Автор: Медведева Ольга Владимировна
Должность: преподаватель спец дисциплин
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Кейс–технологии
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ ЗА-
ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
преподаватель Медведева О.В.
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»
“Пока мы учим – мы учимся сами”
(пословица)
Современный преподаватель, должен не только в совершенстве владеть дисци-
плиной, средствами и форматами организации учебного процесса, но так же он дол-
жен применять в своей работе современные технологии обучения.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое
место в образовании занимает обучение кейс-методом. Он ориентирован на самосто-
ятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся, где обучающи-
еся приобретают коммуникативные умения. При решении общей проблемы на заня-
тиях, полезным оказывается сотрудничество обучающих, которое позволяет им пол-
ностью
усвоить
учебный
материал,
дополнительную
информацию,
а
главное
научиться работать совместно и самостоятельно.
Процесс обучения и использование кейс-метода представляет собой имитацию
реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной
действительности, небольшие временные и материальные затраты вариативность
обучения. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении дисциплины, способ-
ствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информа-
ции “характеризующие различные ситуации”. Сущность данного метода состоит в
том, что учебный материал даётся студентам в виде проблем (кейсов), а знания при-
обретаются в ходе активной творческой работы. И хотя для каждой ситуации суще-
ствует классическое решение, это не значит, что именно оно будет оптимальным.
Можно принять решение, которое всё вокруг считают неудачным \, но именно оно
приведёт нас к нужным результатам”.
Цели, которые ставит перед собой кейс-технология заключаются в:
-активизации студентов, что, в свою очередь повышает эффективность обучения;
-повышение мотивации к учебному процессу;
-овладение навыками анализа ситуаций и их решения;
-умение работать с информацией;
-моделирование решений данной ситуации в соответствии с заданием;
-приобретение навыков точного изложения собственной точки зрения;
-выработке навыков критического оценивания различных точек зрения;
-осуществления самоанализа, самоконтроля.
Как преподаватель спецдисциплин, я считаю возможным использование кейс ме-
тода на своих занятиях. Главным условием использования кейс-метода в обучении,
является наличие противоречий, но основе которых формируются и формулируются
проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения
оптимального решения студентами. Какие же противоречия используются в разра-
ботке ситуацией и задач в преподавании “спецдисциплин”? Они могут быть:
-известными и новыми для студента фактами;
-имеющимися знаниями и тем которые необходимы для решения задачи;
-многообразия знаний и выбором лишь тех, которые могут обеспечить правильное
решение задачи;
-теоритическим возможным путём решения и практикой неосуществимостью вы-
бранного способа;
-знаниями студентов и тем требованиями которые предъявляют к ним при решении
проблемной задачи;
-повышение условиями использования своих знаний, т.е. поиск путей применения
знаний на практике.
Этапы организации работы с кейсами:
-самостоятельная работа “мозговой штурм” в рамках работы малой группы;
-публичное
выступление
(презентация
решения)
с
представлением
и
защитой
предлагаемого решения.
Отличительной особенностью кейс-метода, является работа в малых группах (3-5
чел.) и в сжатые сроки проведения анализа конкретной ситуации, принятия решений,
выработки рекомендаций.
По форме и содержанию, кейсы можно классифицировать:
-комплексный кейс – содержит более 20 страниц информации, первичных данных,
образцов документов, видеороликов;
-кейс – изложение содержит рассказ, о каких-либо ситуациях, проблемах, путём их
решения;
-кейс – иллюстрация содержит небольшой объём данных, требующих подтвержде-
ния;
-кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объём информации.
В качестве иллюстрации предлагаю занятия с использованием кейс-метода по теме:
“Двигатель внутреннего сгорания”.
Вид кейса: кейс – практическая задача;
Тип кейса: кейс – исследовательский.
Задание
Преподавателем
определяется
проблемное
направление
занятия.
«Состав
и
структура
двигателя»
После
обсуждения
обучающиеся
самостоятельно
задают
проблему и решают её. Обучающиеся делятся на подгруппы, которым предлагаются
следующие задания.
Задания подгруппам:
1.) Нарисуйте схему установки двигателя и дайте подробное описание принципа её
действия.
2.) Придумайте и нарисуйте схему установки двигателя внутреннего сгорания.
3.) Чем отличаются:
а) приведите индикаторную диаграмму цикла;
б) конструкция датчиков положения коленчатого вала и детонации?
4.) На основе этой информации подготовьте презентацию.
5.) Как называются растворы, которые используются для охлаждения двигателей
внутреннего сгорания в зимнее время?
6.) объясните зависимость термического КПД от отведенной и подведенной тепло-
ты.
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены статьи как, допол-
нительный источник информации.
Работа с кейсом
За несколько дней до занятия студентам озвучивается тема занятия. Так же про-
говаривается, что занятие будет проводится в режиме кейс – метода. Учитывая то,
что уровень подготовки студентов разный, они изучают материалы кейса индивиду-
ально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки ра-
бота студентов в группе, участие в обсуждении будет более плодотворным. Это поз-
воляет им высказывать им своё мнение, дискутировать, аргументировать, так как
они будут подготовлены.
Кейс 1
Каждый знакомый с автоделом знает, насколько усложняется эксплуатация ма-
шин в зимних условиях, когда вода, охлаждающая двигатель, может замерзнуть и
вследствие расширения серьезно повредить его. Если в воде растворить больше ко-
личество этиленгликоля, то температура замерзания такого раствора значительно по-
низится. Например, раствор, содержащий 25% этиленгликоля, замерзает при -12
о
С а
содержащий 55% этиленгликоля- только при -40
о
С
Итоговый этап. Каждая группа представляет и защищает свой проект и делает
презентацию. После выступления всех представителей групп выбирается лучшее
решение данной проблемы. Оценивается вклад обучающихся, подводится итог заня-
тия. Анализируя данные работы, выбираются лучшие, которые оцениваются по сле-
дующим критериям:
- профессионально - грамотное решение проблемы;
- неординарность решения;
- краткость, четкость изложения теоретического материала;
- качественное выполнение практической части;
- активность работы всех членов группы;
- стиль ведения дискуссий.
Вывод:
Применение на занятиях по устройству автомобилей кейс – метода, способству-
ет:
- проверки знаний схем и терминов;
- приобретению практических навыков работы;
- умению работать в малых группах;
- умению самостоятельной работы;
- умению аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения;
- выработки навыков ведению презентаций.
Список используемой литературы
1. Гузеев В.В., Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сен-
тябрь, 1996. — 112 с.
2. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Андюсев Б.Е., Кейс – метод, как инструмент формирования компетенций «Дирек-
тор школы №4 2010» – с61-69.
4. Александрова Е.А.,
Алешина М.В., Элементы индивидуализации обучения,
школьные технологии 2008 №3.
5. Коробейник А.Б. Ремонт автомобилей: учебное пособие для студентов СПО. – Ро-
стов на Дону: Феникс, 2004.