Напоминание

"Сенсорное развитие детей дошкольного возраста


Автор: Жижко Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 208
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический опыт

старшего воспитателя МКДОУ города Новосибирска

«Детский сад №208 комбинированного вида»

Жижко Ирины Владимировны

Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Чтобы

сенсорное

развитие

проходило

полноценно,

необходимо

целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов —

длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного

детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для

усвоения

сенсорных

эталонов

детьми,

самостоятельно

они

не

научатся

использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А

если

усвоение

происходит

стихийно,

без

разумного

педагогического

руководства

взрослых,

оно

нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным.

Чтобы достичь поставленной цели –развитие сенсорных эталонов у

дошкольников, поставлены следующие задачи:

1.

Создать условия в группах для обогащения зрительного сенсорного

опыта детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке,

в умывальной комнате.

2.

Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры

и

упражнения,

направленные

на

обогащение

с л у хо во го ,

обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного

опыта детей.

3.

Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через

выполнение с ними различных видов заданий.

4.

Научить

ребёнка

наблюдать,

рассматривать,

прислушиваться,

внимательно изучать окружающий мир.

Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые

можно вызвать через:

Чтение познавательной литературы. Например, «Золотой луг» Пришвин,

«Синичкин

календарь»

Бианки,

«Лисичкин

хлеб»

Пришвин,

детские

энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.

Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например:

«Почему крапива жжётся?».

5. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

Учить ребёнка определять форму предмета в целом. Например, снеговик

имеет несколько кругов разных размеров; яблоко круглое.

Учить

ребёнка

выявлять

форму,

размер

главных

частей

предмета.

Например, у курицы есть голова, туловище, хвост.

Учить ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например, у

курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

6. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного

качества предмета, выработанные человечеством.

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы:

Обследование

предметов.

Например,

яблоко

красное,

круглое,

большое, сладкое, ароматное.

Метод

сенсорного

развития

мотивации

обследования.

Например,

«Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?»

Если

земля

сухая

её

надо

полить;

если

земля

твёрдая

её

надо

подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель

вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при

обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на

вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

Метод

сравнения.

Например,

сравниваем

квадрат

и

круг

методом

наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы,

все стороны равны, углы одинаковые.

Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите

все

предметы

круглой

формы,

красного

цвета

и

положите

их

на

красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей были созданы нужные условия:

Разнообразная содержательная детская деятельность.

Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате

которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.

Например,

в

лесу,

в

парке

дети

учатся

различать

окраску

осенней

листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины –

красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается

ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра,

шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем

больше

признаков

и

свойств

выделяет

ребёнок

в

объекте,

явлении,

следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и

навыки.

Это

способствует

полноценному

развитию

ребёнка.

Расширяется

кругозор детей на базе ближайшего окружения, созданы условия для развития

самостоятельной

познавательной

активности,

дети

учатся

выражать

свои

чувства, переживания через игровую деятельность.



В раздел образования