Напоминание

"Некоторые особенности в работе концертмейстера по классу хореографии"


Автор: Тяпочкина Любовь Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО Центр Внешкольной Работы Центрального района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Некоторые особенности в работе концертмейстера по классу хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБУ ДО

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Центрального района

г. Санкт-Петербурга

Статья

«Некоторые особенности в работе концертмейстера по классу хореографии»

концертмейстер Тяпочкина Л.В.

2017год

«Если под музыку не танцуют – это не музыка.»

Мастерство концертмейстера-пианиста в классе хореографии имеет глубокую

специфику и профессиональную направленность. Задача концертмейстера на

занятии

по

классическому

танцу

-

это

озвучивание

упражнений,

их

музыкальное

оформление,

что

предполагает

необходимость

определённых

методических знаний.

«Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной

задачей.»

Самая

главная

задача

для

концертмейстера-пианиста

-

это

постоянное

обновление репертуара. Исполнять экзерсис под один и тот же музыкальный

фрагмент в течении продолжительного

времени не приемлемо. Но что же

делать, когда упражнения всё время изменяются, усложняются по мере их

проучивания?

Выход

один:

импровизировать

либо

на

тему

какого-нибудь

музыкального

произведения, либо придумывать свою музыку.

Когда мы берём не танцевальную музыку, то сталкиваемся со сложностями

фактурно-ритмического

плана.

Часто

такая

музыка

не

приспособлена

к

движениям у станка. Тогда приходится так менять ритм, размер, мелодию,

количество тактов, чтобы максимально приблизить звучание этой музыки к

заданному упражнению и создать структурно, метроритмически и мелодически

ясное построение. Таким образом появляется почти новое произведение.

На занятиях по классическому танцу музыка и движение идут параллельно.

Педагог

задаёт

комбинацию

движений,

а

концертмейстер,

исходя

из

их

характера и ритмического рисунка, подбирает музыку.

Положить композиторский текст на придуманное упражнение очень трудно, а

совпадения

встречаются

редко.

Педагог

вынужден

изменять,

подгонять

комбинацию движений под эту музыку, что идёт в разрез со спецификой урока

классического танца.

Музыка

из

балетов

более

приемлема,

так

как

она

танцевальная,

но

все

музыкальные фрагменты, взятые из балетной музыки, воспринимаются как

готовые образы, сочинённые для определённых образов.

Самое приемлемое-это, проанализировав ряд балетных клавиров, заготовить

для

себя

шаблоны:

гармонические

ходы,

ритм,

используемые

в

балетной

музыке.

Умело

подобранная

музыка,

красивая

мелодия,

сочная

гармония,

эмоциональное наполнение-всё это помогает выполнять урок классического

танца с максимальной отдачей.

Итак, существует ряд правил, которые ведут к успешному сопровождению

урока:

1.Не играть слишком громко, не форсировать звуки.

2.Все

движения

выполнять

на

музыкальном

материале,

который

прививает

учащимся

эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке:

приучает

слышать

музыкальную

фразу,

разбираться

в

характере

музыки,

динамике, ритме.

3.Для

танцевальной

музыки

характерна

«квадратность»

построения

музыкальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, шестнадцати тактов, и

так далее.

4.Концертмейстер

должен

смелее

играть

свою

музыку,

которая

точно

соответствует характеру, темпу, ритму каждого упражнения. Он должен видеть

класс, помогать эмоционально в сложных движениях.

5.Когда педагог предлагает комбинацию, концертмейстер должен запомнить её

так же, как и ученики. Левая рука определяет темпо-ритм упражнения, а правая

точно следует ритмическому рисунку упражнения.

Хочу

остановиться

на

подборе

музыкальных

фрагментов

для

уроков

классического экзерсиса.

На протяжении всего обучения классический экзерсис имеет определённый

набор элементов, которые из года в год по мере усвоения, усложняются,

варьируются. Когда изучается новое движение, ритм должен быть простым,

мелодия не сложной. В процессе работы музыкальный материал усложняется,

ритмический рисунок становится более наполненным.

Кроме того, что музыкальные элементы должны обязательно иметь

квадратность и определённый ритмический рисунок, немаловажно обратить

внимание на наличие затакта. Любой затакт определяет темп и делает

музыкальный фрагмент более чётким.

Метрические особенности. Размер 2/4 употребляется в различных

упражнениях, но темп исполнения всегда разный. Например, такие движения,

как battement tendu, battement tendu jete, battement frappe исполняются в

размере 2/4, но темп у них разный: от moderato до allegro. То же происходит и с

размером 4/4, 3/4

Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с

четким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты выбираются

по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4,3/4;с синкопированным

ритмом (в размерах 2/4, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4, 4/4)

Специфика работы концертмейстера в классе хореографии предполагает

зрительный контакт пианиста и танцующих. Принцип «тройного

видения»:класс, нотный текст и клавиатура есть залог успешного занятия. А

тесное сотрудничество педагога и концертмейстера приведёт к развитию

музыкальности обучающихся, привитию им навыков согласованности движения

с музыкой, воспитанию художественного мышления.

Использованная литература:

1. В.С. Костровицкая Классический танец. Планета музыки 2009г.

2. Н. М. Штемпель Урок классического танца. Санкт-Петербург

Композитор. 2014г.

3. Г.П. Новицкая Урок танца. Санкт-Петербург Композитор.

2003г.



В раздел образования