Автор: Булах Валентина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Математическое развитие старших дошкольников посредством использования методического игрового набора «Дары Фрёбеля»
Раздел: дошкольное образование
«Математическое развитие старших дошкольников
посредством использования методического
игрового набора «Дары Фрёбеля»
Система дошкольного образования на современном этапе – это интенсивно
развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех
инновационных процессов, которые в нее внедряются. Сегодня каждый из участников
образовательного процесса понимает, что стоять на месте – это значит не в полной мере
способствовать развитию ребенка, а ведь именно в дошкольном возрасте закладывается
фундамент будущего человека.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на
развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его
организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового,
поискового и учебного взаимодействия.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к
познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое
развитие. Стоит отметить, что математическому образованию сегодня уделяется огромное
внимание со стороны государства и правительства, которое приняло Концепцию развития
математического образования в РФ и эта тема остается одной из актуальных в системе
образования в целом, и в дошкольном образовании в частности. Под математическим
образованием в период дошкольного детства понимается целенаправленный процесс
обучения математике и воспитания математической культуры, направленный на
подготовку детей к применению необходимых математических представлений в процессе
жизнедеятельности.
Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать
арифметические задачи. Это и развитие способности видеть, открывать в окружающем
мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами,
знаками, символами.
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития
детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание,
память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся:
аккуратность,
трудолюбие,
инициативность,
общительность,
волевые
качества
и
творческие способности детей. Исследования психологов, многолетний опыт педагогов –
практиков
показывают,
что
наибольшие
трудности
в
школе
испытывают
не
те
дети,
которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не
готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение
слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать,
стремление узнать что-то новое.
Достичь
этого
можно
путем
включения
задач
математического
образования
в
деятельность, которая выходит за рамки программного материала.
И таким инструментом в работе с дошкольниками стала игровая технология «Дары
Фрёбеля».Игровой набор «Дары Фрёбеля» разработан Фридрихом Фребелем – немецким
педагогом 19 века представляет систему занятий игр с мячами и геометрическими телами
– шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и более мелкими и разнообразными их
членениями.
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов,
созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют
развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с
комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и
ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-
исследовательской деятельности.
Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России.
Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их
самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал
в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Ведущее место в
своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей
игре.Образовательная деятельность с использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические
представления, интеллектуально развивать дошкольника; способствуют формированию
активного отношения к собственной познавательной деятельности, учит рассуждать,
объективно оценивать свои умения.
Технология «Дары Фрёбеля» – является эффективной технологией по развитию
интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность и
создана с учетом наиболее существенных дидактических принципов:
Информативность. В нем предусмотрена разнообразная тематика использования
игровых средств из набора с учетом образовательных областей и активности детей
во взаимодействии с предметным окружением.
Вариативность. В структуру программы заложен учет специфики образовательной
организации, реализующей программу дошкольного образования, содержание
воспитания, культурные и художественные традиции народов России.
Принцип системности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний,
умений и навыков.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. сам ребенок –
молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и
научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его
действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с
результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими
темпами и с постоянным успехом.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с
использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у
детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в
парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и
др.).
Принцип педагогики Ф. Фребеля.
Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного
развития детей, формируют у них познавательные интересы и творческое мышление, но и
способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Необходимыми условиями успешной реализации технологии являются:
теоретическая и практическая подготовка педагога, ориентированная на решение
задач математического обучения, владеющего соответствующими умениями и
навыками;
создание особой предметно – пространственной среды, позволяющей детям
дошкольного возраста включаться в работу по усвоению математического
содержания;
психологическая комфортность детей;
учет индивидуальных особенностей личности ребенка.
готовность родителей включиться в совместный с детьми математический
исследовательский поиск.
проблемные ситуации.
Система работы охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через
такие направления как:
совместная образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность дошкольников;
взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность педагога и детей:
Блок совместной деятельности педагога с детьми является основным в формировании у
детей математических представлений. Работа проводится с небольшими подгруппами с
учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Образовательная деятельность
с
детьми
носит
развивающий
характер,
проходит
в
игровой
форме,
с
интересным
содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Структура ОД представлена из 3 - 5 взаимосвязанных между собой по содержанию, но
разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.
Самостоятельная деятельность детей
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий,
которые
способствуют
этой
самостоятельной
деятельно сти. Самостоятельная
деятельность
позволяет
приобщать
ребенка
к
игровому
взаимодействию,
обогащать
математические представления, интеллектуально развивать дошкольника; способствовать
формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учит
рассуждать,
объективно
оценивать
свои
умения. Математика
оттачивает
ум
ребенка,
развивает
гибкость
мышления,
учит
логике,
развивает
память,
внимание,
сообразительность.
Работа может быть эффективна только при условии активного привлечения к ней
родителей на правах полноправных участников образовательных отношений.
Вовлечение родителей в решение задач математического развития осуществляется через
различные формы взаимодействия:
родительское собрание "Математика - это интересно", на котором происходит
знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей и с задачами
математического развития данного дошкольного возраста;
тесты и анкеты с целью выявления уровня знаний родителей о дидактических,
развивающих играх математического содержания: роль, применение игр;
консультации индивидуальные и групповые, которые помогают родителям
ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и
оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи;
индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с
достижениями ребёнка, для правильного выбора литературы и различных видов
математических игр;
папки-передвижки и фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно
увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду, узнать об
опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении;
памятки, которые знакомят родителей с развивающими играми и учат правильному
методическому использованию данных игр в математическом развитии ребёнка;
домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях в
семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей;
открытые показы образовательной деятельности по математике с использованием
игрового набора «Дары Фрёбеля» как итоговые, так и рядовые с целью наблюдения
родителями за продвижением своего ребёнка в процессе обучения.
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствуют вовлечению
родителей в процесс формирования математических представлений и развития у детей
интереса к математическим знаниям, к развивающим играм.