Напоминание

"Метод проектов как средство развития познавательных способностей дошкольников"


Автор: Подмарева Лилия Хайдаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №34 "Теремок"
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метод проектов как средство развития познавательных способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метод проектов как средство развития познавательных способностей

дошкольников

Основоположником проектов считают американского педагога Уильяма Кильпатрика. Он

считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-

познавательной. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение

научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость

выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных

методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы,

является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном

подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным

областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная

работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее

решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты

которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Зачем нужны проекты?

Проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и

целый детский сад.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется

исследовательский поиск; проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей

и взрослых;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке

педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей

познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний

на практике.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1.

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.

Составление плана-схемы проекта.

5.

Сбор, накопление материала.

6.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской

деятельности.

7.

Домашние задания для сам. выполнения.

8.

Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную

для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

1.

по составу участников;

2.

по целевой установке;

3.

по тематике;

4.

по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды

проектов:

1.

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты

оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.

ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, витражи и др.);

4.

творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна,

например: «Театральная неделя».

В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом —

игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и

тематику проектов.

Игровые:

— «Игра-путешествие в подводное царство»;

— сюжетно-ролевая игра «Театр»;

— игра «Строим город будущего»;

— «Путешествие в древний мир»;

— «Строим сказочный снежный городок».

Творческие:

осенний (весенний, зимний) вернисаж;

музыкальная сказка (по выбору);

настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ

спектакля малышам и родителям);

«Веселая ярмарка»;

создание фильмотеки рисованных диафильмов;

фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные:

журнал «Почемучка»;

«Путешествие в Царство Математики»;

конкурс «Моя родословная»;

«Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений,

животных, птиц).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего

возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки»,

«Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина

неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена

года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир

природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая

астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты

бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий),

средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на

учебный год).

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие

свободной

творческой

личности ребёнка,

которое определяется задачами развития и задачами

исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.

развитие познавательных способностей;

3.

развитие творческого воображения;

4.

развитие творческого мышления;

5.

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с

педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При

постановке цели определяется и продукт

проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие

группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление

проекта.

7. Формирование специфических

знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к

презентации.

9. Представляют (зрителям или

экспертам) продукт деятельности.



В раздел образования