Напоминание

Развитие эмоций через музыкальное воспитание


Автор: Лупенчук Елена Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №162"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоций через музыкальное воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е.В. Лупенчук, музыкальный руководитель МБ ДОУ «Детский сад № 162»,

г. Новокузнецк Кемеровской обл.

Развитие эмоций через музыкальное воспитание.

Язык музыки не требует перевода. Он понятен всем: и взрослым

и детям.

Приобщение к музыке вводит ребёнка в мир волнующих,

радостных переживаний, открывает ему путь эстетического

освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребёнком дверь в этот мир, надо развивать

у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в

музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у

ребёнка эмоциональную отзывчивость и развивать музыкальный

слух – два важнейших компонента музыкальности. Вне их

невозможно приобщить ребёнка к этому прекрасному миру,

невозможно и целостное развитие личности. Вот почему уже в

дошкольном детстве надо развивать музыкальность у всех

детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают

от природы.

Структура музыкальности формируется у детей в разнообразных

видах деятельности: восприятие музыки, пении, ритмике, игре на

детских музыкальных инструментах, творчестве.

Я выбираю музыкальный материал очень внимательно. Он

призван обогащать переживания детей, даёт им возможность

усвоить доступные исполнительские навыки, развивать их вкус и

способности.

Приведу несколько примеров, характерзующих формирование

эмоциональной отзывчивости.

Упражнение для развития голоса и слуха «Улитка»(моравс. н.п.).

Для создания настроения в упражнении нужно постараться в

пропевании выразить удивление – «Ой! Ой! Ну, дела! К нам

улитка приползла! Серая, двурогая, - я её потрогаю!»

Упражнение «Бегал заяц по болоту»(Муз. В. Герчик).

В маленькой попевке два настроения: весёлое, озабоченное и

грустное, печальное. Дети голосом передают два настроения.

Бегал заяц по болоту, он искал себе работу!

Да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл…

«Песня ежа»(сл. и муз. Л.А.Старченко)

Для создания настроения дети используют ритмопластику, то есть

сочетают несколько видов средств общения: голос и язык тела

(мимика плюс жесты).

Песня «Заботливый петушок»(сл.С.Насауленко,

муз.И.Пономарёвой)

Дети передают настроение, которое меняется от куплета к куплету.

Песня «Звёздочка моя»(муз. и сл.Г Вихарёвой) – песня о маме.

Дети голосом передают характер мамы – ласковый, добрый,

нежный, светлый.

При прослушивании музыкальных произведений или

небольших фрагментов из них, дети описывают настроение по

шкалам: весёлая –грустная, спокойная– сердитая, смелая –

трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчуждённая,

бодрая – усталая, спокойная – взволнованная, медленная –быстрая,

тёплая – холодная, ясная – мрачная. Такое упражнение

способствует не только развитию понимания эмоционального

состояния, но и развитию образного мышления. После

прослушивания и обсуждения характера, настроения музыки я

предлагаю выбрать какую-либо карточку определённого цвета

или размера. Это способствует формированию умения выразить

свои чувства, впечатления через цвет, форму, размер.

Например:

а) 1. «Шум океана» - живые звуки природы – сердитый, злой,

мрачный, бушующий.

2. «Океан – море синее» из оперы «Садко»

муз. Н.А.Римского-Корсакова – спокойный, грозный,

могучий, сильный.

б) 1. «Ручей» - звуки природы – весёлый, журчащий,

светлый, радостный.

2. «Ручеёк» муз.Э.Грига – светлый, весёлый, журчащий,

радостный.

3. «Лесной ручей» муз. А.Аренского – спокойный,

размеренный.

в) 1. «Баба-Яга» муз.П.И.Чайковского – страшная, сухая,

злая, угловатая, сердитая.

г) 1. «Дождь» - звуки природы – тихий, спокойный или

сильный.

2. «Дождик» муз. Г.Лобачёва – быстрый, лёгкий.

д) 1. Архангельские колокола – взволнованная,

праздничная.

2. «Колокольный звон» муз.Э.Грига – радостная,

праздничная.

3. «Кампанелла» муз.Ф.Листа – светлая, быстрая, весёлая.

е) 1. «Жаворонок» - звуки природы.

2. «Жаворонок» - муз.П.Чайковского – радостная,

переливчатая.

Сначала даю естественное звучание: шум океана, ручеёк, дождь,

жаворонок, колокола. А затем подражание этим звукам игрой на

музыкальных инструментах.

То есть, дети понимают, что музыка изображает движение, а

выражает настроение, характер.

Для того, чтобы дети смогли проявить своё творчество, я

предлагаю подобрать музыкальные инструменты, которые смогли

бы помочь передать настроение музыки: колокольчики, барабан,

бубен и другие.

Также в танце дети передают свою индивидуальность и

выражают настроение музыки.

Например:

а) «Весёлый гопачок» муз.Т.Попатенко – танцуют бодро,

весело, легко и игриво.

б) «Вальс» муз.С.Майкапара – танцуют плавно, нежно, кружась.

Таким образом, у детей развиваются музыкально-слуховые

представления через движения, образные сравнения.

Проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность,

развивает воображение, фантазию, улучшает память.

Благодаря игровым приёмам, кратким, образным рассказам о

музыке, наглядным пособиям, происходит не навязчивое

обучение, более глубокое познание музыки и дети получают

духовное удовлетворение.



В раздел образования