Автор: Угрина Ольга Игорьевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МКДОУ №388 д⁄с "Малышка"
Населённый пункт: г.Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование мнемотаблиц во время НОД"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ №388 д/с «Малышка»
«Этапы работы по мнемотаблицам во время НОД»
Воспитатель: Угрина О.И.
Новосибирск – 2018 г.
Дошкольное детство является особым периодом в развитии личности. Дети задают множество
вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период
целесообразно познакомить детей с приемами и способами, облегчающими запоминание нужной
информации и увеличивающими объем памяти. От уровня развития памяти зависит насколько
будет интеллектуален и образован человек.
Память – это способность мозга запоминать, сохранять и воспроизводить информацию и
полученный опыт. Память нужно неустанно тренировать. Только в этом случае великий дар,
данный природой, проявит себя максимально эффективно, принесет пользу и сделает жизнь по-
настоящему яркой и насыщенной.
Детям надо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме
знаний. В дошкольной педагогике таким ключом как раз являются мнемотехнические методы и
приемы, наглядные схемы, моделирование, которые повышают эффективность НОД в
дошкольном учреждении. Мнемотехника или мнемоника – это система внутреннего письма,
позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию
зрительных образов.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В идеальном варианте
необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к
мнемодорожкам, а затем – к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или
частично графическое изображение смысловых звеньев изучаемых событий либо литературного
текста. Главное, чтобы нарисованное было понятно детям. Особенность методики – применение
не изображения предметов, а символов. Символы максимально приближены к речевому
материалу. Но на практике оказалось, что дети с речевой патологией, в особенности с ОНР,
забывали трактовку того или иного символа, поэтому при кодировании пришлось использовать
картинку максимально, а символы минимально. Так речевым детям проще и понятнее. Трудность
запоминания заключалась и в том, что нужно запомнить целую фразу в определенном порядке и с
определенной лексикой, поэтому на предварительную работу отводилось чуть больше времени,
чем того требовалось. Более успешному запоминанию способствуют определенные условия:
создание установки на запоминание; заинтересованность (легче запоминается то, что интересно);
яркость восприятия (лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции); образность
запечатления (запоминание, опирающееся на образы гораздо прочнее механического
запоминания).
Мнемотаблицы используются в ходе непосредственно – образовательной деятельности в качестве
дидактического материала для ознакомления детей с окружающим миром; при пересказах
художественной литературы; при заучивании поэтических текстов; при обучении составлению
описательных рассказов. С другой стороны, мнемотаблицы помогают развивать определенные
навыки и умения – звукопроизношение, мелкую моторику, а также значительно обогащают
лексический запас. В любом случае, в структуру мнемотаблицы, можно заложить различную
информацию – обучающую или развивающую.
Самые эффективные этапы работы по мнемотаблицам, по моему мнению, предложены Т.А.
Ткаченко, известным логопедом, заслуженным учителем РФ.
Этапы работы по мнемотаблицам:
- кодирование элементов информации в зрительные образы (при помощи картинок);
- собственно сам процесс запоминания (ребенок, воспринимая картинки, запоминает образ);
- запоминание последовательности информации (информация запоминается по очереди);
- закрепление информации в мозге (повторение информации про себя).
Перед тем, как обратиться к таблице с закодированным текстом, необходимо провести
предварительную работу: прочесть текст в соответствующем месте и в соответствующей
обстановке; придумать мелодию и пропеть его, разыграть в виде мини-сценки или пальчиковой
игры. Затем показываем мнемотаблицу с закодированным текстом, произносим текст, показывая
на соответствующую картинку. Затем предлагаю детям самостоятельно вспомнить текст, делаю
подсказки только в случае затруднения. Если какая-то картинка трудна для понимания ребенка, то
ее можно изменить, обсудив с детьми возможные варианты и выбрав наиболее понятную.
При работе с мнемотаблицами задействованы следующие виды памяти:
- слуховая память, отвечающая за воспроизведение звуков;
- зрительная память, позволяющая запомнить визуальные образы;
- эмоциональная память, позволяющая запомнить информацию наиболее быстро и на более
долгий срок;
- моторная (двигательная) память, которая основана на запоминании, сохранении и
воспроизведении различных движений;
- логическая память, которая опирается на построение смысловых связей между различными
объектами.
Предлагаемая методика имеет высокую эффективность при работе с детьми дошкольного
возраста, так как слово, фраза, предложение запоминается гораздо быстрее, когда ребенок видит
нарисованную образную картинку. С опорой на картинку или символ ребенку легче научиться
работать с памятью, добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний
план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения,
делать умозаключения.
Приложение
Пословицы и поговорки в таблицах
Стихотворения