Напоминание

"Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей"


Автор: Маринова Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Нетрадиционные

техники рисования в развитии детей раннего возраста

Нетрадиционные

изобразительные

техники

-

это

эффективное

средство

изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания

художественного

образа,

композиции

и

колорита,

позволяющие

обеспечить

наибольшую

выразительность

образа

в

творческой

работе,

чтобы

у

детей

не

создавалось шаблона.

Дошкольный

возраст

это

сензитивный

период

для

развития

у

детей

продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В

них

малыш

может

выразить

свое

отношение

к

окружающему

миру,

развить

творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее

свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды

в

акварель

получают

различные

оттенки

цвета.

Таким

образом,

развиваются

тактильная

чувствительность,

цветоразличение.

Все

необычное

привлекает

внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию

нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу,

друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий

для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который

осваивается маленьким человечком.

Изучив работы различных авторов, таких как И.А. Лыкова - «Методическое

пособие

для

специалистов

дошкольных

образовательных

учреждений»,

Т.Н.

Доронова

-

«Природа,

искусство

и

изобразительная

деятельность

детей»,

Р.Г.Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много

интересных идей.

Цель

моей

работы

-

познакомить

младших

дошкольников

с

нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

-

Формировать

у

детей

представления

о

вариативности

использования

различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики

и ладошки).

-

Познакомить

детей

с

оригинальными

техниками

рисования

(рисование

пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками,

поролоном и т.д.).

- Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в

собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.

- Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные

композиции.

- Развивать творческие способности, эстетический вкус.

-Способствовать

эмоциональному

и

эстетическому

развитию

младших

дошкольников.

Практическая значимость: результаты данной работы могут оказать

помощь

педагогам

в

организации

совместной

деятельности

педагога

с

детьми

дошкольного

возраста,

имеющей

своей

целью

развивать

изобразительную

деятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Работа строится в следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к

сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно

– образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на

восприятие или представление.

Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка.

Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление,

полученное

ребенком

от

действительности.

Дети

рисуют

то,

что

им

хорошо

знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности,

поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к

деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут

быть:

- Игра, которая является основным видом деятельности детей.

- Сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в

гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

- Оказание помощи.

- Музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснить ребятам способы

действий и показывать приемы изображения.

При использовании нетрадиционной техники рисования у детей развивается:

- Изобразительная деятельность,

- технические навыки,

- точность движений,

- средства выразительности,

- наличие замысла,

- проявляется самостоятельность,

- отношение к рисованию,

- речь в процессе рисования.

Предполагаемый результат.

- Повышение качества совместной работы педагога с детьми.

- Повышение качества изобразительной деятельности детей моей группы.

-

Обмен

педагогическим

опытом

и

активное

использование

новых

технологий художественного творчества.

- Привлечение родителей к организации персональных выставок детского

творчества.

-

Изучение

дополнительной

литературы

и

пополнение

методической

копилки.

Учитывая

возрастные

особенности

дошкольников,

овладение

разными

умениями

на

разных

возрастных

этапах,

для

нетрадиционного

рисования

рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так,

для

детей

раннего

дошкольного

возраста

при

рисовании

уместно

использовать

технику

«рисование

руками»

(ладонью,

пальцами),

рисование

ватными палочками, оттиск пробками и рисование жесткой полусухой кистью,

рисование на песке

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными

техниками:

печать

поролоном;

восковые

мелки

+

акварель;

свеча

+

акварель;

отпечатки листьев; рисование мятой бумагой, монотипия предметная.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные

методы и техники:

рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная и

с

трубочкой;

кляксография

с

ниточкой

(ниткография);

монотипия

пейзажная;

рисование зубной щеткой; расчесывание краски; набрызг; рисование по сырому.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет

детям

чувствовать

себя

раскованнее,

смелее,

непосредственнее,

развивает

воображение, дает полную свободу для самовыражения.

А теперь я покажу некоторые техники рисования, которые мы выполняем в

группе раннего возраста:

1.Рисование пальчиками

2. Отпечатки картофелем

3. Тычок жесткой полусухой кистью

4. Рисование паролоновой губкой

Во

время

рисования

дети

ощущают

незабываемые,

положительные

эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его

радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство

фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Список литературы

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования

// Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая

группа. – М., 2010.

3.

Никитина,

А.

В.

Нетрадиционные

техники

рисования

в

детском

саду

[Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.

4.

Рисование

с

детьми

дошкольного

возраста:

нетрадиционные

техники,

планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

5.

Шклярова

О.

В.

Рисуйте

в

нетрадиционной

форме

//

Дошкольное

воспитание. – 1995. - №11

6. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.



В раздел образования