Автор: Подмарева Лилия Хайдаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №34 "Теремок"
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метод проектов как средство развития познавательных способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Метод проектов как средство развития познавательных способностей
дошкольников
Основоположником проектов считают американского педагога Уильяма Кильпатрика. Он
считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-
познавательной. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость
выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных
методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы,
является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном
подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным
областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная
работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее
решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты
которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Зачем нужны проекты?
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и
целый детский сад.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский поиск; проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей
и взрослых;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке
педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей
познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний
на практике.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1.
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2.
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3.
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4.
Составление плана-схемы проекта.
5.
Сбор, накопление материала.
6.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности.
7.
Домашние задания для сам. выполнения.
8.
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную
для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
1.
по составу участников;
2.
по целевой установке;
3.
по тематике;
4.
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды
проектов:
1.
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.
ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и
реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и др.);
4.
творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна,
например: «Театральная неделя».
В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом —
игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и
тематику проектов.
Игровые:
— «Игра-путешествие в подводное царство»;
— сюжетно-ролевая игра «Театр»;
— игра «Строим город будущего»;
— «Путешествие в древний мир»;
— «Строим сказочный снежный городок».
Творческие:
осенний (весенний, зимний) вернисаж;
музыкальная сказка (по выбору);
настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ
спектакля малышам и родителям);
«Веселая ярмарка»;
создание фильмотеки рисованных диафильмов;
фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные:
журнал «Почемучка»;
«Путешествие в Царство Математики»;
конкурс «Моя родословная»;
«Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений,
животных, птиц).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего
возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки»,
«Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина
неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена
года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир
природы», «Рябины России»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая
астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты
бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий),
средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на
учебный год).
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие
свободной
творческой
личности ребёнка,
которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1.
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2.
развитие познавательных способностей;
3.
развитие творческого воображения;
4.
развитие творческого мышления;
5.
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические
опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы
проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При
постановке цели определяется и продукт
проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие
группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление
проекта.
7. Формирование специфических
знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к
презентации.
9. Представляют (зрителям или
экспертам) продукт деятельности.