Автор: Ершова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Нименьгская ОШ"
Населённый пункт: п.Нименьга Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические основы проблемы развития общения детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Теоретические основы проблемы развития общения детей старшего
дошкольного возраста
Актуальность
проблемы
развития
общения
дошкольников
со
сверстниками
определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (2013 г.), в котором ставится задача реализации программы, призванной
обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных
областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития.
Понятие общения
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин
широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно
понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и
потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических
позиций исследователей, которые его употребляют [5, с. 85].
Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы
протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д.
Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной
психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С.
Мухина,
Я.
Л.
Коломинский).
Однако
разные
исследователи
вкладывают
в
понятие
общения далеко не одинаковый смысл.
Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь
взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об
общении человека с природой и с самим собой.
Одни исследователи (Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгялло) признают
реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что
«разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только
метафорический смысл». Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций
общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщают, что только в
англоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятия
общения. [6, с.68 ].
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно
и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как
отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс
сопереживания и взаимного понимания [2, с. 255].
Субъектами
общения
являются
живые
существа,
люди.
В
принципе,
общение
характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения
становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как
личность, а не как физический предмет, «тело». [3, с. 57 ].
О б с л е д о в а н и е
в р а ч о м
пациента,
находящегося
в
бессознательном
состоянии,
не
общение.
Общаясь,
люди
настроены
на
то,
что
партнер
им
ответит,
и
рассчитывают
на
его
отзыв.
На
эту
особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие
психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие
людей, вступающих в него как субъекты. ...для общения необходимы, по крайней мере,
два
человека,
каждый
из
которых
выступает
именно
как
субъект».
Общение
–
взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их
усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина).
По мнению Бодалева А.А., общение - сложная форма социального взаимодействия.
Участие в общении требует сложных навыков:
- слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
-
формулировать
в
ответ
собственное
суждение,
правильно
выражать
его
средствами языка;
- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия:
- поддерживать определенный эмоциональный тон;
- следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли [1, с.
39].
Анализ теоретических источников позволил выделить типы общения.
Монологическое
общение
предусматривает
межличностное
общение
неравноправных,
не
обладающих
равной
активностью
партнеров.
Диалог,
напротив,
предполагает
сопрягаемость
и
одновременность
действий;
сменяемость
позиций
воздействующего
и
отражающего,
взаимную
интеллектуально-волевую
активность;
обменный характер действий [11, с. 269].
Ролевое общение предполагает ту или иную форму регламентации содержания,
средств
общения;
общение
осуществляется
с
позиций
соответствующих
социальных
ролей. Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть
его реакции, интересы, убеждения, отношение [11, с. 231].
Ритуальное общение – чаще всего пролог к построению отношений, однако оно
может
выполнять
и
самостоятельные
функции
в
жизни
современного
человека:
укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация
своих установок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает свое
существование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своей сути
оно
ролевое.
Отличительная
особенность
ритуальных
отношений
состоит
в
их
безличности.
Диалогическое общение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие,
имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по
общению.
Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное,
косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип
общения их создающего – межличностным типом общения.
Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но
именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый
равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения
оценивается и анализируется по следующим компонентам: адресат - субъект общения,
адресант - кому направлено сообщение; сообщение - передаваемое содержание; код -
средства передачи сообщения, канал связи и результат - что достигнуто в итоге общения
[5, с. 89].
Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреевой,
Ю.А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.
Другой
распространенный
подход
к
общению,
рассматривая
его
как
психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому
синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.
Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее
целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности
[3, с. 43].
Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание
из них получили концепции С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н
Леонтьева.
Выделяют
следующие
стороны
общения:
коммуникативную,
интерактивную,
п е р ц е п т и в н у ю .
Э т и
с т о р о н ы
о б щ е н и я
п р о я в л я ю т с я
одновременно. Коммуникативная сторона
проявляется
в
обмене
информацией,
интерактивная -
в
реализации
взаимодействия
партнеров
общения
при
условии
однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных)
систем общения, перцептивная -
в «прочтении» собеседника за счет таких
психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия [4,
с. 93].
Подводя итог рассмотренным точкам зрения разных авторов, можно сделать вывод
о том, что общение - важное средство и функция социализации, важнейший
фактор формирования личности. Общение многолико: включает много форм и видов.
До
сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это
порождает
различные
подходы
к
изучению
общения,
однако,
практически
все
исследователи
отмечают,
что
без
человеческого
общения
невозможно
полноценное
развитие ребенка.
Особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, - это период первоначального
фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных
личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом
эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
На
протяжении
дошкольного
детства
развиваются
и
сменяют
друг
друга
эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-
личностная формы общения дошкольника со сверстниками.
Как
показывает
М.И.Лисина,
формой
общения
называется
коммуникативная
деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и
характеризуемая по нескольким параметрам:
1)
время
возникновения
данной
формы
общения
на
протяжении
дошкольного
детства;
2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;
3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме
общения;
4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к
общению с окружающими людьми;
5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы
общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.
Большое (и с возрастом все увеличивающееся) место в жизни ребенка занимают его
контакты с ровесниками. Сверстник как партнер по общению существенно отличается
от взрослого, что определяет качественные особенности общения детей друг с другом.
Контакты со сверстниками более ярко, эмоционально насыщены, сопровождаются
резкими интонациями, криками, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют
жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослыми. В общении
со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают
друг друга, проявляя творчество и фантазию. В возрасте с четырех до шести лет у
дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками.
В пять-семь лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится.
Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду,
когда вырасту»).
Как показывает Рузская А.Г., в старшем дошкольном возрасте у многих
детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и
переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что
рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так,
потому что этот другой становится интересен сам по себе.
Исследования Ефимкиной Р.П. показывают, что в старшем дошкольном возрасте у
ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные
(в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят
управляющий
характер
по
отношению
к
первым,
в
них
нормы
ставятся
под
индивидуальный контроль.
В исследовании Смирновой Е.О. и Утробиной В.Г. показано, что к старшему
дошкольному
возрасту
отношение
у
сверстников
существенно
меняется.
К
концу
дошкольного
возраста
усиливается
эмоциональная
вовлеченность
в
действия
и
переживания
сверстника,
сопереживание
другому
становится
более
выраженным
и
адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так
остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как
успеху,
так
и
неудачам
ровесника,
готовы
помочь
и
поддержать
его.
Существенно
возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки).
Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их.
К
семи
годам
значительно
сокращаются
проявления
детской
застенчивости,
демонстративности, снижается острота и напряженность конфликтов дошкольников.
Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но
и самоценностной, целостной личностью, субъектом общения
и обращения.
Собственное
«Я»
ребенка
уже
не
столь
жестко
фиксировано
на
своих
объектных
качествах, оно открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание
ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания
других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не
только средством самоутверждения, но и содержанием собственного «Я».
По
мнению
Мухиной
В.С.,
в
общении
со
сверстниками
ведущими
являются
деловые
мотивы,
возникающие
в
совместной
деятельности.
Старшие
дошкольники
чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но еще далеко не
все обладают способностью видеть личность в сверстнике.
В исследованиях Репиной Т.А. говорится, что важную роль при формировании
навыков
и
умений
вести
себя
в
группе
сверстников
играют
усвоенные
детьми
нравственные
нормы
поведения,
выработанные
обществом.
В
ходе
такого
усвоения,
появляющиеся социальные мотивы поведения выступают первоначально, по определению
А.Н. Леонтьева, как знакомые, как известные нравственные представления о том, почему
следует
поступать
так,
а
не
иначе.
Затем
при
определенных
условиях
воспитания
знакомые
мотивы
превращаются
в
реально
действующие
побудители
поведения
и
поступки детей.
В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие
личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное
мнение и возникает явление конформности. «…Дети начинают прислушиваться к мнению
сверстников
и
подчиняться
мнению
большинства,
даже
если
оно
противоречит
их
собственным впечатлениям и знаниям».
В исследовании Смирновой Е.О. и Утробиной В.Г. показано, что к старшему
дошкольному
возрасту
у
многих
детей
возникает
непосредственное
и
бескорыстное
желание
помочь
сверстнику,
подарить
что-либо
или
уступить
ему.
Безоценочная
эмоциональная вовлеченность
в его действия может свидетельствовать о том, что
ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной,
целостной личностью.
В работах Репиной Т.А показано, что исследование инициативности, как одного из
параметров общения, является весьма важным, поскольку оно дает возможность получить
представление
о
содержательной
стороне
общения
детей
друг
с
другом,
о
степени
взаимовлияния ребенка на сверстников в налаживании общения с партнером, а
также о некоторых личностных качествах дошкольника. В старшем дошкольном возрасте
отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим
от
конкретных обстоятельств взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте возникают прочные избирательные привязанности
между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в
небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим
друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними,
сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п.
По мнению Смирновой Е.О., в конце дошкольного возраста у детей складывается
новая форма общения - внеситуативно-деловая. Дети рассказывают друг другу о том, где
они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки
качествам и поступкам других. В старшем дошкольном возрасте становится возможным
«чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут
достаточно
продолжительное
время
разговаривать,
не
совершая
при
этом
никаких
практических действий [12, с.80].
Таким образом,
у детей старшего дошкольного возраста преобладает высшая
форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-личностное общение. Общение со
сверстниками
имеет
ряд
отличительных
особенностей:
чрезвычайная
эмоциональная
насыщенность; нестандартность и нерегламентированность контактов;
преобладание инициативных действий над ответными. Сверстник является для ребенка не
только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только
средством
самоутверждения,
но
и
самоценностной,
целостной
личностью,
субъектом
общения и обращения.
Средства развития общения дошкольников
Поскольку
общение
ребенка
с
окружающими
людьми
есть
деятельность,
оно
протекает
в
форме
действий,
составляющих
единицу
этого
процесса.
Действие
характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей, которую решает.
Оно служит смысловой составной деятельности общения, но само по себе представляет
довольно сложное образование, в состав которого входят несколько более мелких единиц,
названных средствами общения. По терминологии А.Н. Леонтьева, средства общения
равнозначны
операциям.
Они
представляют
собой
нити
живой
ткани
деятельности
общения.
Под средствами общения мы понимаем те операции, с помощью которых каждый
участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим
человеком.
М.И.Лисиной выделено три основные категории средств общения:
1)
экспрессивно-мимические
средства
общения,
к
которым
относится
улыбка,
взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;
2)
предметно-действенные
средства
общения:
локомоторные
и
предметные
движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств
общения относится приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому
различных
вещей,
притягивание
к
себе
и
отталкивание
от
себя
взрослого;
позы,
выражающие
протест,
желание
уклониться
от
контакта
или,
наоборот,
стремление
прижаться;
3) речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики и др..
Экспрессивно-мимические средства общения формируются постепенно, возникают
в
онтогенезе
первыми,
но
они
сохраняют
свое
значение
для
взаимодействия
с
окружающими
людьми
на
протяжении
всей
остальной
жизни
изолированно
или
в
сочетании
с
другими
коммуникативными
операциями.
Непреходящее
значение
экспрессивных средств общения состоит в том, что они выражают содержание
отношений, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в
таком качестве. Они ярче, точнее и полнее всех операций передают внимание и интерес
одного человека к другому.
Предметно – действенные средства общения возникают в совместной деятельности
ребенка со взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникации
«эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное
назначение – выразить готовность ребенка
к взаимодействию со взрослым и в
своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого.
Однако наибольшей эффективности достигают речевые средства общения. Речевые
средства общения появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно-
мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития
и большей сложности [7, с. 48-53].
По мнению Немова Р.С., Бодалева А.А., Смирновой Е.И и др., важнейшими видами
общения у людей являются вербальное и невербальное.
Невербальное
общение
не
предполагает
использования
звуковой
речи,
естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при
помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия
предполагает усвоение языка. Язык – это основная система, при помощи которой мы
кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью
языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности.
Язык существует и реализуется через речь.
По своим коммуникативным возможностям вербальное общение гораздо богаче
всех
видов
и
форм
невербального
общения,
хотя
в
жизни
не
может
его
полностью
заменить [8, с. 103].
В речевом общении имеют значение такие особенности, как:
- Значение, смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов,
его
выразительность,
доступность,
правильность
произношения
звуков,
гибкость
и
выразительность интонации.
- Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм,
тембр, интонация, дикция.
- Выразительные качества голоса [9, с.268].
Среди
средств
общения
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
преобладают
речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем
со
взрослыми),
но
их
речь
продолжает
оставаться
ситуативной.
Если
в
общении
со
взрослым
в
этот
период
уже
возникают
внеситуативные
контакты,
то
общение
со
сверстниками
остается
преимущественно
ситуативным:
дети
взаимодействуют
в
основном
по
поводу
предметов,
действий
или
впечатлений,
представленных
в наличной ситуации [10, с. 80].
Все основные поводы для обращения друг к другу возникают у детей старшего
дошкольного возраста в процессе их деятельности: игры, выполнения бытовых работ
и прочее. Вопросы, ответы, разъяснения, иронические реплики, насмешки, гримассы,
жесты свидетельствуют о внимании дошкольников к умениям и поступкам
товарищей и еще более об их желании привлечь внимание к себе.
Таким
образом, средства
общения -
это
способы
кодирования,
переработки
и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Взаимодействие детей
старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью различных средств
коммуникации
(вербальных
и
невербальных)
для
установления
взаимоотношений
со
сверстниками.
Одним
из
залогов
успешного
развития
общения
детей
старшего
дошкольного
возраста
со
сверстниками
является
создание
такой
атмосферы,
которая
способствует развитию коммуникативных навыков. Игра, как известно, является ведущей
деятельностью
дошкольника.
Мы
рассматриваем
игру
как
важное
средство
развития
общения детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 . Бодалев, А.А. Об изучении общения// Психология общения А.А.Бодалев.- М.,
2000. Вып. 3.- 396с.
2 . Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.
Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005.
3. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» [Текст]/ Л.С.
Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное
пособие ред.сост. к.п. Г.Ц. Буменская-изд. 2-е. – М.: 2005- 228с.
5.
Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
6 . Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический
практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс,
2008.
7.
Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев.- М.: Изд-во
Академии пед. наук РСФСР, 1999.- 495 с.
8.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ М.И. Лисина. – М.: Воронеж,
1997.
9. Немов, Р. С.
Психология. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы
психологии / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2004. - 360с.
10.
Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. / В.А.
Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина // Руководство для воспитателя детского
сада. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.
11.
Развитие
общения
дошкольника
со
сверстниками/ Под. ред. А.Г. Гузкой. - М., 1989-165с.
12. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.