Автор: Зиналь Игорь Филаретович
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ "СОШ №16 г.Вольска Саратовской области"
Населённый пункт: г.Вольск Саратовской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Формы и методы работы педагогов по профилактике детского травматизма при ДТП."
Раздел: среднее образование
Доклад
Преподавателя-организатора ОБЖ МОУ «СОШ №16 г.Вольска Саратовской
области» Зиналя Игоря Филаретовича на тему: Формы и методы работы
педагогов по профилактике детского травматизма при ДТП.
г. Вольск
Доклад подготовлен к семинару, проводимому в марте месяце 2018 года в
рамках методического объединения преподавателей ОБЖ города
Вольска и Вольского района.
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет до
1500 и получает ранения свыше 20000 несовершеннолетних участников
дорожного движения. Около четверти всех пострадавших детей – это
подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг
восьмилетнего возраста. Более половины пострадавших составляют
школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают
смертельные ранения.
Практика показывает, что причинами нестабильности ситуации с ДТП
являются как повышение интенсивности движения автомобильного
транспорта, отсутствие должной сети дорог и низкий уровень транспортной
культуры участников дорожного движения, так и недостаточное внимание,
уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики
дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего
становятся: нарушение правил перехода проезжей части; неподчинение
сигналам светофора; неожиданный выход из-за транспортного средства,
деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом.
В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются
апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто
ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг.
Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети
идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит
наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта,
когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей,
пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых
практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение
юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной
обстановке.
Авторитет учителя особенно в начальной школе может быть выше
авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного
движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо
обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы,
опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между
домами, где ездят автомашины. И здесь очень важна роль преподавателя
ОБЖ, т.к. именно преподаватель ОБЖ проводит методические занятие с
учителями младшей школы.
При проведении этой работы необходимо понять и объяснить поведение
ребенка в той или иной ситуации. Специалисты отмечают несколько типов
рисков, связанных с детской психикой. Первый тип рисков связан с
подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из
следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не
происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели
поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий
такого типа поведения. Прежде всего на примерах из жизни.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в
самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой
собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав
на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать,
зацепившись за бампер транспортного средства. Для профилактики этого
типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о
динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять
свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к
самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
Теперь об арсенале имеющихся в нашем распоряжении методов и форм
профилактики. Основные методы, используемые при организации
мероприятий по профилактике ДТТ:
в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой,
видеометод;
в воспитании - методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,
методы стимулирования поведения и деятельности.
Предусматриваются практические работы, конкурсно
-соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и
проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для
школьников и их родителей, творческие проекты.
Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма в школе:
• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения,
формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и
дорогах.
• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного
поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность
и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и
сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих
регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить
собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с
оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
• Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке
эффективности внедрения программы профилактики детского дорожно-
транспортного травматизма.
С целью снижения дорожно-транспортного травматизма посредством
повышения уровня знаний, формирования культуры общественного
поведения в процессе общения с дорогой в школе ежегодно разрабатывается
и утверждается план работы по профилактике дорожного травматизма. В
рамках данного плана проводятся тематические линейки, киноуроки и
кинолектории с приглашением работников ГИБДД, семинары – практикумы.
Классными руководителями ежемесячно организуются тематические
классные часы, проводятся викторины на знание ПДД, конкурсы рисунков.
В календарно - тематическом планировании преподавателя ОБЖ отводится
значительное количество часов на изучение правил дорожного движения.
Значит
В школе постоянно действует отряд ЮИД. Ребята ведут большую работу
среди школьников. Работает лекторская группа по профилактике ДТТ. Члены
отряда проводят соревнования в области знаний ПДД в младшей школе и
среднем звене. Старшие члены отряда не могут принимать участие в
соревнованиях по возрасту, но они ведут профилактику нарушений ПДД
среди старшеклассников. Преподаватель – организатор ОБЖ проводит
практические занятия с учащимися по оказанию первой медицинской
помощи пострадавшим в ДТП.
В школе в кабинетах оформлены уголки безопасности дорожного движения.
Памятки постоянно обновляются и размещаются в классных уголках.
Ежегодно проводятся смотры-конкурсы классных уголков по этой тематике.
Регулярно проводятся записи в журналах инструктажа. Средством
формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах является внеклассная работа. Кроме традиционных
профилактических бесед в занятия включаются в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: чтение
стихов, прозы, разучивание музыкальных произведений о светофоре,
дорожных знаках, проведение динамических пауз и т.д. Организуются
встречи с инспекторами ГИБДД, на которых ребята повторяют правила,
участвуют в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают
ошибки в поведении пешеходов, проводятся конкурсы, в которых не только
воспроизводят свои знания ПДД и истории их возникновения, но и
выполняют творческие задания.
В осенний, весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-
транспортных происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим
ежегодно в апреле-мае для учащихся 1-8 классов проводятся соревнования
«Безопасное колесо», которые способствуют изучению и закреплению ПДД,
закреплению навыков вождения велосипеда, изучению велотехники.
Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое
проверяется с помощью викторин, и освоение трассы велофигур, и овладение
навыками оказания первой медицинской помощи.
Сочетание всех перечисленных форм и методов профилактики
перечисленных выше в конечном результате обязательно дает положительный
эффект.