Автор: Маринова Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей"
Раздел: дошкольное образование
Статья по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Нетрадиционные
техники рисования в развитии детей раннего возраста
Нетрадиционные
изобразительные
техники
-
это
эффективное
средство
изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания
художественного
образа,
композиции
и
колорита,
позволяющие
обеспечить
наибольшую
выразительность
образа
в
творческой
работе,
чтобы
у
детей
не
создавалось шаблона.
Дошкольный
возраст
–
это
сензитивный
период
для
развития
у
детей
продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В
них
малыш
может
выразить
свое
отношение
к
окружающему
миру,
развить
творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее
свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды
в
акварель
получают
различные
оттенки
цвета.
Таким
образом,
развиваются
тактильная
чувствительность,
цветоразличение.
Все
необычное
привлекает
внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию
нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу,
друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий
для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который
осваивается маленьким человечком.
Изучив работы различных авторов, таких как И.А. Лыкова - «Методическое
пособие
для
специалистов
дошкольных
образовательных
учреждений»,
Т.Н.
Доронова
-
«Природа,
искусство
и
изобразительная
деятельность
детей»,
Р.Г.Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много
интересных идей.
Цель
моей
работы
-
познакомить
младших
дошкольников
с
нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
-
Формировать
у
детей
представления
о
вариативности
использования
различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики
и ладошки).
-
Познакомить
детей
с
оригинальными
техниками
рисования
(рисование
пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками,
поролоном и т.д.).
- Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в
собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
- Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные
композиции.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус.
-Способствовать
эмоциональному
и
эстетическому
развитию
младших
дошкольников.
Практическая значимость: результаты данной работы могут оказать
помощь
педагогам
в
организации
совместной
деятельности
педагога
с
детьми
дошкольного
возраста,
имеющей
своей
целью
развивать
изобразительную
деятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Работа строится в следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно
– образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на
восприятие или представление.
Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка.
Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление,
полученное
ребенком
от
действительности.
Дети
рисуют
то,
что
им
хорошо
знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности,
поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к
деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут
быть:
- Игра, которая является основным видом деятельности детей.
- Сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в
гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
- Оказание помощи.
- Музыкальное сопровождение.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснить ребятам способы
действий и показывать приемы изображения.
При использовании нетрадиционной техники рисования у детей развивается:
- Изобразительная деятельность,
- технические навыки,
- точность движений,
- средства выразительности,
- наличие замысла,
- проявляется самостоятельность,
- отношение к рисованию,
- речь в процессе рисования.
Предполагаемый результат.
- Повышение качества совместной работы педагога с детьми.
- Повышение качества изобразительной деятельности детей моей группы.
-
Обмен
педагогическим
опытом
и
активное
использование
новых
технологий художественного творчества.
- Привлечение родителей к организации персональных выставок детского
творчества.
-
Изучение
дополнительной
литературы
и
пополнение
методической
копилки.
Учитывая
возрастные
особенности
дошкольников,
овладение
разными
умениями
на
разных
возрастных
этапах,
для
нетрадиционного
рисования
рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так,
для
детей
раннего
дошкольного
возраста
при
рисовании
уместно
использовать
технику
«рисование
руками»
(ладонью,
пальцами),
рисование
ватными палочками, оттиск пробками и рисование жесткой полусухой кистью,
рисование на песке
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными
техниками:
печать
поролоном;
восковые
мелки
+
акварель;
свеча
+
акварель;
отпечатки листьев; рисование мятой бумагой, монотипия предметная.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные
методы и техники:
рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная и
с
трубочкой;
кляксография
с
ниточкой
(ниткография);
монотипия
пейзажная;
рисование зубной щеткой; расчесывание краски; набрызг; рисование по сырому.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям
чувствовать
себя
раскованнее,
смелее,
непосредственнее,
развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
А теперь я покажу некоторые техники рисования, которые мы выполняем в
группе раннего возраста:
1.Рисование пальчиками
2. Отпечатки картофелем
3. Тычок жесткой полусухой кистью
4. Рисование паролоновой губкой
Во
время
рисования
дети
ощущают
незабываемые,
положительные
эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его
радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство
фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Список литературы
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования
// Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа. – М., 2010.
3.
Никитина,
А.
В.
Нетрадиционные
техники
рисования
в
детском
саду
[Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
4.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста:
нетрадиционные
техники,
планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
5.
Шклярова
О.
В.
Рисуйте
в
нетрадиционной
форме
//
Дошкольное
воспитание. – 1995. - №11
6. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.