Автор: Сафонова Анжелика Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 30
Населённый пункт: Рязанская область,г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Цели и задачи физического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Цель и задачи физического воспитания дошкольников .
Целью физического воспитания является формирование физической
культуры личности и способности направленного использования
разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и
укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к
будущей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих
воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и
подготовке к будущей профессиональной деятельности;
-знание научно-биологических и практических основ физической культуры и
здорового образа жизни;
-формирование мотивационно-ценностного отношения к физической
культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое
самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных
занятиях физическими упражнениями и спортом;
-овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и
совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств
личности, самоопределение в физической культуре;
-обеспечение общей и профессионально-прикладной физической
подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к
будущей профессии;
-приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной
деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
Физическое воспитание — педагогически организованный процесс развития
физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования
специальных знаний.
Целью физического воспитания является воспитание физически
совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому
труду и защите Родины.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
- оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения,
достижение и собрание высокой работоспособности);
- образовательные (формирование и доведение до необходимого
совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение
специальных знаний);
- воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие
трудовому и эстетическому воспитанию).
Физическое воспитание включено в систему образования и воспитания,
начиная с дошкольных учреждений.
Цели и задачи системы физ.воспитания с дошкольниками.
Оздоровительные задачи. Дошкольный возраст характеризуется быстрым
ростом и развитием, но органы и системы работают еще несовершенно, слабо
развиты защитные функции организма. Дети более подвержены
неблагоприятным влияниям внешней среды, у них легко возникают
различные заболевания. Поэтому главной задачей физического воспитания
детей этого возраста является охрана жизни и укрепление здоровья.( развитие
мышечной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной,
внутренних органов)
Образовательные задачи. В процессе физического воспитания детей
дошкольного возраста не менее важно решать образовательные задачи:
формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки,
навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.Благодаря
пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются
сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах,
катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни для
передвижения. У детей дошкольного возраста необходимо сформировать
навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые,
общеразвивающие упражнения, основные движения — ходьба, бег,
упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки),
спортивных видов физических упражнений (ходьба на лыжах, катание на
коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей.
играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки и др.), выполнять
элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др. Наряду
с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни
необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость,
силу, выносливость, равновесие и др.) Воспитательные задачи. Необходимо
вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям
физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься
этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее
простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов. У детей
необходимо воспитывать любовь к занятиям, спортом, интерес к их
результатам, достижениям спортсменов. Умственное и физическое
воспитание тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание
создает наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности
нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему
восприятию и запоминанию Физическое воспитание благоприятствует
осуществлению эстетического воспитания.
2. Основные направления системы физического воспитания. Система
физического воспитания — это исторически обусловленный тип
социальной практики физического воспитания, включающий
мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и
организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование
людей и формирование здорового образа жизни. 1. Мировоззренческие
основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей,
определяющих направленность человеческой деятельности. В
отечественной системе физического воспитания мировоззренческие
установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному
развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения
каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение
здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным
видам деятельности.2. Теоретико-методические основы. Система
физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее
теоретико-методической основой служат научные положения естественных
(анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия,
социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на
основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания»
разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности
физического воспитания.3. Программно-нормативные основы.
Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных
государственных программ по физической культуре и спорту (программы
для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и
высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно
обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы
двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень
конкретных норм и требований. 4. Организационные основы.
Организационную структуру системы физического воспитания составляют
государственные и общественно-самодеятельные формы организации,
руководства и управления. Контроль за организацией, осуществлением и
результатами физического воспитания по государственной линии
обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и
спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также
соответствующие отделы Министерства образования РФ. По общественно-
самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в
зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся
и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой
общественно-самодеятельной формы организации является полная
добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий
зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и
реального наличия свободного времени.
3. Основные понятия физической культуры.
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, вся
совокупность достижений общества в создании и рациональном
использовании социальных средств, методов и условий направленного
физического совершенствования человека.
Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития
физических качеств, обучение двигательным действиям и формирования
специальных знаний.
Спорт – составная часть физической культуры, основанная на использовании
соревновательной деятельности и подготовки к ней, со стремлением
занимающихся к достижению максимального результата.
Физическое развитие – процесс изменения естественных морфо-
функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной
жизни.
Физическое совершенство – процесс физического образования и
воспитания, выражающий высокую степень физической подготовленности к
жизни, труду и защите Родины.
Физическая и функциональная подготовленность – результат физической
подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии
и в развитии физических качеств с одновременным повышением уровня
деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сердечно-
сосудистой, дыхательной, нервной и других системах.
Двигательная активность – естественная и специально организованная
двигательная деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность
человеческого организма.
Профессиональная направленность физического воспитания – это
использование средств физической культуры для подготовки к
высокопроизводительному труду, обеспечению высокой работоспособности
человека.
физические качества - отдельные качественные стороны двигательных
возможностей человека. Основными физическими качествами являются:
сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических
качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Специальная физическая подготовка - процесс, который обеспечивает
развитие физических качеств и формирование двигательных умений и
навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных
профессий.
Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс,
направленный на использование всей совокупности тренировочных и
внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых
обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.
Зоны интенсивности физических нагрузок - условно характеризуются
величинами частоты сердечных сокращений и делятся на малую, среднюю,
большую и предельную интенсивность физической нагрузки.
Двигательное умение - такая степень владения техникой действия, которая
отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и
нестабильными способами решения двигательной задачи.
Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при
которой управление движениями происходит автоматизирование и действия
отличаются высокой надежностью.
4.Средства физического воспитания.
К средствам физического воспитания относятся физические упражнения,
оздоровительные
силы
природной
среды
и
гигиенические
факторы.
Физические
упражнения —
это
двигательные
действия,
по
форме и
содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях
спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное
действие
приобретает
рациональные
формы.
Оздоровительные
силы
природной среды и гигиенические факторы также являются средствами
физического
воспитания. Такие
природные
факторы,
как
солнечная
радиация,
свойства
воздушной
и
водной
среды,
служат
средствами
укрепления
здоровья,
закаливания и
повышения
работоспособности
человека. Оздоровительные силы природы используются в процессе физи-
ческого воспитания в двух направлениях: - как сопутствующие условия
(занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие
воздействие
физических
упражнений;
-
при
организации
специальных
дозированных
процедур
(сеансы
закаливания,
воздушные,
солнечные
и
водные
ванны).
Физические
упражнения
в
сочетании
с
естественными
факторами
закаливания
помогают
повысить
общую
устойчивость
организмами
ряду
неблагоприятных
воздействий
внешней
среды.
Соблюдение
гигиенических
правил
в
процессе
физического
воспитания
усиливает
положительный
эффект
физических
упражнений.
Требования
гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий
(чистота,
освещенность,
вентиляция
мест
занятий)
способствуют
эффективности проводимых физических упражнений
5.Методы физического воспитания.
В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические
методы,
так
и
специфические,
основанные
на
активной
двигательной
деятельности: Метод регламентированного упражнения предусматривает: -
твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав
движений,
порядок
повторений);
-
по
возможности
точное
дозирование
нагрузки
и
управление
ее
динамикой
по
ходу
упражнений,
четкое
нормирование
места
и
длительности
интервалов
отдыха;
создание
или
использование
внешних
условий,
которые
облегчали
бы
управление
действиями
занимающихся
(применение
вспомогательных
снарядов,
тренажеров, срочного контроля за воздействием
нагрузки. Игровой метод
может
быть
применен
на
основе
любых
физических
упражнений
и
не
обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д. К
особенностям
игрового
метода
в
частности
относится
«сюжетная»
организация
игры. Соревновательный
метод используется
как
в
относительно
элементарных
формах
(способ
стимулирования
интереса
и
активизации
занимающихся
при
выполнении
отдельного
упражнения
на
занятиях), гак и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или
официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного
метода
—
сопоставление
сил
занимающихся
в
условиях
упорядоченного
соперничества
за
первенство
или
высокое
достижение. Словесные
и
сенсорные
методы предполагают
широкое
использование
слова
и
чувственной информации. Благодаря слову можно сообщать необходимые
знания,
активизировать
и
углубить
восприятие,
поставить
задание
и
сформулировать отношение к нему учащихся.(рассказ, беседа, обсуждение,
инструктирование, указаниеПосредством сенсорных методов обеспечивается
наглядность (показа самих упражнений;
демонстрации наглядных пособий;
кино- и видеомагнитофонных демонстраций….)
Методические
принципы
-
о сновополагающие
методиче ские
з а ко н ом е р н о с т и
педагогического процесса, выражающие основные требования к построению,
содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.
Методы
физического
воспитания
-
способ
достижения
поставленной
цели,
определенным
образом
упорядоченная
деятельность.
Основные
методы
условно делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.