Автор: Чамзырай Наталья Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Республика Тыва, Кызылский район, п.г.т. Каа–Хем
Наименование материала: открытое занятие
Тема: "Зима в искусстве"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ детский сад «Ромашка» Кызылского района Республики Тыва
Интегрированное занятие в
подготовительной группе
«Зима в искусстве»
Разработала:
музыкальный руководитель
Чамзырай Наталья Геннадьевна
п.г.т. Каа-Хем, 2018 год
План-конспект музыкального занятия.
Цель: Углубить восприятия музыки, через различные виды деятельности.
Задачи:
1.
Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах
музыкальной деятельности.
2.
Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки: пения,
поэзии, живописи, хореографии.
3.
Развивать
коммуникативные
способности,
воспитание
желания
и
умения
сотрудничать.
4.
Пополнять словарь новыми терминами: дирижер, музыкальный критик, композитор,
педагог.
Предварительная работа:
1.
Чтение сказок и заучивание слов распевки, песни и движений танца;
2.
Индивидуальная работа с детьми;
3.
Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на
окнах.
Оборудование и материалы:
1.
Материал:
Музыкально-ритмическое движение «Марш»
Музыкально-ритмические движения «Большие и маленькие ноги»;
«Декабрь» из цикла «Времена года» (музыка П.И.Чайковского);
Картина
«Рождественский
базар»
Бучкури
Александра
Алексеевича,
нарисованная в 1906 г.
Картина «Рождество», Ярослава Чижевского, написанная в 2014 году.
Распевка «Зимняя сказка» музыка И.Болдырева слова Г.Новицкой;
Песня «Зимние подарки» музыка и слова С.Насауленко;
Стихотворение поэта Григория Ладонщикова «Здравствуй, зимушка-зима».
Танец под фонограмму «Потолок ледяной» в исполнении Витас
Дидактическая игра «Собери снеговика».
2. Раздаточный материал, ТСО:
Варежки, шапочки, шарфы (на каждого ребенка);
3 шара разных размеров для каждого ребенка (большой, средний, маленький) и
ведерко;
Мандарины (сюрпризный момент).
Музыкальный
центр,
компьютер,
мультимедийный
проектор,
фонограммы
произведений.
Ход занятия:
Дети входят в зал.
Музыкально-ритмическое движение «Марш» музыка Ф.Найдененко (дети
маршируют) (запись № 1);
Музыкально-ритмические движения «Большие и маленькие ноги» музыка В.
Агафонникова (запись № 2) (Дети выполняют движения двух частной формы
произведения.
1 часть: идут по кругу, поднимая высоко и сгибая ноги в коленях;
2 часть: дети бегут легким бегом на носочках, сгибая руки в логтях).
(Дети после муз.-ритмических движений встают полукругом).
Слайд № 1 (картина зимы)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Дети: Здравствуйте.
М.р.: Ребята, мы с вами поздоровались. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, и мы с
ними тоже должны поздороваться.
«Здравствуйте» слова Мишаковой.
Я здороваюсь везде: дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю всем друзьям на улице!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
И гостям всем Добрый день!
М.р.: Давайте мы пройдем на стульчики.
Отгадайте загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла…
Дети: (зима)
М.р.: Правильно, сегодня наше занятие связано с зимой, но не просто с зимой в искусстве.
Слайд № 2 (портрет П.И.Чайковского)
М.р.: Посмотрите на экран, перед нами портрет Петра Ильича Чайковского. Он был
композитором. А кто же такой композитор? Что он такого необычного делает?
Дети: Композитор - это человек, который сочиняет музыку.
М.р.: Совершенно верно.
Сейчас мы послушаем музыку, которая унесет нас далеко-
далеко. Мы полетим над заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром.
Запись № 3
Слушание музыки «Декабрь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»
М.р.: Мы с вами прослушали музыкальное произведение П.И.Чайковского «Декабрь».
М.р.: Какая это музыка?
Дети: (спокойная, плавная, грустная).
М.р.: Совершенно верно.
Слайд № 3 (картина зимы)
Посмотрите на экран, что вы видите?
Дети: На экране зима.
М.р.: Верно.
Композитор создал целый цикл. Цикл – это несколько пьес под одним общим названием.
Данный цикл называется «Времена года».
Назовите пожалуйста все времена года.
Дети: Зима, весна, лето, осень.
М.Р.: Совершенно верно. В этом цикле 12 произведений, каждому месяцу года композитор
посвятил музыкальное произведение. «Декабрь» – это первый месяц зимы. Какие еще вы
знаете месяца?
Дети: (называют месяца).
Молодцы. Данное произведение относится к святкам.
Это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные
ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. Стоит только
произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» - и даже у нас, забывших все
или почти все традиции, как будто что-то отзывается в душе, как будто открываются двери
в неведомое.
В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о
самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта-Клауса, Деда
Мороза – старика с белой бородой, приносящего подарки.
В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки,
ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их
угощали, одаривали подарками.
Заключительная пьеса цикла - «Святки» - имеет в рукописи композитора подзаголовок
“Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом
семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки,
фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней
весь цикл вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.
Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он
довольно
медленный,
вернее
задумчивый,
зимний.
И
немножко
грустный.
Но
это
и
понятно - ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена
года».
Посмотрите внимательно на экран, возможно даже в этом лесу собираются все 12 месяцев
из сказки «12 месяцев» Самуила Яковлевича Маршака. Разжигают огромный костер и
ведут приятную беседу.
Слайд № 4 (картина)
У нас занятие называется «Зима в искусстве». Но искусство не только в музыке. Оно
встречается и в живописи. Посмотрите на экран, здесь изображена картина
«Рождественский базар» Бучкури Александра Алексеевича, нарисованная в 1906 г.
На ней изображен рождественский базар, на котором можно было приобрести не только
елку для праздника, но еще и подарки близким на праздник.
Слайд № 5 (картина)
А эта картина называется «Рождество», а написал ее Чижевский Ярослав, Эта картина
была написана в 2014 года.
Здесь изображены колядки, то есть люди переодевались в разных животных или в одежды,
в которых их бы не узнали. Они ходили по домам. Поздравляли людей и собирали
сладости.
М.р.: Многие композиторы, поэты, живописцы любили это время года за его волшебную
красоту, чистые, яркие, сверкающие краски.
Послушайте,
как
описывает
зимнюю
красоту поэт
Григорий
Ладонщиков.
Стихотворение называется «Здравствуй, зимушка-зима».
Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьется след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима!
Ребята, а зачем кормушки люди делают для птиц?
Дети: Для того, чтоб насыпать в них еду, и чтоб птицы не замерзли.
М.р.: Верно. В стихотворении прозвучало слово пичуга? Оно вам знакомо?
Дети: Нет.
М.р.: Посмотрите на экран. Пичуга - это всего лишь маленькая птичка. Она является
зимующей птицей.
Слайд № 7 (картина домика зимушки)
Ребята, а мы с вами учили песню о зиме.
М.р.: Но, прежде чем нам спеть песню нам нужно разогреть наше горлышко. Давайте
споем распевку под названием «Зимняя сказка».
М.р.: Вот теперь у нас готово горлышко к пению. Давате споем песенку «Зимние подарки»
и поднимем настроение нам и нашим гостям.
Дети исполняют песню «Зимние подарки», слова и музыка С.Насауленко. (ноты).
М.р.: Ребята, посмотрите на картинку. А с кем дружит Зимушка?
Дети: С птичками, зверятами.
М.р.: А со Снеговиком она может дружить?
Дети: Да, может.
М.р.: А давайте танец снеговиков станцуем.
Запись № 4
Дети танцуют «Танец Снеговиков» под песню «Потолок ледяной» в исполнении
Витаса.
Слайд № 8 (картинка Снеговика)
М.р.: Ребята, пока вы танцевали, нам ветром занесло много шариков снежных. Давайте
подойдем к ним и посмотрим.
(дети подходят к деталям от снеговиком)
М.р.: Что же это за шарики? Ребята, а тут еще и ведерки лежат. Что же можно сделать из
всего этого?
Дети: Можно сделать снеговика.
М.р.: И верно. Здесь шариков много, я думаю каждый может сделать по снеговику, а чтобы
они не рассыпались, мы их будем собирать на стойки. Какой шарик нужно положить
сначала?
Дети: Большой, потом средний и на верху должен быть самый маленький. Сверху должно
быть ведерко.
Запись № 5 (волшебная мелодия)
Дети играют в игру «Собери Снеговика» под музыку.
М.р: Отличные снеговики у нас получились. А снеговики еще являются почтальонами у
Деда Мороза. И за то, что вы их собрали, Дед Мороз вам отправил посылку. Давайте ее
вскроем.
(Дети открывают посылку, а там мандарины)
М.р.: Ребята, вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось?
Дети: (отвечают).
М.р.: На этом наше занятие заканчивается. Давайте мы попрощаемся с нашими гостями и
отправимся в группу.
Дети прощаются и уходят под музыку.
Приложение №1
Приложение № 2