Автор: Левашова Наталья Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: село Ермолаево, Куюргазинский район, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Современные информационные технологии на уроках физики"
Раздел: полное образование
Статья на тему: «Современные информационные технологии на уроках
физики».
Информационными технологиями, как правило, называют технологии,
использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер,
Интернет.
В настоящее время широко используются мультимедийные технологии.
Термин "мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными
средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие
все эти формы представления информации, называются мультимедийными.
Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап
развития педагогических технологий.
В обучении нужно широко применять компьютерные технологии.
Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его
характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет
более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических,
педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения
более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни
информационной подготовки учащихся являются основой для реализации
принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении.
При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный
темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на
уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно
проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить,
что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно
планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда,
когда он действительно необходим.
Применение ИКТ в процессе обучения способствует интеллектуальному
творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
восполнить дефицит источников учебного материала;
развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение
образовательных электронных ресурсов: обучающие, информационно-
поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры,
контролирующие, учебно-игровые и т.п.
Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при
проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и
проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном
процессе.
При этом информация, представленная в образовательных электронных
ресурсах должна оцениваться исходя из принципов доступности её
представления и необходимости её использования на конкретном этапе урока,
а также социальной, практической и личностной значимости для учащихся.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых
важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом
школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно
одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему
развивающим и познавательным. Использование информационных
технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок
современным. Использование компьютерных технологий в процессе
обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это
способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к
решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью
сказать, что использование электронных образовательных ресурсов позволяет
обеспечить положительную мотивацию обучения, т.е. проводить уроки на
высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти
индивидуализацию); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2
раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать
учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки
подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным
справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным
ресурсам.
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически
работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной
деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют
устойчивый интерес к изучению предмета.