Напоминание

"Коммуникативно-диалоговые технологии и их роль в развитии личности."


Автор: Шиханова Галина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ"Шипуновская СОШ имени А.В.Луначарского"
Населённый пункт: р.ц.Шипуново Алтайского края
Наименование материала: Коммуникативные технологии
Тема: "Коммуникативно-диалоговые технологии и их роль в развитии личности."
Раздел: среднее образование





Назад




Коммуникативно-диалоговые технологии

и их роль в развитии личности.

Использую методику интерактивного обучения, провожу уроки в виде

коммуникативных игр (диспута, дискуссии).

Дискуссия - особая форма познания и общения, ориентированная на

сопоставление

не

совпадающих

между

собой

мнений.

(приложение

4).

Дискуссию

провожу

под

девизом

«Опровергая

-

предлагай,

предлагая

-

действуй!» Из всего многообразия различных форм дискуссионного диалога

использую:

-круглый стол (разные позиции - свободное выражение мнений);

-экспертные группы (обсуждение в микрогруппах);

-судебные заседания (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство);

-аквариум (делю класс на 3 группы, первая говорит, вторая слушает, третья

замечает ошибки, добавляет, исправляет);

Разумеется, необходимо учитывать уровень подготовленности, знаний

учащихся. Предлагаю спор только по тем проблемам, которые им посильны,

по которым они в состоянии подобрать доказательства самостоятельно, по

доступным источникам (учебник, хрестоматия, книга для чтения, материалы

музея,

периодическая

печать)

т.к.

недостаток

знаний

спорящие

стороны

компенсируют выпадами друг против друга. Поэтому заранее продумываю

узловые моменты обсуждения темы, методические приемы.

Приведу пример урока дискуссии по теме: «Процессы и проблемы

суверенизации в РФ в 90-е годы».

При изучении темы ставлю проблему «Почему главной проблемой для

России в 90-е годы было сохранение территориальной целостности страны?».

Ребята анализируют события 90-х годов. Значительно активизируется поиск

решения при работе в группах, которые условно представляют различные

политические силы, боровшиеся за суверенитет и против. В ходе обмена

мнениями вырисовывается объективная картина реальной обстановки того

времени,

возможности

или

невозможности

сохранения

территориальной

целостности РФ.

Каждый, принимающий участие, «пропускает» через себя точку зрения и

вынужден согласиться, что ослабление федеральной власти стало основной

причиной ослабления единства страны. Это дало возможность национальным

лидерам ставить вопрос о выходе из состава РФ.

Хочу отметить, что элементы дискуссии включаю в работу на всех этапах

урока. Ведь искусство дискутировать, отстаивать свою точку зрения, исходя

из

собственного

опыта

у

ребят

развито

слабо,

хотя

они

всегда

готовы

поспорить.

Так, при изучении истории в 10 классе по теме: «Правление Святослава»

предлагаю учащимся задания:

Историки подсчитали, что князь Святослав прошел походами не

менее 8000 – 8500 км. Иногда Святослава обвиняют в излишней

воинственно сти,

безрассудной

драчливо сти,

наз ывают

«авантюристом, предводителем бродячей дружины. Какие доводы

можно

привести

в

доказательство

или

опровержение

этих

обвинений?

При изучении темы «Ливонская война и опричнина» учащиеся должны

были определить свое личное отношение к деятельности Ивана Грозного.

Предварительно

им

был

дан

список

литературы

для

самостоятельного

чтения:

1 Бадигин К. Корсары Ивана Грозного

2.Толстой А. Князь Серебряный

3.Школьная энциклопедия (история России 9-17 век2003г)

При выполнении этого задания, класс делится на две группы.

1 группа получила задание:

«Что бы вы ответили историку Соловьеву и его последователям,

которые

утверждали,

что

репрессии

периода

опричнины

были

необходимы

для

становления

великого

государства

и

считали

Ивана IV прогрессивным деятелем?»

2 группа отвечала на вопрос:

«Был ли Иван IV безнравственным, аморальным, жестоким. Может

ли он быть оценен только отрицательно?»

Данный пример дискуссии показал семиклассникам возможности

многообразия и сосуществования разных точек зрения на одну и ту же

историческую личность.

Изучая в 11 классе вопрос о религиозном мировоззрении и его

особенностях,

предлагаю

учащимся

поучаствовать

в

диалоге,

при

этом

диалог выступает как способ интеллектуального общения самостоятельно и

по-разному мыслящих людей. Во время этого занятия учащиеся осваивают

навыки

философской

аргументации,

доказательного

философского

рассуждения. Использую на уроках и элементы дискуссии.

Так при изучении темы «СССР в 1953-1963 г.г. был задан вопрос:

- Какие из основ созданной Сталиным системы Хрущев пытался

демонтировать, а какие из них (и почему?) не стал даже трогать?» В качестве

домашнего задания учащимся предлагаю выяснить у своих родных, какие

наиболее яркие воспоминания о периоде оттепели сохранились в их памяти,

какие изменения в жизни людей запомнились больше всего.

Для

формирования

творческого

мышления,

коммуникативных

компетенций провожу уроки-спектакли.

Такой урок был проведен по теме «Русь во времена Владимира

Святославовича». Класс был поделен на группы: представляющие различные

слои

общества князь, бояре, миссионеры веры (христианской, исламской,

иудаистской), дружинники. Каждая группа имела соответствующий внешний

вид.

Задача

миссионеров

убедить

князя

Владимира

принять

их

веру.

Выступления

учащихся

должны

быть

аргументированы,

доказательны.

Учитывалось также умение вести диалог, слушать товарища, спрашивать и

отвечать на вопросы в соответствии со своей ролью. В этом случае игра и

проверка

знаний

слились

воедино.

И

что

тоже

важно,

ребята

увидели

межпредметную

связь

истории

и

нового

для

них

предмета

-

обществознания.

Эффективность такого урока заключается в том, что формируются

творческие начала в личности ученика, даже не обладающего хорошими

знаниями, на уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления,

учитель становится зрителем или участником действия, мнения учащихся и

учителя становятся равнозначными.

На мой взгляд, цель современных уроков истории заключается не в том,

чтобы углубить исторические знания ради них самих, а в том, чтобы достичь

понимания важнейших проблем, представляющих общие интересы, получить

знания,

которые

обеспечат

ученику

успешность

его

будущей

карьеры.

Поэтому

я

на

своих

занятиях

делаю

акцент

на

умения

и

способности,

возможности переносить их в практику, чтобы использовать в будущем для

понимания мира, в котором они живут. Для этого провожу уроки – встречи с

интересными людьми.

Так при изучении темы « Афганистан в судьбе моей страны» на урок

был приглашен Шумаков Владимир Александрович, подполковник, окончил

военно-политическую академию. Работая в Генеральном штабе СССР, под

руководством генерала Громова, Варенникова принимал участие в разработке

плана

вывода

войск

из

Афганистана.

Урок

прошел

в

форме

пресс-

конференции. Ребята были журналистами и задавали вопросы, исходя из

идеологической

направленности

своей

газеты.

Оценивалось

качество

вопроса,

умение

его

задать,

выслушать

ответ

и

желательно

вступить

в

небольшой диалог.

А при прохождении темы «Право

и

государство»,

в

которой

рассматриваются основы конституционного строя, полномочия президента

РФ, Федерального собрания, правительства РФ, органов власти субъектов

Федерации,

местного

самоуправления,

провожу

групповую

работу

по

принципу информационной передачи.

Группы получают задания:

- используя данные средств массовой информации, подготовьте

сообщения

о

деятельности

в

течение

одного

дня

президента

России,

губернатора края, главы района, главы поселкового совета (каждая группа

представляет одного субъекта власти);

-

соотнесите

материалы

вашего

сообщения

с

полномочиями

представителей власти, записанные в Конституции РФ.

Кроме того участники групп должны ответить на вопросы:

- Выполнению, каких своих обязательств они посвятили больше всего

времени в течение дня? Чем вы можете это объяснить?

Основными задачами таких уроков-диспутов являются:

формирование

у

школьников

стремления

быть

терпимым

к

проявлениям противоположных взглядов;

обучение учащихся корректному участию в дискуссиях;

развитие умения размышлять над основными проблемами, искать

их решение.



В раздел образования