Напоминание

Зима.Зимующие птицы


Автор: Ихласова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с 28
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Зима.Зимующие птицы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в подготовительной группе

«Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать

любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать

словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц,

аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки

изготовленные детьми с родителями.

Содержание организованной деятельности.

I.

Организационный момент.

-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза мерзнет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь).

-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).

- Почему птице не летится? (Она мерзнет.)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в

лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-

далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного,

пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета

среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?

(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними

познакомимся.

(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона,

воробей,сорока)

II. Знакомство с зимующими птицами.

- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.

Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат

другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно –

попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

-Молодцы!

- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые

полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце

вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы –

снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у

них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на

крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму

они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины,

бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в

припорошенных снегом перелесках.

- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом

удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица

(Зерноядная).

- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и

почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит,

«столовались» тут именно снегири.

- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее... (Синичка)

Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что

птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову

украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах

деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они

стайками по 10 – 15 шт.

Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха,

лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько

насекомых, сколько весят сами.

Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В

этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу

любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей

вещего слова.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с

красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками.

Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена

шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то

просто. Как же быть?

- Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у

клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен

так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара

пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как

над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на

землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с

веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце

зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена

из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

-Продолжаем отгадывать загадки:

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово- дрозд, приятель!»

И ставит подпись…(дятел).

- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья,

брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У

него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков –

короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла

в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте

стихотворение о дятле.

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово –

Будешь ты опять здорова!

(В. Гвоздев)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

(Cорока)

- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха.

Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья –

черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает

звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет

в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи –

излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода

перебираются поближе к людям.

Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

1.

Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей,

яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к

концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к

другу, нахохлившись. (Воробей.)

2.

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле

чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко

– жёлтое. (Синицы.)

3.

У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и

шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя

красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4.

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая,

а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета.

(Снегирь.)

5.

Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным

крестообразным клювом. (Клест.)

6.

Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные

пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

(Сорока.)

7.

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги.

Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья –

чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

- Молодцы, узнали всех птиц.

Что за стол среди берез,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом (Кормушка).

-Правильно. Для чего нужны кормушки?

-Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку).

-Молодцы!

-Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются

добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых,

спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и

семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они

прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь

пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы

они выжили в холодное время года?

(ответы детей).

- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них

кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.

Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм.

Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам

нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного

сала, крошки хлеба.

Игра «Птицы в кормушке».

-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение

понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая

услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.»

Дидактическая игра «Птичья столовая»

- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты,

хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

- Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.

III. Итог занятия:

- О каких птицах мы говорили?

- Почему их так называем?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Кто из этих птиц трещит?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Как называется «птичья столовая»?

- Какой корм нужно класть в кормушку?

-ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их

развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже

устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.

-Спасибо за работу.



В раздел образования