Напоминание

Цели и задачи физического воспитания дошкольников


Автор: Сафонова Анжелика Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 30
Населённый пункт: Рязанская область,г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Цели и задачи физического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цель и задачи физического воспитания дошкольников .

Целью физического воспитания является формирование физической

культуры личности и способности направленного использования

разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и

укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к

будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих

воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и

подготовке к будущей профессиональной деятельности;

-знание научно-биологических и практических основ физической культуры и

здорового образа жизни;

-формирование мотивационно-ценностного отношения к физической

культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое

самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных

занятиях физическими упражнениями и спортом;

-овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих

сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и

совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств

личности, самоопределение в физической культуре;

-обеспечение общей и профессионально-прикладной физической

подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к

будущей профессии;

-приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной

деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей

Физическое воспитание — педагогически организованный процесс развития

физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования

специальных знаний.

Целью физического воспитания является воспитание физически

совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому

труду и защите Родины.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

- оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения,

достижение и собрание высокой работоспособности);

- образовательные (формирование и доведение до необходимого

совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение

специальных знаний);

- воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие

трудовому и эстетическому воспитанию).

Физическое воспитание включено в систему образования и воспитания,

начиная с дошкольных учреждений.

Цели и задачи системы физ.воспитания с дошкольниками.

Оздоровительные задачи. Дошкольный возраст характеризуется быстрым

ростом и развитием, но органы и системы работают еще несовершенно, слабо

развиты защитные функции организма. Дети более подвержены

неблагоприятным влияниям внешней среды, у них легко возникают

различные заболевания. Поэтому главной задачей физического воспитания

детей этого возраста является охрана жизни и укрепление здоровья.( развитие

мышечной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной,

внутренних органов)

Образовательные задачи. В процессе физического воспитания детей

дошкольного возраста не менее важно решать образовательные задачи:

формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки,

навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.Благодаря

пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются

сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах,

катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни для

передвижения. У детей дошкольного возраста необходимо сформировать

навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые,

общеразвивающие упражнения, основные движения — ходьба, бег,

упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки),

спортивных видов физических упражнений (ходьба на лыжах, катание на

коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей.

играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки и др.), выполнять

элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др. Наряду

с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни

необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость,

силу, выносливость, равновесие и др.) Воспитательные задачи. Необходимо

вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям

физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься

этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее

простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов. У детей

необходимо воспитывать любовь к занятиям, спортом, интерес к их

результатам, достижениям спортсменов. Умственное и физическое

воспитание тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание

создает наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности

нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему

восприятию и запоминанию Физическое воспитание благоприятствует

осуществлению эстетического воспитания.

2. Основные направления системы физического воспитания. Система

физического воспитания — это исторически обусловленный тип

социальной практики физического воспитания, включающий

мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и

организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование

людей и формирование здорового образа жизни. 1. Мировоззренческие

основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей,

определяющих направленность человеческой деятельности. В

отечественной системе физического воспитания мировоззренческие

установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному

развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения

каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение

здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным

видам деятельности.2. Теоретико-методические основы. Система

физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее

теоретико-методической основой служат научные положения естественных

(анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия,

социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на

основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания»

разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности

физического воспитания.3. Программно-нормативные основы.

Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных

государственных программ по физической культуре и спорту (программы

для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и

высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно

обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы

двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень

конкретных норм и требований. 4. Организационные основы.

Организационную структуру системы физического воспитания составляют

государственные и общественно-самодеятельные формы организации,

руководства и управления. Контроль за организацией, осуществлением и

результатами физического воспитания по государственной линии

обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической

культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и

спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также

соответствующие отделы Министерства образования РФ. По общественно-

самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в

зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся

и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой

общественно-самодеятельной формы организации является полная

добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий

зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и

реального наличия свободного времени.

3. Основные понятия физической культуры.

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, вся

совокупность достижений общества в создании и рациональном

использовании социальных средств, методов и условий направленного

физического совершенствования человека.

Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития

физических качеств, обучение двигательным действиям и формирования

специальных знаний.

Спорт – составная часть физической культуры, основанная на использовании

соревновательной деятельности и подготовки к ней, со стремлением

занимающихся к достижению максимального результата.

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфо-

функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной

жизни.

Физическое совершенство – процесс физического образования и

воспитания, выражающий высокую степень физической подготовленности к

жизни, труду и защите Родины.

Физическая и функциональная подготовленность – результат физической

подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии

и в развитии физических качеств с одновременным повышением уровня

деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сердечно-

сосудистой, дыхательной, нервной и других системах.

Двигательная активность – естественная и специально организованная

двигательная деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность

человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания – это

использование средств физической культуры для подготовки к

высокопроизводительному труду, обеспечению высокой работоспособности

человека.

физические качества - отдельные качественные стороны двигательных

возможностей человека. Основными физическими качествами являются:

сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических

качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Специальная физическая подготовка - процесс, который обеспечивает

развитие физических качеств и формирование двигательных умений и

навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных

профессий.

Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс,

направленный на использование всей совокупности тренировочных и

внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых

обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Зоны интенсивности физических нагрузок - условно характеризуются

величинами частоты сердечных сокращений и делятся на малую, среднюю,

большую и предельную интенсивность физической нагрузки.

Двигательное умение - такая степень владения техникой действия, которая

отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и

нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при

которой управление движениями происходит автоматизирование и действия

отличаются высокой надежностью.

4.Средства физического воспитания.

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения,

оздоровительные

силы

природной

среды

и

гигиенические

факторы.

Физические

упражнения

это

двигательные

действия,

по

форме и

содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях

спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное

действие

приобретает

рациональные

формы.

Оздоровительные

силы

природной среды и гигиенические факторы также являются средствами

физического

воспитания. Такие

природные

факторы,

как

солнечная

радиация,

свойства

воздушной

и

водной

среды,

служат

средствами

укрепления

здоровья,

закаливания и

повышения

работоспособности

человека. Оздоровительные силы природы используются в процессе физи-

ческого воспитания в двух направлениях: - как сопутствующие условия

(занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие

воздействие

физических

упражнений;

-

при

организации

специальных

дозированных

процедур

(сеансы

закаливания,

воздушные,

солнечные

и

водные

ванны).

Физические

упражнения

в

сочетании

с

естественными

факторами

закаливания

помогают

повысить

общую

устойчивость

организмами

ряду

неблагоприятных

воздействий

внешней

среды.

Соблюдение

гигиенических

правил

в

процессе

физического

воспитания

усиливает

положительный

эффект

физических

упражнений.

Требования

гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий

(чистота,

освещенность,

вентиляция

мест

занятий)

способствуют

эффективности проводимых физических упражнений

5.Методы физического воспитания.

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические

методы,

так

и

специфические,

основанные

на

активной

двигательной

деятельности: Метод регламентированного упражнения предусматривает: -

твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав

движений,

порядок

повторений);

-

по

возможности

точное

дозирование

нагрузки

и

управление

ее

динамикой

по

ходу

упражнений,

четкое

нормирование

места

и

длительности

интервалов

отдыха;

создание

или

использование

внешних

условий,

которые

облегчали

бы

управление

действиями

занимающихся

(применение

вспомогательных

снарядов,

тренажеров, срочного контроля за воздействием

нагрузки. Игровой метод

может

быть

применен

на

основе

любых

физических

упражнений

и

не

обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д. К

особенностям

игрового

метода

в

частности

относится

«сюжетная»

организация

игры. Соревновательный

метод используется

как

в

относительно

элементарных

формах

(способ

стимулирования

интереса

и

активизации

занимающихся

при

выполнении

отдельного

упражнения

на

занятиях), гак и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или

официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного

метода

сопоставление

сил

занимающихся

в

условиях

упорядоченного

соперничества

за

первенство

или

высокое

достижение. Словесные

и

сенсорные

методы предполагают

широкое

использование

слова

и

чувственной информации. Благодаря слову можно сообщать необходимые

знания,

активизировать

и

углубить

восприятие,

поставить

задание

и

сформулировать отношение к нему учащихся.(рассказ, беседа, обсуждение,

инструктирование, указаниеПосредством сенсорных методов обеспечивается

наглядность (показа самих упражнений;

демонстрации наглядных пособий;

кино- и видеомагнитофонных демонстраций….)

Методические

принципы

-

о сновополагающие

методиче ские

з а ко н ом е р н о с т и

педагогического процесса, выражающие основные требования к построению,

содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.

Методы

физического

воспитания

-

способ

достижения

поставленной

цели,

определенным

образом

упорядоченная

деятельность.

Основные

методы

условно делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.



В раздел образования