Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ


Автор: Медведева Ольга Владимировна
Должность: преподаватель спец дисциплин
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Кейс–технологии
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ ЗА-

ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

преподаватель Медведева О.В.

ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»

“Пока мы учим – мы учимся сами”

(пословица)

Современный преподаватель, должен не только в совершенстве владеть дисци-

плиной, средствами и форматами организации учебного процесса, но так же он дол-

жен применять в своей работе современные технологии обучения.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое

место в образовании занимает обучение кейс-методом. Он ориентирован на самосто-

ятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся, где обучающи-

еся приобретают коммуникативные умения. При решении общей проблемы на заня-

тиях, полезным оказывается сотрудничество обучающих, которое позволяет им пол-

ностью

усвоить

учебный

материал,

дополнительную

информацию,

а

главное

научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения и использование кейс-метода представляет собой имитацию

реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной

действительности, небольшие временные и материальные затраты вариативность

обучения. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении дисциплины, способ-

ствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информа-

ции “характеризующие различные ситуации”. Сущность данного метода состоит в

том, что учебный материал даётся студентам в виде проблем (кейсов), а знания при-

обретаются в ходе активной творческой работы. И хотя для каждой ситуации суще-

ствует классическое решение, это не значит, что именно оно будет оптимальным.

Можно принять решение, которое всё вокруг считают неудачным \, но именно оно

приведёт нас к нужным результатам”.

Цели, которые ставит перед собой кейс-технология заключаются в:

-активизации студентов, что, в свою очередь повышает эффективность обучения;

-повышение мотивации к учебному процессу;

-овладение навыками анализа ситуаций и их решения;

-умение работать с информацией;

-моделирование решений данной ситуации в соответствии с заданием;

-приобретение навыков точного изложения собственной точки зрения;

-выработке навыков критического оценивания различных точек зрения;

-осуществления самоанализа, самоконтроля.

Как преподаватель спецдисциплин, я считаю возможным использование кейс ме-

тода на своих занятиях. Главным условием использования кейс-метода в обучении,

является наличие противоречий, но основе которых формируются и формулируются

проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения

оптимального решения студентами. Какие же противоречия используются в разра-

ботке ситуацией и задач в преподавании “спецдисциплин”? Они могут быть:

-известными и новыми для студента фактами;

-имеющимися знаниями и тем которые необходимы для решения задачи;

-многообразия знаний и выбором лишь тех, которые могут обеспечить правильное

решение задачи;

-теоритическим возможным путём решения и практикой неосуществимостью вы-

бранного способа;

-знаниями студентов и тем требованиями которые предъявляют к ним при решении

проблемной задачи;

-повышение условиями использования своих знаний, т.е. поиск путей применения

знаний на практике.

Этапы организации работы с кейсами:

-самостоятельная работа “мозговой штурм” в рамках работы малой группы;

-публичное

выступление

(презентация

решения)

с

представлением

и

защитой

предлагаемого решения.

Отличительной особенностью кейс-метода, является работа в малых группах (3-5

чел.) и в сжатые сроки проведения анализа конкретной ситуации, принятия решений,

выработки рекомендаций.

По форме и содержанию, кейсы можно классифицировать:

-комплексный кейс – содержит более 20 страниц информации, первичных данных,

образцов документов, видеороликов;

-кейс – изложение содержит рассказ, о каких-либо ситуациях, проблемах, путём их

решения;

-кейс – иллюстрация содержит небольшой объём данных, требующих подтвержде-

ния;

-кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объём информации.

В качестве иллюстрации предлагаю занятия с использованием кейс-метода по теме:

“Двигатель внутреннего сгорания”.

Вид кейса: кейс – практическая задача;

Тип кейса: кейс – исследовательский.

Задание

Преподавателем

определяется

проблемное

направление

занятия.

«Состав

и

структура

двигателя»

После

обсуждения

обучающиеся

самостоятельно

задают

проблему и решают её. Обучающиеся делятся на подгруппы, которым предлагаются

следующие задания.

Задания подгруппам:

1.) Нарисуйте схему установки двигателя и дайте подробное описание принципа её

действия.

2.) Придумайте и нарисуйте схему установки двигателя внутреннего сгорания.

3.) Чем отличаются:

а) приведите индикаторную диаграмму цикла;

б) конструкция датчиков положения коленчатого вала и детонации?

4.) На основе этой информации подготовьте презентацию.

5.) Как называются растворы, которые используются для охлаждения двигателей

внутреннего сгорания в зимнее время?

6.) объясните зависимость термического КПД от отведенной и подведенной тепло-

ты.

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены статьи как, допол-

нительный источник информации.

Работа с кейсом

За несколько дней до занятия студентам озвучивается тема занятия. Так же про-

говаривается, что занятие будет проводится в режиме кейс – метода. Учитывая то,

что уровень подготовки студентов разный, они изучают материалы кейса индивиду-

ально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки ра-

бота студентов в группе, участие в обсуждении будет более плодотворным. Это поз-

воляет им высказывать им своё мнение, дискутировать, аргументировать, так как

они будут подготовлены.

Кейс 1

Каждый знакомый с автоделом знает, насколько усложняется эксплуатация ма-

шин в зимних условиях, когда вода, охлаждающая двигатель, может замерзнуть и

вследствие расширения серьезно повредить его. Если в воде растворить больше ко-

личество этиленгликоля, то температура замерзания такого раствора значительно по-

низится. Например, раствор, содержащий 25% этиленгликоля, замерзает при -12

о

С а

содержащий 55% этиленгликоля- только при -40

о

С

Итоговый этап. Каждая группа представляет и защищает свой проект и делает

презентацию. После выступления всех представителей групп выбирается лучшее

решение данной проблемы. Оценивается вклад обучающихся, подводится итог заня-

тия. Анализируя данные работы, выбираются лучшие, которые оцениваются по сле-

дующим критериям:

- профессионально - грамотное решение проблемы;

- неординарность решения;

- краткость, четкость изложения теоретического материала;

- качественное выполнение практической части;

- активность работы всех членов группы;

- стиль ведения дискуссий.

Вывод:

Применение на занятиях по устройству автомобилей кейс – метода, способству-

ет:

- проверки знаний схем и терминов;

- приобретению практических навыков работы;

- умению работать в малых группах;

- умению самостоятельной работы;

- умению аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения;

- выработки навыков ведению презентаций.

Список используемой литературы

1. Гузеев В.В., Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сен-

тябрь, 1996. — 112 с.

2. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:

Народное образование, 1998. – 256 с.

3. Андюсев Б.Е., Кейс – метод, как инструмент формирования компетенций «Дирек-

тор школы №4 2010» – с61-69.

4. Александрова Е.А.,

Алешина М.В., Элементы индивидуализации обучения,

школьные технологии 2008 №3.

5. Коробейник А.Б. Ремонт автомобилей: учебное пособие для студентов СПО. – Ро-

стов на Дону: Феникс, 2004.



В раздел образования