Автор: Зиновьева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Колокольчик" с. Борское Самарской области
Населённый пункт: с. Борское Самарской области
Наименование материала: конспект познавательного занятия
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в
средней группе
Тема: «Зимующие птицы»
Приоритетное направление:
познавательное развитие
Цель:
Формирование представления о зимующих птицах
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее
время;
Формировать умение правильно подкармливать птиц (социально – коммуникативное)
3. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей (речевое развитие)
4. Совершенствовать навыки выполнения разнообразных движений («Физическое
развитие)
Методические приемы:
- словесный (беседа, диалог, рассказ педагога);
- наглядный (рассматривание иллюстраций на экране);
- игровой (физкультминутка);
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации
совместной деятельности
Двигательная
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Игровая
Игра «Какой птички не стало?»
Коммуникативная
Беседа, вопросы, рассказ
Восприятие художественной литературы
Загадки о птицах
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность
воспитателя
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети подходят на ковер к
воспитателю.
Сформирован
интерес к занятию.
Привлечено
внимание детей.
2.
Воспитатель
предлагает
детям
с е с т ь
н а
с т у л ь ч и к и
и
спрашивает
какое
время
года?
Почему вы так думаете?
Воспитатель
хвалит
детей
за
п р а в и л ь н ы е
о т в е т ы
и
загадывает детям загадки:
1.
Чик-чирик!
К
зернышкам
прыг!
Клюй
не
робей,
кто
э то ?
(воробей)
Д е т и
о т в е ч а ю т
н а
в о п р о с ы ,
с л у ш а ю т
загадки, отгадывают их.
Сформирован
интерес к занятию.
Р а з в и т о
у м е н и е
отгадывать загадки.
Задачи:
1
. Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц.
Расширять знания детей о птицах родного края (познавательное развитие)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
3.
Черный
жилет,
красный
берет,
Хвост как упор, нос как топор
(дятел)
4. Белые щечки, синяя птичка.
Остренький
клювик,
собой
невеличка,
желтая грудка-это… (синичка)
5. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Везунья
белобока,
а
зовут
ее
(сорока)
Воспитатель говорит детям, что
всех этих птиц можно назвать
одним словом - зимующие
2.
Физкультминутка
Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
Кулачками трут глаза
Потягиваются
Зевают, прикрывая рот
ладошкой
Движение
бедрами
в
стороны
Прогибают
с п и н к и
вперед
Легкий прыжок вверх
Р уки
полусогнуты
в
л о к т я х ,
л а д о ш к и
соединены ниже пояса
Ноги на ширине плеч
Переступают
с
ноги
на
ногу
Раскачивают
туловища
в
стороны.
Активизирован
словарный
з а п а с
детей.
Снято
мышечно е
напряжение.
3.
Воспитатель
предлагает
детям
послушать
одну
историю
и
рассказывает ее:
Зимой Маша и Витя гуляли в
парке. На снегу ребята увидели
замерзающего
воробышка.
Маша взяла в руки пташку и
Дети слушают рассказ
воспитателя.
Привлечено
внимание детей.
Активизировать
словарный
з а п а с
детей.
Р а з в и т о
у м е н и е
отвечать
четко
на
стала
согревать
его
своим
дыханием.
Ребята
решили
спасти воробья. Они посадили
п т и ч к у
в
р у к а в и ч к у
и
п о с п е ш и л и
д ом о й .
Д о м а
воробей согрелся, стал клевать
с е м е ч к и .
В е ч е р о м
В и т я
с ма с т е р и л
ко рм у ш ку.
Н а
с л е д у ю щ и й
д е н ь
р е б я т а
выпустили воробья на волю, а
кормушку
птицам
повесили
в
парке на березу. Каждый день
дети
приносили
в
кормушку
хлебные
крошки,
семена.
Так
р е бя т а
п ом о г а л и
п т и ц а м
пережить лютую зиму.
Воспитатель задает вопросы:
Вам понравился рассказ ?
Как звали девочку и мальчика ?
Кого они нашли?
Как они помогли воробью?
Что сделал Витя?
А зачем птицам кормушка?
А скажите, что птицам на самом
деле страшнее всего голод или
холод?
Конечно, ребята, страшен голод,
ведь птиц согревают перышки,
а
под
снегом
птицам
трудно
отыскать корм.
А
как
вы
думаете,
ребята
сделали хороший поступок?
Воспитатель
р а с с ка з ы ва е т
детям
каким
кормом
кормят
птиц:
Для
корма
птицам
пригодны
семена
различных
растений:
подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс,
пшено
клюют
только
воробьи,
для
них
годятся
и
хлебные крошки.
Синицы
кроме
семян,
любят
сырое сало или мясо.
Ворона - всеядные птицы.
Снегири
предпочитают
ягоды
рябины, семечки арбуза, тыквы.
Дети
отвечают
на
вопросы воспитателя.
вопросы.
Развито
мышление,
речь,
любознательность.
4
Игра: «Какой птички не
стало?»
Дети закрывают глаза, а
воспитатель убирает одну
картинку и спрашивает детей,
когда они открывают глаза:
Дети закрывают глаза, а
открыв
угадывают
и
н а з ы в а ю т
п т и ч к у ,
которой не стало.
Развито
внимание,
память.
«Какая птичка улетела?»
5
Итог:
Воспитатель: Ребята, а какое
время года сейчас наступило?
Правильно – это зима. А зимой
холодно или тепло? А про что
мы сегодня беседовали? Как
одним словом назвать воробья,
снегиря, ворону и синицу?
Дети анализируют,
отвечают на вопросы
воспитателя.
Р а з в и т о
у м е н и е
обобщать
полученные
знания
и делать выводы.
Сформирован
и н т е р е с
д е т е й ,
любознательность
и
познавательная
мотивация.