Напоминание

"Индивидуализация, поддержка детской инициативы и самостоятельности детей 2 младшей группы"


Автор: Гаврилюк Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Солнышко" обособленное структурное подразделение МОУ "Ульканская СОШ №2"
Населённый пункт: п.Улькан
Наименование материала: Сообщение
Тема: "Индивидуализация, поддержка детской инициативы и самостоятельности детей 2 младшей группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки РФ

дошкольное образовательное учреждение – Детский сад «Солнышко»,

Обособленное структурное подразделение

МОУ «Ульканская СОШ №2»

Индивидуализация, поддержка детской инициативы

и самостоятельности детей 2 младшей группы

Автор – составитель

Гаврилюк Т.Н.

Улькан - 2018

Индивидуализация, поддержка детской инициативы

и самостоятельности детей 2 младшей группы

Ребенок - это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический

процесс,

его

сила

должна

быть

выявлена,

интересы

удовлетворены,

способности развиты.

Как мы знаем, индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ

основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке

его индивидуальных потребностей и интересов. Все дети, как известно, разные,

и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть

индивидуализация,

возникающая

естественным

образом.

Для

того

чтобы

естественная

индивидуализация

могла

состояться,

от

взрослых

требуется

умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей.

Согласно

ФГОС

образовательная

среда

рассматривается

как

зона

ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы строим предметно -

пространственную

среду

так,

чтобы

дать

возможность

каждому

ребенку

наиболее

эффективно

развивать

его

личностные

способности

с

учетом

его

склонностей, интересов, уровня активности.

В

группе

располагаются

предметы,

побуждающие

дошкольников

к

проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали

различных устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).

Среда

периодически

преобразовывается,

обновляется

в

соответствии

с

темой

недели,

стимулируя

творческую

активность

детей,

побуждая

к

дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

Используются

разнообразные

предметы-заместители,

позволяющие

ребенку

активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый

и природный материал, фотографии по сюжетно - ролевым играм, макеты,

различные атрибуты для развития сюжетов игр.

Образовательная

и

игровая

среда,

должна

стимулировать

развитие

поисково-познавательной

деятельности детей.

Как

мы

знаем,

что

особенно

легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым

ребёнок что - то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Безусловно,

д л я

р а з в и т и я инициативы нужна

определенная

база

знаний, конструктивных

навыков

и

умений.

Поэтому

в

своей

работе

мы

активно используются такие формы работы с детьми как:

- познавательные занятия с постановкой проблемной ситуации, позволяющие

ребенку

предложить

свой

вариант

действий,

направленный

на

выход

из

сложившейся ситуации;

- совместная опытно-исследовательская деятельность;

- наблюдения и элементарная трудовая деятельность в центре природы;

- самостоятельная игровая деятельность (выбор сюжета, атрибутов к игре,

и т. д.).

В качестве способов поддержки детской инициативы используются:

- картосхемы;

- алгоритмы исследования объекта;

- моделирование ситуаций с участием персонажа;

- поощрение самостоятельности, инициативности.

С

целью

индивидуализации

педагогического

процесса

используются

следующие компоненты детской субкультуры.

В приёмной были оформлены

кабинки детей на которых располагаются фотографии ребёнка, паровозик с

фотографией семьи и

амулет настроения

в виде солнышка, с помощью

которого,

наши

дети

учатся

оценивать

свое

эмоциональное

состояние,

подбирать

соответствующую

пиктограмму.

В

центре

психологической

разгрузки,

размещена

игра «Мои эмоции», мешочки настроения (в мешочек

«грусти» вдуваем плохое настроение обиды, злость, из мешочка «радости»

берем

хорошее

настроение,

улыбку,

радость.

игрушка

кусачка,

(мячик

который ребёнок когда сильно злится может покусать), коробочка – примирения

(поссорившиеся могут помирится просунув руки в вырезанные отверстия),

бабушка Забавушка и дедушка Суседушка с помощью которых тоже можно

помирится или посекретничать, шкатулка сюрпризов в которую каждый день

кладём что – то новое, для детей которые по утрам неохотно расстаются с

мамами. Корзинка с клубочками разноцветных ниток и вязанных яиц помогает

успокоить расшалившихся детей. Так же есть коврик для рисования водой и

антистрессовый кораблик.

К такому событию как «День рождение» в жизни ребенка мы готовим мини

- газету, на стульчик и кровать надеваются праздничные чехлы. Это позволяет

ребенку почувствовать себя самым главным в этот день.

В процессе работы мы столкнулись с тем что дети не хотят убирать за

собой игрушки после игр, для того что бы решить эту ситуацию, было принято

решение

использовать

«Медали

дежурных»

с

помощью

которых

процесс

уборки игровых зон превращается для детей в интересную игру. Причем ребята

выбирают медали по желанию.

Известно,

что

ни

одну

воспитательную

или

образовательную

задачу

нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с

родителями мы строим на основе сотрудничества, которое сближает, позволяет

родителям открыть какие-то новые стороны

ребенка, поскольку видят его в

другой, новой для себя обстановке.

В своей работе мы активно используем досуговые формы организации

общения с родителями. Постоянно поддерживая контакт с семьей, мы узнаём

особенности, привычки своего воспитанника и учитываем их при работе, что, в

свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Реализуя принцип индивидуализации, мы часто устраиваем тематические

и творческие выставки родителей и детей.

Выставки организуются с

целью

побудить

родителей

к

совместной

творческой

деятельности

с

детьми,

дать

возможность семьям представить

положительный опыт семейного воспитания.

Большую помощь в реализации

принципа индивидуализации оказывают семейные фотоальбомы и стенгазеты.

Таким

образом,

индивидуализация

детей

дошкольного

возраста 

-

это

необходимая

составляющая

образовательного

процесса

в современных

ДОУ.

Но реализуя ее на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы

его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями

и интересами.

Поэтому,

чтобы

помочь

дошкольнику

вырасти

творческим,

инициативным

и самостоятельным

человеком,

взрослым

членом

семьи

и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для

проявления ребенком своей индивидуальности.



В раздел образования