Напоминание

"Использование мнемотаблиц во время НОД"


Автор: Угрина Ольга Игорьевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МКДОУ №388 д⁄с "Малышка"
Населённый пункт: г.Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование мнемотаблиц во время НОД"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ №388 д/с «Малышка»

«Этапы работы по мнемотаблицам во время НОД»

Воспитатель: Угрина О.И.

Новосибирск – 2018 г.

Дошкольное детство является особым периодом в развитии личности. Дети задают множество

вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период

целесообразно познакомить детей с приемами и способами, облегчающими запоминание нужной

информации и увеличивающими объем памяти. От уровня развития памяти зависит насколько

будет интеллектуален и образован человек.

Память – это способность мозга запоминать, сохранять и воспроизводить информацию и

полученный опыт. Память нужно неустанно тренировать. Только в этом случае великий дар,

данный природой, проявит себя максимально эффективно, принесет пользу и сделает жизнь по-

настоящему яркой и насыщенной.

Детям надо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме

знаний. В дошкольной педагогике таким ключом как раз являются мнемотехнические методы и

приемы, наглядные схемы, моделирование, которые повышают эффективность НОД в

дошкольном учреждении. Мнемотехника или мнемоника – это система внутреннего письма,

позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию

зрительных образов.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В идеальном варианте

необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к

мнемодорожкам, а затем – к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или

частично графическое изображение смысловых звеньев изучаемых событий либо литературного

текста. Главное, чтобы нарисованное было понятно детям. Особенность методики – применение

не изображения предметов, а символов. Символы максимально приближены к речевому

материалу. Но на практике оказалось, что дети с речевой патологией, в особенности с ОНР,

забывали трактовку того или иного символа, поэтому при кодировании пришлось использовать

картинку максимально, а символы минимально. Так речевым детям проще и понятнее. Трудность

запоминания заключалась и в том, что нужно запомнить целую фразу в определенном порядке и с

определенной лексикой, поэтому на предварительную работу отводилось чуть больше времени,

чем того требовалось. Более успешному запоминанию способствуют определенные условия:

создание установки на запоминание; заинтересованность (легче запоминается то, что интересно);

яркость восприятия (лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции); образность

запечатления (запоминание, опирающееся на образы гораздо прочнее механического

запоминания).

Мнемотаблицы используются в ходе непосредственно – образовательной деятельности в качестве

дидактического материала для ознакомления детей с окружающим миром; при пересказах

художественной литературы; при заучивании поэтических текстов; при обучении составлению

описательных рассказов. С другой стороны, мнемотаблицы помогают развивать определенные

навыки и умения – звукопроизношение, мелкую моторику, а также значительно обогащают

лексический запас. В любом случае, в структуру мнемотаблицы, можно заложить различную

информацию – обучающую или развивающую.

Самые эффективные этапы работы по мнемотаблицам, по моему мнению, предложены Т.А.

Ткаченко, известным логопедом, заслуженным учителем РФ.

Этапы работы по мнемотаблицам:

- кодирование элементов информации в зрительные образы (при помощи картинок);

- собственно сам процесс запоминания (ребенок, воспринимая картинки, запоминает образ);

- запоминание последовательности информации (информация запоминается по очереди);

- закрепление информации в мозге (повторение информации про себя).

Перед тем, как обратиться к таблице с закодированным текстом, необходимо провести

предварительную работу: прочесть текст в соответствующем месте и в соответствующей

обстановке; придумать мелодию и пропеть его, разыграть в виде мини-сценки или пальчиковой

игры. Затем показываем мнемотаблицу с закодированным текстом, произносим текст, показывая

на соответствующую картинку. Затем предлагаю детям самостоятельно вспомнить текст, делаю

подсказки только в случае затруднения. Если какая-то картинка трудна для понимания ребенка, то

ее можно изменить, обсудив с детьми возможные варианты и выбрав наиболее понятную.

При работе с мнемотаблицами задействованы следующие виды памяти:

- слуховая память, отвечающая за воспроизведение звуков;

- зрительная память, позволяющая запомнить визуальные образы;

- эмоциональная память, позволяющая запомнить информацию наиболее быстро и на более

долгий срок;

- моторная (двигательная) память, которая основана на запоминании, сохранении и

воспроизведении различных движений;

- логическая память, которая опирается на построение смысловых связей между различными

объектами.

Предлагаемая методика имеет высокую эффективность при работе с детьми дошкольного

возраста, так как слово, фраза, предложение запоминается гораздо быстрее, когда ребенок видит

нарисованную образную картинку. С опорой на картинку или символ ребенку легче научиться

работать с памятью, добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний

план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения,

делать умозаключения.

Приложение

Пословицы и поговорки в таблицах

Стихотворения



В раздел образования