Напоминание

«Древний мир – рождение первых цивилизаций. Основные события Древнего мира. Рождение Олимпийских Игр.»


Автор: Кокорева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1"
Населённый пункт: город Касимов, Рязанская область
Наименование материала: план–конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: «Древний мир – рождение первых цивилизаций. Основные события Древнего мира. Рождение Олимпийских Игр.»
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок

по окружающему миру

в 4-в классе

Тема : «Древний мир – рождение первых цивилизаций. Основные

события Древнего мира. Рождение Олимпийских Игр.»

Цели урока:

1.Овладение картиной мира: научить отличать от других эпох эпоху Древнего

мира, учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения,

сохранившиеся со времён древнего мира.

2. Понимание связи между античными и современными Олимпийскими

играми.

3. Формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за наших

чемпионов, стремления быть похожим на них.

УУД:

1. Коммуникативные:

работа с различными видами информации

2. Познавательные:

установление причинно-следственных связей

выбор наиболее эффективных способов решения проблемы

последующая рефлексия выбранных способов

3. Регулятивные:

прогнозирование темы урока

целеполагание урока

волевая саморегуляция при самостоятельной работе

осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Форма урока: бинарный урок.

Учителя: Кокорева Т.И. –учитель начальных классов, Шестакова В. Е. –

учитель истории.

Конспект урока

:

1.Повторение изученного на предыдущем уроке.

Учитель : - На прошло уроке мы с вами начали изучать тему «Древний мир – рождение

первых цивилизаций».

Давайте вспомним основные понятия .

1) Назовите временной промежуток эпохи Древнего мира. ( 3 тысячилетие до н. э. – 5 век

новой эры)

2) Что означает термин «цивилизация»? (Более высокая ступень развития общества.)

3) Назовите признаки цивилизации (Возникает государство с правительст-вом, законами,

армией. Люди живут в городах. Появилась письменность.)

2. Объявление темы урока

- Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и

помнят события тех далёких времён. Сегодня мы с вами поговорим о ярких событиях

Древнего мира, которые имеют продолжение и в наше время.

3. Постановка проблемы.

Вы знаете, что 9 февраля 2018 года в Южной Корее начались 23 Зимние Олимпийские

Игры. Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским

играм. История

олимпийских

игр

-

одна

из

самых

удивительных

историй,

которые

привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры – именно та арена,

на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям.

Не случаен олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее! » (плакат)

А главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами.

Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент. (плакат с кольцами на магнитной

доске)

- Кто из вас назовёт значение цвета олимпийских колец?

Дети:

- Голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный –

Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы.

- Как вы думаете, почему соревнования спортсменов называются Олимпийскими

играми? Кто придумал Олимпиады? Где и как проходили первые Олимпийские Игры?

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

История Олимпийских игр. – Шестакова В.Е.

Вера Евгеньевна: Ребята, давайте сейчас с вами вернемся в те давние времена, откуда

все началось.

В Южной части Греции на Пелопоннесе находится г. Олимпия - место, где проходили

первые олимпийские игры.

На священной горе Олимп жили боги древних греков. В честь них и устраивались

Олимпийские игры

В Олимпию, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).

От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что, же послужило причиной их

появления?

Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий

бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал

новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в

пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса

поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил

его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в

Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие.»

Что нового мы можем узнать из этого призыва?

1.

В Олимпиаде участвовали все греческие города.

2.

На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и

немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и

пираты не нападали на путников.

3.

Игры были честными

В

состязаниях

могли

принимать

участие

все

свободные

греки.

Однако

женщинам

запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц.

Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это

правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в

Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в

восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были

казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)

Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к

тренировкам

в

своём

родном

городе.

День

за

днём

10

месяцев

подряд

неустанно

упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную

Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно

становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами. Во

время проведения Олимпийских игр запрещались воины и объявлялось перемирие.

А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их

программа.

Пять незабываемых дней.

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней

Пять незабываемых дней Олимпиады:

Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи

клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований

Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как

того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что

для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.

Клятва судей

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Давайте мы с вами рассмотрим фотографии археологических находок. Это вазы древних

греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний

были в древней Греции.

Ученик

Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

Третий, четвёртый день отводились состязаниям. Одним из главных состязаний

Олимпийских игр было пятиборье.

Пятиборье- соревнование одного человека в пяти видах спорта.

1.

Пятиборье начинается с бега.

2.

Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины

прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла весом до 2 кг. ,

длиной ло 20 см. В момент прыжка руки с гантелями выбрасывались в перед.

3.

4.

На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья.

5.

Последним состязанием в пятиборье была борьба, где проявлялась сила и ловкость

борцов. Она велась на песке. Перед началом атлеты натирали тело оливковым

маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось,

чтобы противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Все виды соревнований проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый

захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения соревнований)-это

гонки колесниц. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками

лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по

кругу, обогнав соперников.

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой

кости. На нём лежали награды.

Наградой

победителей

были

венки

из

ветвей

оливы.

Победители

один

за

другим

подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя

атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”

Соревнования

заканчивались

и

все

возвращались

домой,

в

том

числе

и

победители.

Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как

хорошо вы все запомнили.

Вера Евгеньевна задаёт детям устно вопросы. Дети поднимают факелы, если утверждение

верное.

Задание: «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в некоторых предложениях?

1. Олимпийские игры греки посвящали богу Г Зевсу . (Да)

2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры. (Нет)

3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры. (Нет)

4.Олимпийские игры проводились в течение 4 дней.( Нет)

5.В играх могли участвовать только мужчины.(Да)

6. Олимпийские игры проводились на горе Олимпии. (Да)

7. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой.

( Да)

8. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император

Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он

приказал

сжечь

постройки

в

Олимпии,

а

позже

дожди,

ветер

полностью

разрушили

некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры

?

5. Современные Олимпийские игры.

Презентация «Олимпийские символы» с комментированием.

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена -

французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В

1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о

создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I

Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в

виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

А)

Олимпиада в Москве. (кратко)

.

В 1980 году, когда наша страна называлась СССР в Москве были проведены 22 летние

Олимпийские игры

.К нам приехали спортсмены из многих стран мира, были разыграны

медали в 21 виде спорта. Символом Олимпиады был мишка.

Б ) Олимпиада в Сочи.

В феврале 2014 года в России в г. Сочи проходили 22 Зимние олимпийские Игры .Вся

Россия болела за наших олимпийцев и гордилась ими. Мы начинали утро с жарких

диалогов о предыдущем дне Олимпиады, а после школы бежали домой к экранам

телевизоров, чтобы увидеть и узнать о новых победах наших чемпионов. Это были яркие и

счастливые дни и для детей и для взрослых! Сочинская Олимпиада по подготовке и

организации превосходила все предыдущие Олимпиады. В этом большая заслуга нашего

президента В.В. Путина. Вот как отозвался об этом Денис Мацуев, пианист, народный

артист России : «Впечатления феноменальные. Я был на 6 Олимпиадах, мне есть с чем

сравнивать. Такого не было нигде: ни таких спортивных трасс, ни таких волонтёров, ни

уникальных спортивных объектов, ни отношения к участникам соревнований, ни

атмосферы на стадионах. Все дни мы были вне себя от счастья.»

А вот как отзывается олимпийский чемпион в лыжных гонках Александр Легков: « Когда я

прилетел в Сочи, просто рот открыл от удивления – как возможно построить такие

прекрасные стадионы! Организация была на таком высоком уровне, что правда не

верилось, что это не сон. Я был на других Олимпиадах, они в сравнении с Сочинской –

детский сад

Наши спортсмены выиграли Олимпиаду с абсолютным рекордом : 33

медали, из них 13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых.

- Обратите внимание на таблицу «26 россиян- олимпийских чемпионов

Сочи -2014».

В) Проекты уч-ся о российских чемпионах Сочи -2014.

На демонстративной доске – выставка проектов учащихся о российских медалистах

Сочинской Олимпиады.

- Вы подготовили проекты о российских медалистах этой Олимпиады. О ком из них вы

хотите рассказать? ( 2-3 уч-ся выходят к доске и рассказывают о своём чемпионе,

показывают фотографии).

Г) Просмотр презентации о российских чемпионах Сочинской

Олимпиады.

6. Итог урока

- Как повлияли Олимпийские Игры Древнего мира на современные Олимпийские игры?

- Что общего у античных и у современных Олимпийских игр?

1. Цель Олимпиады: мериться силами в спортивных состязаниях.

2.миролюбивый характер

3. зажжение олимпийского огня,

4. символы,

5.девиз,

6.клятва участников игр

7.клятва судей о беспристрастном судействе,

8.временной промежуток между Олимпиадами ( 4 года).

9.награждение победителей

26 РОССИЯН - ОЛИМПИЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ СОЧИ-2014

Золото

Спортсмен

Вид спорта

3

Виктор АН

шорт-трек

2

Алексей ВОЕВОДА

бобслей

2

Татьяна ВОЛОСОЖАР

фигурное катание

2

Александр ЗУБКОВ

бобслей

2

Максим ТРАНЬКОВ

фигурное катание

2

Вик УАЙЛД

сноуборд

1

Екатерина БОБРОВА

фигурное катание

1

Алексей ВОЛКОВ

биатлон

1

Владимир ГРИГОРЬЕВ

шорт-трек

1

Семен ЕЛИСТРАТОВ

шорт-трек

1

Руслан ЗАХАРОВ

шорт-трек

1

Елена ИЛЬИНЫХ

фигурное катание

1

Никита КАЦАЛАПОВ

фигурное катание

1

Федор КЛИМОВ

фигурное катание

1

Александр ЛЕГКОВ

лыжи

1

Юлия ЛИПНИЦКАЯ

фигурное катание

1

Дмитрий МАЛЫШКО

биатлон

1

Алексей НЕГОДАЙЛО

бобслей

1

Евгений ПЛЮЩЕНКО

фигурное катание

1

Дмитрий СОЛОВЬЕВ

фигурное катание

1

Аделина СОТНИКОВА

фигурное катание

1

Ксения СТОЛБОВА

фигурное катание

1

Александр ТРЕТЬЯКОВ

скелетон

1

Дмитрий ТРУНЕНКОВ

бобслей

1

Евгений УСТЮГОВ

биатлон

1

Антон ШИПУЛИН

биатлон



В раздел образования