Напоминание

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики


Автор: Поликша Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ОГБПОУ "Касимовский техникум водного транспорта"
Населённый пункт: Касимов
Наименование материала: Статья
Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта»

Доклад

по дисциплине «Информатика»

на тему: «Организация проектной деятельности

обучающихся на уроках информатики».

Выполнил(а): преподаватель

Поликша Т.В.

Касимов,

2018

Важные цели образования - это:

Развитие у обучающихся самостоятельности и способности к

самоорганизации;

формирование высокого уровня правовой культуры;

развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог,

искать и находить содержательные компромиссы.

Обучающийся не должен быть объектом педагогического воздействия, а

должен

быть

субъектом

познавательной

деятельности.

Образовательный

процесс должен быть направлен на поиск и развитие задатков, способностей,

з а л о ж е н н ы х

п р и р о д о й

в

к а ж д о м

о б у ч а ю щ е м с я .

Ориентируясь

на

глобальные

цели

системы

образования

и

учитывая

специфику

преподаваемого

мною

предмета

«Информатика», определяю

цель:

подготовить

выпускников,

владеющих

современными

технологиями, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Исходя из этой цели, ставлю задачи:

Помочь обучающимся освоить приемы, которые позволят расширять

полученные

знания

самостоятельно,

т.

е.

научить

оперативно

осуществлять поиск информации, производить ее структурирование,

находить оптимальный алгоритм обработки;

Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;

Создать условия для формирования адекватной самооценки;

Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать

в команде.

Поставленные

задачи

реализую

на

всех

этапах

образовательного

процесса,

выстраивая

свою

деятельность

в

рамках

образовательных

программ,

в

которых

определены

цели,

задачи,

содержание

обучения,

программное,

методическое

и

техническое

обеспечение,

принципы

использования

программ

и

критерии

оценки

их

эффективности.

Реализация

этих

программ

невозможна

без

использования

эффективных

педагогических технологий.

2

В своей деятельности использую проектную технологию, предполагая,

что,

если

метод

проектов

применять

спланированной

и

постоянной

составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия

для:

формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более

качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

повышения мыслительной активности обучающихся и приобретения

навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной

жизнью;

речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной

компетенции в целом;

развития

индивидуальных

особенностей

обучающихся,

их

самостоятельности, потребности в самообразовании;

изменения роли учителя в образовательной среде;

более

результативного

решения

задач

образования,

развития

и

воспитания личности обучающегося.

Сущность метода проектов.

Е.

С.

Полат

дает

такое

определение

методу

проектов

в

современном

понимании: «…метод»,

предполагающий

«определенную

совокупность

учебно-познавательных

приемов,

которые

позволяют

решить

ту

или

иную

проблему

в

результате

самостоятельных

действий

учащихся

с

о б я з а т е л ь н о й

п р е з е н т а ц и е й

э т и х

р е з у л ь т а т о в » .

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда

ориентирован на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этого

метода студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и

обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для

р е ш е н и я

п о з н а в а т е л ь н ы х

и

п р а к т и ч е с к и х

з а д а ч .

Остановимся

на

основных

требованиях

к

использованию

метода

проектов:

1.

Наличие

значимой

в

творческом

плане

проблемы,

требующей

интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.

Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3

3.

Самостоятельная деятельность учащихся.

4.

Структурирование содержательной части проекта.

5.

Использование

исследовательских

методов,

предусматривающих

определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение методов исследования;

обсуждение способов оформление конечных результатов;

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для определения типа проекта используются следующие признаки:

Доминирующая

в

проекте

деятельность:

исследовательская,

поисковая,

творческая,

ролевая,

прикладная,

ознакомительно-

ориентировочная и прочие;

Предметно-содержательная

область: моно проект; межпредметный

проект;

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),

скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для

телекоммуникационных проектов).

Характер контактов (среди участников одного учебного заведения,

группы, города, региона и т.д.).

Количество участников проекта.

Продолжительность проекта.

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность

максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,

4

позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,

приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый

результат.

Следует

остановиться

и

на

общих

подходах

к

структурированию

проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества

участников.

2.

Далее

преподавателю

необходимо

продумать

возможные

варианты

проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами

же

проблемы

выдвигаются

обучающимися

с

подачи

преподавателя

(наводящие

вопросы,

ситуации,

способствующие

определению

проблем,

видеоряд

с

той

же

целью,

т.д.).

Здесь

уместна

"мозговая

атака"

с

последующим коллективным обсуждением.

3.

Распределение

задач

по

группам,

обсуждение

возможных

методов

исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным

или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или

на занятиях кружка, в групповой работе в библиотеке и т.д.).

6. Защита проектов.

7.

Коллективное

обсуждение,

экспертиза,

результаты

внешней

оценки,

выводы.

В

процессе

реализации

проекта

у

обучающихся

формируется

готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и

готовность к рефлексии. Велико разнообразие учебных проектов. Проектом

может

быть

и

компьютерный

курс

изучения

определенной

темы,

и

компьютерная игра и тематическое общение по электронной почте и многое

другое.

Проектная

деятельность,

обеспечивающая

формирование

информационно-коммуникационной

компетентности,

может

быть

представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или

нескольких

уроков

до

длительных

проектов,

с

их

продолжением

и

расширением на курсах по выбору, факультативах, кружках.

Кроме тематических проектов, программой курса информатики

для

СПО предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей:

история, математика, химия, обществознание и др. Для успешной реализации

межпредметных

проектов,

преподавателю

информатики

рекомендуется

5

организовать

совместную

деятельность

обучающихся

с

преподавателем

соответствующей предметной области. Выполненные в результате проектной

деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием

по соответствующему предмету

.

На уроках информатики обучающиеся приобретают опыт комплексного

использования

теоретических

знаний

и

средств

ИКТ

в

реализации

прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Презентацию результатов проектирования целесообразно проводить на

уроках обобщения, а также на студенческой научной конференции техникума.

Для

того

чтобы

создать

условия

для

самостоятельной

творческой

проектной

деятельности

обучающимся

необходимо

п р о води ть

подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного

времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями,

умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта

или

исследования.

Ему

понадобятся

до

определённой

степени

сформированные умения и навыки (проектирования или исследования) для

самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта

преподаватель может дать, но в очень незначительном объёме и только в

момент его востребованности обучающимися.

Каждый

проект

должен

быть

обеспечен

всем

необходимым.

Необходимо предусмотреть материально-техническое и учебно-методическое

оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники,

специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-

Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические

ресурсы

(компьютеры

и

др.

техника

с

программным

обеспечением),

организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий,

работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место

(не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми

ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное

обеспечение.

Проектная

деятельность

обучающихся

побуждает

к

о р г а н и з а ц и и информационного

пространства

образовательного

учреждения.

При

оценке

успешности

обучающегося

в

проекте

необходимо

понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное

признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной

оценки

достоин

любой

уровень

достигнутых

результатов.

Оценивание

степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно

6

для

преподавателя,

работающего

над

формированием

соответствующей

компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы

над проектом;

степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения

отведённой роли;

практическое использование предметных ЗУН;

количество

новой

информации

использованной

для

выполнения

проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень

сложности

и

степень

владения

использованными

методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

исследования;

уровень

организации

и

проведения

презентации:

устного

сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

владение рефлексией;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученных результатов.

Применение

метода

проектов

является

поиском

путей

решения

проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения

решить

невозможно

в

связи

с

различным

стартовым

уровнем

знаний

и

умений обучающихся по информатике.

В

настоящее

время

метод

проектов

активно

внедряется

учителями

информатики в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей,

данный метод является эффективным методом обучения.

Пример проекта по информатике для 1 курса.

Проект "Любую ли информацию можно закодировать?"

Данный

проект

рекомендуется

проводить

в

рамках

изучении

темы

"Информация" курса информатика.

Основная

цель:

обобщение

и

систематизация

имеющихся

у

обучающихся знаний по вопросам кодирования и представления различных

видов информации. Проект можно реализовать совместно с преподавателем

литературы.

Основополагающий вопрос: Как сохранить секрет?

7

Цели:

систематизация и обобщение знаний по теме "Информация. Кодирование

информации";

расширение

знаний

о

способах

кодирования

текстовой,

графической,

звуковой и числовой информации;

научиться

различать

виды

информации

(по

способу

восприятия

и

представления) в различных сферах жизнедеятельности;

формирование у учащихся различных способов кодирования и декодирования

информации;

формирование информационной компетентности, развитие креативных

способностей, критического мышления;

овладение обобщенными практическими умениями и навыками проведения

исследований;

приобретение навыков проектной деятельности;

Темы исследований:

"Кодирование конкретной информации";

"Способы представления различных видов информации",

"Какие существуют виды информации?",

"Существуют ли в мировой практике примеры кодирования информации в

художественном произведении?",

"Можно ли создать собственный способ кодирования?" и т.д.

План работы над проектом.

Этап I. Подготовительный.

На первом уроке изучения данной темы преподаватель проводит беседу с

обучающимися "Как сохранить секрет?". Постановка проблемного вопроса

"Любую

ли

информацию

можно

закодировать?".

Формирование

групп

и

выбор

темы

исследований.

Составление

плана

работы

над

проектом.

Обсуждение

возможных

источников

информации.

Определение

формы

представления результатов: буклет, презентация, web-сайт.

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности

учащихся в методически нужное русло.

Этап II. Аналитико-практический.

Сбор информации по заданной теме из различных источников (внеурочная

деятельность, рассчитанная на 2 недели).

8

Анализ

и

систематизация

информации.

Реализация

идей

средствами

информационных

технологий

(разработка

презентаций,

буклетов

…).

Обучающиеся

в

группах

проводят

самоанализ

результатов

деятельности.

Предварительный просмотр полученных результатов.

Этап III.

Защита проектов. Каждой группе на защиту проектов представляется 4

минуты. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все

участники проекта: преподаватели и студенты. Проект оценивают и студенты

и

преподаватель.

Рекомендуется

заранее

разработать

оценочные

листы

проектов.

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Преподаватель

оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь

как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Подведение итогов.

Защита творческих проектов

9

Литература

1.

Педагогические

технологии

обучения

в

условиях

реализации

государственного

стандарта

образования.

Сб.

Педагогические

технологии. Информатика и ИКТ./ авт. сост. Ананичева С.В., Левицкова

Л.А. Ульяновск.: УИПКПРО, 2014. 64стр.

2.

Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое

пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

3.

Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие.

– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

4.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

10



В раздел образования