Напоминание

"Формы и методы работы педагогов по профилактике детского травматизма при ДТП."


Автор: Зиналь Игорь Филаретович
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ "СОШ №16 г.Вольска Саратовской области"
Населённый пункт: г.Вольск Саратовской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Формы и методы работы педагогов по профилактике детского травматизма при ДТП."
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад

Преподавателя-организатора ОБЖ МОУ «СОШ №16 г.Вольска Саратовской

области» Зиналя Игоря Филаретовича на тему: Формы и методы работы

педагогов по профилактике детского травматизма при ДТП.

г. Вольск

Доклад подготовлен к семинару, проводимому в марте месяце 2018 года в

рамках методического объединения преподавателей ОБЖ города

Вольска и Вольского района.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет до

1500 и получает ранения свыше 20000 несовершеннолетних участников

дорожного движения. Около четверти всех пострадавших детей – это

подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг

восьмилетнего возраста. Более половины пострадавших составляют

школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают

смертельные ранения.

Практика показывает, что причинами нестабильности ситуации с ДТП

являются как повышение интенсивности движения автомобильного

транспорта, отсутствие должной сети дорог и низкий уровень транспортной

культуры участников дорожного движения, так и недостаточное внимание,

уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики

дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего

становятся: нарушение правил перехода проезжей части; неподчинение

сигналам светофора; неожиданный выход из-за транспортного средства,

деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом.

В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются

апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто

ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг.

Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети

идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит

наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта,

когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей,

пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых

практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение

юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной

обстановке.

Авторитет учителя особенно в начальной школе может быть выше

авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного

движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо

обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы,

опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между

домами, где ездят автомашины. И здесь очень важна роль преподавателя

ОБЖ, т.к. именно преподаватель ОБЖ проводит методические занятие с

учителями младшей школы.

При проведении этой работы необходимо понять и объяснить поведение

ребенка в той или иной ситуации. Специалисты отмечают несколько типов

рисков, связанных с детской психикой. Первый тип рисков связан с

подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из

следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не

происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели

поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий

такого типа поведения. Прежде всего на примерах из жизни.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в

самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой

собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав

на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать,

зацепившись за бампер транспортного средства. Для профилактики этого

типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о

динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять

свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к

самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Теперь об арсенале имеющихся в нашем распоряжении методов и форм

профилактики. Основные методы, используемые при организации

мероприятий по профилактике ДТТ:

в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой,

видеометод;

в воспитании - методы формирования сознания личности, методы

организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,

методы стимулирования поведения и деятельности.

Предусматриваются практические работы, конкурсно

-соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и

проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для

школьников и их родителей, творческие проекты.

Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного

травматизма в школе:

• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения,

формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и

дорогах.

• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного

поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность

и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и

сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих

регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить

собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с

оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

• Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов

профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке

эффективности внедрения программы профилактики детского дорожно-

транспортного травматизма.

С целью снижения дорожно-транспортного травматизма посредством

повышения уровня знаний, формирования культуры общественного

поведения в процессе общения с дорогой в школе ежегодно разрабатывается

и утверждается план работы по профилактике дорожного травматизма. В

рамках данного плана проводятся тематические линейки, киноуроки и

кинолектории с приглашением работников ГИБДД, семинары – практикумы.

Классными руководителями ежемесячно организуются тематические

классные часы, проводятся викторины на знание ПДД, конкурсы рисунков.

В календарно - тематическом планировании преподавателя ОБЖ отводится

значительное количество часов на изучение правил дорожного движения.

Значит

В школе постоянно действует отряд ЮИД. Ребята ведут большую работу

среди школьников. Работает лекторская группа по профилактике ДТТ. Члены

отряда проводят соревнования в области знаний ПДД в младшей школе и

среднем звене. Старшие члены отряда не могут принимать участие в

соревнованиях по возрасту, но они ведут профилактику нарушений ПДД

среди старшеклассников. Преподаватель – организатор ОБЖ проводит

практические занятия с учащимися по оказанию первой медицинской

помощи пострадавшим в ДТП.

В школе в кабинетах оформлены уголки безопасности дорожного движения.

Памятки постоянно обновляются и размещаются в классных уголках.

Ежегодно проводятся смотры-конкурсы классных уголков по этой тематике.

Регулярно проводятся записи в журналах инструктажа. Средством

формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и

дорогах является внеклассная работа. Кроме традиционных

профилактических бесед в занятия включаются в соответствии с

возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: чтение

стихов, прозы, разучивание музыкальных произведений о светофоре,

дорожных знаках, проведение динамических пауз и т.д. Организуются

встречи с инспекторами ГИБДД, на которых ребята повторяют правила,

участвуют в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают

ошибки в поведении пешеходов, проводятся конкурсы, в которых не только

воспроизводят свои знания ПДД и истории их возникновения, но и

выполняют творческие задания.

В осенний, весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-

транспортных происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим

ежегодно в апреле-мае для учащихся 1-8 классов проводятся соревнования

«Безопасное колесо», которые способствуют изучению и закреплению ПДД,

закреплению навыков вождения велосипеда, изучению велотехники.

Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое

проверяется с помощью викторин, и освоение трассы велофигур, и овладение

навыками оказания первой медицинской помощи.

Сочетание всех перечисленных форм и методов профилактики

перечисленных выше в конечном результате обязательно дает положительный

эффект.



В раздел образования