Напоминание

Конспект по математике "Играем, считаем"


Автор: Дорошина Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с 28
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект по математике "Играем, считаем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по ФЭМП в средней группе

«Играем и считаем»

Задачи:

упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические

фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым

значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по

счету? », «на котором месте?»;

раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая,

короче, длиннее.

Материал для занятия: письмо от Умняшки, кукла, геометрические фигуры для

каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и модули

геометрических фигур, обручи, карточки с заданием на к/р, цветные карандаши,

карточки для счета, карточки с цифрами, проектор, слайдовая презентация

«Занимательные задачки», подарки -«разукрашки»

Ход занятия:

Организационный момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Готовы вы сейчас считать? (ответы детей)

-Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Хотите узнать, что там?

«Здравствуйте ребята! Меня зовут кукла Умняшка. Я живу в волшебной стране

Игрляндия! И я приглашаю вас к себе в гости! Я слышала, что вы очень

послушные, умные и сообразительные ребята, и я очень хочу с вами

познакомиться! »

- А вы хотите познакомиться с Умняшкой? А как мы отправимся в волшебную

страну? (предположения детей)

- А я вам предлагаю отправиться пешком. Нам предстоит долгий путь.

Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!

(дети идут по камушкам, по песочку, по листочкам)

1 задание «Геометрические фигуры».

- Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто

живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг)

***

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник)

***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат)

***

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

- Догадались, кто живет на этой лужайке? (геометрические фигуры)

- Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь

удобнее. И так, слушайте сказку.

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и

Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь

рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя,

и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны

равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не

менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не

знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и

Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась

к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с

начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев, потом

попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку

все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » - спросил

скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и

оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы

тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка.

«Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка.

Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в

воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем

лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась

дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили

меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к

Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил

Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две

короткие».

-Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две

длинные, а две короткие)

А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть вам в игру «Найди свой

домик».

Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг,

квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи

большие фигуры). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре.

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три, треугольник, в дом беги! (дети-треугольники забегают в свой обруч).

- Молодцы ребята! Справились!

- Но нам пора отправляться дальше! (опять дети идут по кочкам, камушкам,

песочку, болоту)

2 задание «Считаем до 5»

- Смотрите, ребята, мы с вами оказались в королевстве феи Считалочки, но она

сейчас в отъезде по делам. И вот фея Считалочка уехала, а числа 1,2,3,4 и 5

решили пока ее нет, немного пошалить и перепутались так, что забыли свои

порядковые места. Поэтому в королевстве даже солнышко спряталось. Давайте

им поможем навести порядок?!

(Дети расставляют числа по порядку).

- Молодцы, вы все сделали правильно!

- А еще Считалочка нам оставила какое-то задание. Посмотрим?

(у каждого ребенка карточка с заданием: сосчитать нарисованные предметы и

получившиеся ответы соединить с цифрами)

Пока мы с вами выполняли задание феи, выглянуло солнышко.

Гимнастика для глаз

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка, ты со мной (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись. (круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду (смотрят влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду (смотрят вправо)

- Ребята, а посмотрите, вот здесь тоже какие-то картинки.

(рассматриваем картинки с изображением разных предметов, которые висят на

доске. Затем дети выполняют движения соответствующие тексту)

Сколько яблочек у нас,

Столько мы подпрыгнем раз. (1)

- Сколько листиков у нас,

Столько мы присядем раз. (2)

- Сколько красных мухоморов,

Столько сделаем наклонов. (3)

- Сколько баночек у нас,

Столько хлопнем с вами раз. (4)

- Сколько клоунов веселых,

Столько топнем с вами раз (5).

- Молодцы! Справились со всеми заданиями феи Считалочки! Мы можем идти

дальше!

3 задание «Реши задачку»

- Ой, куда это мы опять пришли? А попали мы в королевство принца Задачкина,

здесь тоже нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?

- Тогда давайте решим с вами занимательные задачки, которые приготовил для

нас принц. Только слушать их нужно очень внимательно!

-Навострите свои ушки на макушке и послушайте: Презентация.

Задачка «В гостях у пчелы».

Пролетела

сорока

по

лесу

и

сообщила,

что

пчелы

будут

зверей

медом

угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. За ним прискакала

белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Затем пришла лиса с

кувшином, а последним приковылял волк.

- Перечислите всех, кто прибежал к улью. Сколько их всего?

- Каким по счету примчался к улью заяц? А белка?

- Каким по счету приковылял волк?

- У кого была самая маленькая посуда?

- У кого была самая большая посуда?

Задачка «Волк и лиса на рыбалке»

Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой

леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-

предлинной леской – больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только

успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк

поймал

одного

карасика,

стал

его

из

реки

тянуть,

да

в

длинной

леске

и

запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

- Сколько всего рыб поймала лиса? Волк?

- А сколько они поймали вместе?

- Кто больше наловил рыбы, почему?

Задачка «У лося в гостях»

Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости

к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На

большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик

и мышь.

- Сколько зверей поместилось на большой скамейке?

- Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?

- На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?

- Молодцы ребята!

- Нам нужно отправляться дальше! (опять дети идут по известному маршруту)

- Ну, вот, наконец, мы дошли до страны Игрляндии! (детей встречает кукла

Умняшка)

- Здравствуй, Умняшка!

- Здравствуйте, ребята! Как вы до меня добрались? Трудно было? Какие вы

молодцы! А хотите со мной поиграть? А я посмотрю, какие вы умненькие и

сообразительные!

Начинаем мы опять:

Решать, отгадывать, смекать!

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час!

Дети играют с Умняшкой.

Игра называется: «Что длиннее».

Кукла бросает мяч одному из детей и говорит: «Спичка, что длиннее? »

Ребенок ловит мяч и отвечает: «Карандаш, что длиннее? » - и бросает мяч

следующему игроку (коса у девочки, ленточка, палка, веревка, рельсы, дорога)

Мяч бросают до тех пор, пока фантазия не иссякнет и не с чем будет сравнивать.

Игра «Когда это бывает?»

Завтракаем мы утром, а ужинаем …(вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)

Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)

Солнце светит днем, а луна…(ночью)

Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем)

В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)

После игр кукла Умняшка подводит совместно с детьми итог занятия.

И предлагает взять с собой игру-задание «Разукрашки»

(на каждого ребенка листок с заданием)

1. Раскрасьте только круглые предметы.

2. Раскрасьте только прямоугольные предметы.

3. Раскрасьте предметы, которые быстро двигаются.

- Ребята вам пора возвращаться в детский сад. Я очень рада, что вы ко мне

пришли в гости! До свидания! Приходите еще!



В раздел образования