Автор: Жижко Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 208
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Педагогический опыт
старшего воспитателя МКДОУ города Новосибирска
«Детский сад №208 комбинированного вида»
Жижко Ирины Владимировны
Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
Чтобы
сенсорное
развитие
проходило
полноценно,
необходимо
целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов —
длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного
детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для
усвоения
сенсорных
эталонов
детьми,
самостоятельно
они
не
научатся
использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А
если
усвоение
происходит
стихийно,
без
разумного
педагогического
руководства
взрослых,
оно
нередко
оказывается
поверхностным,
неполноценным.
Чтобы достичь поставленной цели –развитие сенсорных эталонов у
дошкольников, поставлены следующие задачи:
1.
Создать условия в группах для обогащения зрительного сенсорного
опыта детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке,
в умывальной комнате.
2.
Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры
и
упражнения,
направленные
на
обогащение
с л у хо во го ,
обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного
опыта детей.
3.
Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через
выполнение с ними различных видов заданий.
4.
Научить
ребёнка
наблюдать,
рассматривать,
прислушиваться,
внимательно изучать окружающий мир.
Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые
можно вызвать через:
•
Чтение познавательной литературы. Например, «Золотой луг» Пришвин,
«Синичкин
календарь»
Бианки,
«Лисичкин
хлеб»
Пришвин,
детские
энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.
•
Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например:
«Почему крапива жжётся?».
5. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
•
Учить ребёнка определять форму предмета в целом. Например, снеговик
имеет несколько кругов разных размеров; яблоко круглое.
•
Учить
ребёнка
выявлять
форму,
размер
главных
частей
предмета.
Например, у курицы есть голова, туловище, хвост.
•
Учить ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например, у
курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
6. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного
качества предмета, выработанные человечеством.
Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы:
Обследование
предметов.
Например,
яблоко
красное,
круглое,
большое, сладкое, ароматное.
Метод
сенсорного
развития
мотивации
обследования.
Например,
«Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?»
Если
земля
сухая
её
надо
полить;
если
земля
твёрдая
её
надо
подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель
вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при
обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на
вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
Метод
сравнения.
Например,
сравниваем
квадрат
и
круг
методом
наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы,
все стороны равны, углы одинаковые.
Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите
все
предметы
круглой
формы,
красного
цвета
и
положите
их
на
красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей были созданы нужные условия:
Разнообразная содержательная детская деятельность.
Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате
которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.
Например,
в
лесу,
в
парке
дети
учатся
различать
окраску
осенней
листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины –
красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается
ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра,
шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем
больше
признаков
и
свойств
выделяет
ребёнок
в
объекте,
явлении,
следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и
навыки.
Это
способствует
полноценному
развитию
ребёнка.
Расширяется
кругозор детей на базе ближайшего окружения, созданы условия для развития
самостоятельной
познавательной
активности,
дети
учатся
выражать
свои
чувства, переживания через игровую деятельность.