общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в кото-

ром находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном

управлении;

элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации,

края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанно-

стей.

2. Направление «Ученик и его нравственность»

Задачи:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на приро-

де;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского госу-

дарства, в истории и культуре нашей страны;

уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чи-

стым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и

анализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных

игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в со-

держании художественных фильмов и телевизионных передач.

3. Направление

«Моя

Семь – Я»

Задачи:

изучение мотивов и потребностей родителей.

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах

взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различ-

ных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответ-

ствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализи-

ровать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

4. Направление

«В здоровом теле - здоровый дух»

Задачи:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нрав-

ственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих

его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоро-

вье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5. Направление

«В мире прекрасного».

Задачи:

представления о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обуча-

ющихся

Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания уча-

щихся ведётся в следующих направлениях:

•Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

•Организация родительского лектория по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания в семейном клубе.

•Проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр, тематических расширенных педагогических сове-

тов.

•Выпуск информационных материалов.

•Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных меро-

приятий, праздников, акций:

- традиционная акция «За здоровье и безопасность наших детей», праздники «День знаний»,

Осенний бал, Новогодний праздник, спортивный праздник к 23 февраля, праздник мам, «Полёт в космос», «Парад знаний»,

мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказки леса», «Разноцветный мир», «Солнечный зай-

чик».

- проведение открытых занятий для родителей и расширение образовательной среды путём

привлечения родителей для проведения занятий для дошкольников:

- «Радоваться вместе» (разучивание фольклорных игр с детьми),

- «Поговорим о доброте» (тренинговые занятия)

- «Моя счастливая семья» (оформление презентаций, альбомов)

- «Творческая мастерская» (изготовление игрушек из глины, пластика, гипса);

- «Мои первые исследования» (сотворчество и сотрудничество детей, родителей и педагогов в исследовательской дея-

тельности)

- расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной

деятельности.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального обще-

го образования.

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должно обеспе-

чивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоцио-

нально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (само-

сознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

•воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие уча-

стия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружаю-

щих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

•воспитательного эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника

как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве

общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной

реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценно-

стям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов осо-

бое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной

среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их це-

нить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в само-

стоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свобод-

ным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представи-

телями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения

ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие млад-

ших школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школь-

ную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами дости-

жение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется

межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения

второго уровня воспитательных результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения

в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного

действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий

уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:

выход в дружественную среду;

ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственной современной социальной ситуа-

ции.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нрав-

ственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых наци-

ональных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья,

позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Уровни результатов

1 класс-1-й уровень

Приобретение школьником социальных знаний.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни,

его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся.

2-3 класс-2-ой уровень

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной

среде.

4класс-3-ий уровень

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой обще-

ственной среде.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В нашей школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию

детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и

способных строить жизнь, достойную современного человека.

В начальном звене школы начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином свое-

го Отечества, овладение следующими компетенциями:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,

государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной

структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном до-

стоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах

взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных со-

циальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответ-

ствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализи-

ровать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолю-

бие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка ви-

дах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной дея-

тельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психиче-

ского и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья

человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и

творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах

экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту житель-

ства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценно-

стях.

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора наро-

дов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетиче-

ского отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и

умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в систе-

ме воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспе-

чит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и соци-

ализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и со-

циокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном.

Работа с родителями

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы

в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореали-

зации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи,

терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

Изучение портрета семей

посещение семей на дому с целью изучения социального, образовательного и семейного портрета семьи;

анкетирование родителей;

тестирование;

беседа;

консультации;

родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскур-

сий, походов классного руководителя, родителей и детей.

Повышение психолого-педагогических знаний родителей

университет педагогических знаний;

лекции, семинары;

конференции;

открытые уроки и классные мероприятия;

индивидуальные консультации;

дни «Открытых дверей».

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

родительские собрания;

совместные творческие дела;

помощь в укреплении материально-технической базы;

шефство над неблагополучными семьями.

Литература

1.

Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

2.

Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.

3.

Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.

4.

Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века»,

Вентана-Графф, 2003.

5.

Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

6.

Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике. Омск: ОмГУ, 2004

7.

Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама»,

ООО «Глобус», 2007.

8.

От гражданского образования – к демократической школе: материалы проекта «Роль администраторов школ в гра-

жданском образовании». – Ярославль, 2001

9.

Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.

10.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектиро-

вание, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/

Москва: Глобус, 2006

11.Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

12.Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения.

Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

13.Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва,

1991.

14.Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.

15.Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Ниж-

ний Новгород, 1998.

16.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А.

Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.

17.Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.

18.Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.

19.Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.

20.Балабанова И.П. Уроки этики: учение с увлечением /Начальная школа.-2002, №12

21.Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?/Начальная школа.-2004, №3

22.Лежнева Л.И. Учимся общаться /Начальная школа. – 1990, №12

23.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.:

Пед.общество России, 2002

24.Волович А. Программа по этике для учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ /Воспитание школьников.-2002,

№10

25.Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения 1-4 классы/ М.: Глобус,

2007

26.Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007

Учебно-тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Тема занятий

Часы

1.

Праздник первого звонка

1

2.

Мой школьный дом. Экскурсия по школе

1

3.

Моя семья - моя радость

1

4.

Правила поведения в школе. Урок-игра

1

5.

Экскурсия по школьному саду

1

6.

Я, ты, мы. Игра

1

7.

Кто что любит делать. Конкурс викторина

1

8.

Мисс Осени

1

9.

Дары природы. Конкурс поделок из природного материала

1

10.

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

11.

Моя красивая мама. Конкурс рисунков

1

12.

Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием 30.11

1

13.

История моего города. Экскурсия в музей

1

14.

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора

1

15.

Законы жизни в классе. Урок-игра

1

16.

Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия

1

17.

Фотографии из семейного альбома. Презентация

1

18.

Школа вежливости. Беседа

1

19.

Маленькая страна. Экологическая акция

1

20.

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков

1

21.

Они защищают Родину. Конкурс стихов

1

22.

Загляните в мамины глаза. Праздник 15.03

1

23.

Встречаем Масленицу

1

24.

Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли

1

25.

. Слушаем сказки моей бабушки

1

26.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина

1

27.

Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен

1

28.

В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу

1

29.

Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка

1

30.

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества

1

31.

Десант чистоты и порядка

1

32.

Самый красивый школьный двор. Акция

1

33.

С чего начинается Родина? КВН

1

Учебно-тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Тема занятий

Часы

1.

Урок Мира

1

2.

Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)

1

3.

Обязанности ученика в школе. Беседа

1

4.

Осень в родном городе. Фотоконкурс

1

5.

Подумай о других. Беседа с элементами игры

1

6.

Я- ученик. Беседа с творческим заданием

1

7.

Родной край в древности. Экскурсия в музей

1

8.

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры

1

9.

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений

1

10.

Мой портфель. Игра-экспромт

1

11.

Моя любимая мамочка. Презентация

1

12.

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

13.

Мой любимый город. Беседа

1

14.

Наш город. Конкурс визиток

1

15.

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков

1

16.

Самый уютный класс. Конкурс

1

17.

Экология нашего города. Беседа

1

18.

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек

1

19.

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры

1

20.

Мы и наши права. Урок-игра

1

21.

Игры на развитие произвольных процессов

1

22.

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений

1

23.

Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование

1

24.

По каким правилам мы живем в школе? Игра

1

25.

Широкая Масленица. Игра

1

26.

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов

1

27.

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие

1

28.

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие

1

29.

День птиц. Выставка рисунков

1

30.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей

1

31.

Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества

1

32.

Открытка ветерану. Акция

1

33.

Десант чистоты и порядка

1

34.

Знай и люби свой край. Викторина

1

Учебно-тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Тема занятий

Часы

1.

Кому нужна моя помощь? Беседа с творческим заданием.

1

2.

Кто что любит и умеет делать. Викторина.

1

3.

Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1

4.

Для чего я рожден?

1

5.

Откуда я родом.

1

6.

Почему меня так назвали. Презентация.

1

7.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

8.

Моя семья - моя радость.

1

9.

У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок.

1

10.

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро!

1

11.

Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

12.

Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

1

13.

Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Викторина.

1

14.

Богатыри земли Русской. Экскурсия в библиотеку.

1

15.

Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

1

16.

Мой класс - моя семья. Беседа.

1

17.

Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе.

1

18.

Ты и твои друзья. Игра.

1

19.

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни.

1

20.

По каким правилам мы живем. Игра.

1

21.

Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

1

22.

Знакомства с символами Российского государства.

1

23.

Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Путешествие по страницам журналов.

1

24.

Флаги России. Беседа с творческим заданием.

1

25.

Город, в котором я живу. Конкурс рисунков.

1

26.

Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1

27.

История страны в названиях улиц. Презентации. Доклады.

1

28.

История Отечества. Аукцион знаний.

1

29.

Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.

1

30.

Честь имею. Вам, защитники Отечества! Игровая программа.

1

31.

Животные из Красной книги. Доклады.

1

32.

Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильмов.

1

33.

Чем живет планета Земля? КВН.

1

34.

Судьба Земли - наша судьба.

1

Учебно-тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Тема занятий

Часы

1.

Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

1

2.

«Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры

1

3.

«Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение

1

4.

Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.

1

5.

Панорама добрых дел.

1

6.

Забота о родителях - дело совести каждого.

1

7.

Я и моя семья. Фотовыставка

1

8.

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов

1

9.

Игры с младшим братом (сестрой)

1

10.

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина

1

11.

О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут

1

12.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов

1

13.

Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие 1.12

1

14.

Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов

1

15.

Я и мой класс. Конкурс рисунков

1

16.

Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1

17.

Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

1

18.

Зачем нужно учиться в школе. Диспут

1

19.

Поговорим о толерантности

1

20.

Символика России. Символы нашего края.

1

21.

Государственный праздник - День Согласия и примирения

1

22.

Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети»

1

23.

Основной закон жизни нашего государства. Беседа

1

24.

Я - гражданин России. Игра-викторина

1

25.

Герои России. Сообщения учащихся

1

26.

Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа

1

27.

Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

1

28.

Города-герои. Оформление альбома

1

29.

В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры

1

30.

Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек

1

31.

Знаешь ли ты страны мира? Викторина

1

32.

Семь чудес света. Просмотр видеоролика

1

33.

Я - житель планеты Земля. Круглый стол

1

34.

Берегите природу. Конкурс экологических сказок

1



В раздел образования