Напоминание

" «Развитие сенсорных способностей детей через ознакомление с цветовыми эталонами»"


Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: " «Развитие сенсорных способностей детей через ознакомление с цветовыми эталонами»"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие сенсорных способностей детей через ознакомление с

цветовыми эталонами»

Ахмедулина Людмила Геннадьевна,

заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска

детского сада №41

С л о в о

« э к с т р а с е н с » ,

о т н о с я щ е е с я

к

л юд я м ,

о б л а д а ю щ и м

сверхчувствительными способностями, прочно вошло в наш быт. Но откуда

берутся экстрасенсы? Каждый человек имеет от рождения мощную систему,

готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок

способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е воспринимать

бесконечное разнообразие окружающей среды

Система в организме человека, направленная на восприятие окружающего

мира, называется сенсорной (чувствующей)

Потенциальных экстрасенсов очень много, но далеко не у всех людей в

достаточной

мере

развиваются

природные

способности.

Формированию

полноценного

восприятия

окружающего

мира

и

служит

сенсорное

воспитание.

Основная

задача

сенсорного

воспитания

помочь

ребенку

накопить представления о цвете, форме, величине предметов.

В

своей

многовековой

практике

человечество

создало

определенную

эталонную

систему

величин,

форм,

цветовых

тонов.

Овладевая

этой

системой, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может

сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему

надлежащее определение. Человек воспринимает окружающий мир в цвете и

широко

использует

в

своей

жизни

весь

цветовой

спектр,

созданный

природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально, и

длительное

время

остается

в

сознании

человека.

Он

является

также

сигнальным средством, привлекающим внимание.

Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего

средства

между

объектами,

затем

знака-символа

и

в

последнее

время-

системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета

всегда

учитывались

исторические

условия.

Сначала

человек

увидел,

что

горящие предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве –

голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий самый далекий, а красный

самый теплый.

Цвет

мощное

средство

эмоционального

воздействия

на

человека.

Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей человека. Гете

называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции», считая,

что «цвет-свет-эмоции» являются звеньями одной цепи.

Наличие

цветового

зрения

играет

большую

роль

в

опознавании

изображений,

предметов

окружающего

мира,

позволяет

лучше

различать

детали

объектов

и

воспринимать

большое

количество

информативных

признаков.

Накопление

сенсорных

представлений

предусматривает

знакомство

с

цветом,

формой,

величиной,

включая

по

возможности

основные

разновидности этих свойств. Поскольку эталонная система включает в себя

основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,

синий, фиолетовый), а так же черный и белый, пять форм (круг, квадрат,

прямоугольник,

треугольник,

овал),

три

величины

(большая,

средняя,

маленькая),

то

целесообразно

в

первую

очередь

формировать

у

ребенка

представления именно об этих формах.

Зрительное соотнесение объектов по цвету происходит не только тогда,

когда они находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения

лежит не просто различение, а восприятие цвета. В то же время можно

сказать, что и восприятие цвета и различение не всегда связаны со знанием

названий цветов. Таким образом, в задания можно включать любые цвета и

оттенки.

Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия.

Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его

зрительно, не отличают от другого.

В процессе решения задач у детей формируются знания о системе цветовых

эталонов, навыки обследования цветных предметных изображений, цветовых

сочетаний,

тонкие

зрительные

дифференцировки

при

восприятии

разных

цветовых оттенков, аналитическое восприятие цвета.

Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со

всеми цветовыми тонами, так и овладение их связями и отношениями.

В младшей группе особое внимание уделяется формированию у детей

представлений о красном, синем, желтом, зеленом цветах. Дети в процессе

практических действий учатся узнавать и называть эти цвета: выбирают

заданный

цветовой

эталон

из

множества

разноцветных,

закрашивают

предметное изображение определенным цветом, соединяя представления о

цвете

с

представлениями,

о

реальных

предметах.

У

детей

формируется

отношение к цвету как к важнейшему признаку предметов, расширяются

знания

о предметах, которые имеют постоянный признак того или иного

цвета.

Дидактические

игры

и

упражнения

подбираются

с

учетом

постепенного

их

усложнения,

повторения

с

использованием

нового

наглядного материала.

При ознакомлении детей с системой эталонов цвета следует включать

действия, направленные на сопоставление разных эталонов между собой,

подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. С этой целью

используются упражнения, в которых детям необходимо, например, узнать и

выбрать такой же объект по цвету, оттенку в пространстве (с постепенным

увеличением расстояния восприятия), по наглядно представленному образцу

из множества разноцветных.

Обучение применению представлений о цвете предполагает выработку

умения группировать предметы: сначала различающихся по форме, величине,

назначению, но имеющих одинаковый цвет; затем имеющих одинаковый

цвет, но отличающийся оттенками. Работу с детьми следует начинать с показа

самого

факта

объединения

однородных

по

цвету

объектов

в

группы,

связанного с употреблением педагогом обобщенного названия, представления

детям образца действия по созданию группы.

В средней группе особое внимание уделяется формированию у детей

преставлений

об

оранжевом,

голубом

и

фиолетовом

цветах.

Особенно

трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его со

светлыми

оттенками

синего.

Поэтому,

прежде

чем

познакомить

детей

с

голубым цветом, нужно дать им представление об оттенках, о расположении

цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных тонов.

Знакомство

с

оттенками

дает

возможность

сопоставить

светло-синий

и

голубой

цвета,

установить

их

различие,

а

усвоение

спектральной

последовательности позволяет определить голубой цвет, как находящийся

между зеленым и синим.

Усвоение

сенсорных

эталонов

цвета

осуществляется

в

процессе

практических действий: дети выбирают заданный цветовой эталон, таким

образом,

у

детей

формируется

отношение

к

цвету

как

к

важнейшему

признаку предметов.



В раздел образования