Напоминание

"Итоговый срез по русскому языку в 8 классе"


Автор: Шарипова Гульфия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Коминтерн"
Населённый пункт: Саратовская область Энгельсский район п. Коминтерн
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Итоговый срез по русскому языку в 8 классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Промежуточная аттестация по русскому языку

обучающегося(-ейся) 8 класса

_____________________________________________

I вариант

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А6, В1 – В10.

(1) Честно признаться, при виде грандиозного храма всякие соображения о будущем ушли в

прошлое.

(2)

Он

производил

ошеломляющее

впечатление.

(3)

Террасы,

ниши

и

ступени,

поднимаясь

по

склонам

холма,

слагались

в

величественную

пирамиду,

заканчивающуюся

гигантской колоколообразной ступой, устремившей штиль прямо в небо. (4) Вокруг расстилалась

зеленая равнина Явы, а вдали на горизонте высился голубой конус вулкана, откуда в бирюзовое

небо тянулся тонкий шлейф дыма.

(5) В основании храма – квадрат; с каждой стороны имеется вход. (6) Поднимаемся по

ступенькам в восточной части святилища под мрачными взглядами чудовищ. (7) Только попав

внутрь, понимаешь, что храм, кажущийся издали сплошной каменной пирамидой, на самом деле

как бы надет на холм и состоит из ряда уходящих к вершине террас. (8) Мы оказались в коридоре,

огражденном

с одной стороны стеной террасы, а с другой – высокой балюстрадой. (9) Стены

украшены резными фризами дивной красоты, барельефами и орнаментами из цветов, ваз и лент.

(10) В нишах сидят, скрестив ноги, будды, молитвенно сложив перед грудью руки и полуприкрыв в

глубокой

задумчивости

глаза.

(11)

Человек

чувствует

себя

буквально

подавленным

массой

каменных изваяний.

(12) Мы медленно обходили каждую террасу и поднимались по ступенькам на следующую.

(13) Наши сандалии выбивали гулкое эхо из потрескавшихся каменных плит. (14) Будды на каждой

стороне пирамиды сидели в определенной позе. (15) На востоке их руки касались земли, на юге

они молитвенно вздымались вверх, на западе были сложены на груди, символизируя медитацию, а

на севере будды сидели, опустив левую руку на колени, а правую – воздев в умиротворяющем

жесте. (16) Барельефы на стенах нижних террас изображали сцены из раннего периода жизни

Будды. (17) Его окружали цари, придворные, воины и прекрасные женщины.

(18) На заднем плане и по углам многих панелей красовались, завершая композицию,

очаровательные фигуры животных и птиц – павлинов, попугаев, обезьян, оленей и слонов. (19)

Поднявшись по ступеням последней, пятой террасы, мы оказались на первой из трех верхних

круговых террас.(20) Здесь все уже было иначе. (21) Барельефы исчезли. (22) Углы галерей,

ориентированные

по

сторонам

света,

уступили

безупречно

ровному

пространству

круговых

террас. (23) Сзади осталась относительная теснота глубоких коридоров, мы вступили в царство

света. (24) Семьдесят два каменных «колокола» несколькими рядами окружали центральную

гигантскую ступу. (25) Каждый «колокол» - полый, его стенки представляют собой решетку, а под

ним заточена каменная статуя Будды в позе, символизирующей наставление. (26) На последней

платформе к небу устремилась завершающая ступа, огромная, гладкая, с мягкими контурами –

центр, сердце всего храма.

(27) Боробудур, едва ли не лучшее творение буддийской архитектуры периода её расцвета,

был воздвигнут в середине

VIIIвека. (28) Каждая его деталь бросается в глаза и символизирует

буддийское представление о мире.

( По Дэвиду Эттенбору)

При

выполнении

заданий

А1

А6

поставьте

знак

«х»

в

клеточку,

номер

которого

соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1. Укажите, какое из перечисленных словосочетаний имеет схему «глагол + существительное в

Д. п.».

□1) оказались в коридоре (предложение 8)

□2) поднимались по ступенькам (предложение 12)

□3) выбивали эхо (предложение 13)

□4) вступили в царство (предложение 23)

А

2.

В каком варианте ответа правильно перечислены предложения, в которых подлежащее

выражено местоимением?

А. Предложение 2 В. Предложение 20

Б. Предложение 10 Г. Предложение 28

□1) АГ □2) АБ □3) АВ □4) ВГ

А 3. Какие слова не являются грамматической основой в одном из перечисленных предложений

текста?

□1) он производил (предложение 2)

□2) барельефы изображали (предложение 16)

□3) уступили место (предложение 22)

□4) семьдесят два «колокола» окружали (предложение 24)

А 4. Укажите предложение, имеющее в своем составе составное именное сказуемое.

□1) предложение 4 □3) предложение 23

□2) предложение 17 □4) предложение 25

А 5. Каким членом предложения является слово каждой (предложение 5)?

□1) подлежащим □3) обстоятельством

□2) дополнением □4) определением

А 6. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в составе которых имеются

однородные дополнения?

А. Стены украшены резными фризами дивной красоты, барельефами и орнаментами из цветов,

ваз и лент. (предложение 9)

Б. Его окружали цари, придворные, воины и прекрасные женщины. (предложение 17).

В.

На

заднем

плане

и

по

углам

многих

панелей

красовались,

завершая

композицию,

очаровательные

фигуры

животных

и

птиц

павлинов,

попугаев,

обезьян,

оленей

и

слонов.

(предложение 18)

Г. Каждая его деталь бросается в глаза и символизирует буддийское представление о мире.

(предложение 28).

□1) АБ □2) АВ □3) АБВ □4) АВГ

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами без пробелов и запятых.

В 1. В первом абзаце текста найдите предложение, в котором имеется вводная конструкция.

Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________

В 2. Среди предложений 12- 17 найдите предложение с неоднородным определением. Напишите

номер этого предложения.

Ответ:___________________

В 3. Из пятнадцатого (15) предложения выпишите составное именное сказуемое.

Ответ:___________________

В 4. Среди предложений 18- 23 найдите нераспространенное предложение. Напишите номер этого

предложения.

Ответ:___________________

В 5. Укажите количество грамматических основ седьмого (7) предложения текста.

Ответ:___________________

В 6. Среди предложений 5-11 найдите определенно-личное предложение. Напишите номер этого

предложения.

Ответ:___________________

В 7. Из двенадцатого (12) предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Ответ:___________________

В

8. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве.

Террасы,(1) ниши и ступени,(2) поднимаясь по склонам холма,(3) слагались в величественную

пирамиду,(4) заканчивающуюся гигантской колоколообразной ступой,(5) устремивший штиль

прямо в небо.

Ответ:___________________

В

9. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), которая обозначает(-ют)

запятую(-ые), разделяющую(-ие) однородные

члены предложения.

На

заднем

плане

и

по

углам

многих

панелей

красовались,(1)

завершая

композицию,(2)

очаровательные фигуры животных и птиц – павлинов,(3) попугаев,(4) обезьян,(5) оленей и

слонов.

Ответ:___________________

В 10. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые)

при распространенном обособленном

определении.

Только попав внутрь,(1) понимаешь,(2) что храм,(3) кажущийся издали сплошной каменной

пирамидой,(4) на самом деле как бы надет на холм и состоит из ряду уходящих к вершине

террас.

Ответ:___________________

Промежуточная аттестация по русскому языку

обучающегося(-ейся) 8 класса

_____________________________________________

II вариант

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А6, В1 – В10.

(1) Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к родной природе, к своей

земле?

(2) В голубые, ясные дни детства мною владела мечта о далеких скитаниях, о счастливых

сказочных странах. (3) На крыльях воображения уносился я далеко над землею. (4) Подо мной

проплывали

снежные

горы,

голубые

моря

и

леса,

серебряные

реки

и

озера.

(5)

Птицы,

их

радостная свобода, манили меня. (6) С особенным чувством смотрел я на пролетавших журавлей.

(7) Недаром весною, в дни прилета птиц, с особенной силой тянуло меня странствовать. (8)

Весною – уже взрослым – обычно отправлялся я в далекие и удачные путешествия.

(9) Еще в годы раннего детства хранил я тайную уверенность увидеть и обойти мир. (10) С

величайшим увлечением отдавался чтению книг, в которых описывались похождения отважных

охотников-следопытов.

(11)

Воображение

с

необычайною

силою

переносило

меня

в

далекие

страны. (12) Закрыв глаза, я предавался страстным мечтаниям. (13) Я мог думать об открытии

неведомых земель, о слитках золота, о грудах алмазов, описываемых в фантастических романах.

(14) Страсти к наживе и богатству у меня никогда не было, даже в детских мечтах. (15) Я мечтал о

будущих путешествиях, беспечно и весело пролетая над расстилавшейся подо мною любимой

земле.

(16) Одною из первых книг, некогда покорявших мое воображение и отнимавших у меня

много ночей, была дешевая лубочная книжка о рыцаре Гуаке. (17) Я помню запах страниц,

старинный шрифт со странными буквами, на первых порах мешавший мне бегло читать. (18)

Таинственность и волшебные превращения, описанные в этой, наверное, очень плохой книжке,

несказанно меня увлекали. (19) К чтению баснословных приключений приступал я с трепетом.

(20) Помню, я прятался от людей, скрывался в одному мне известных уголка.

(21) Подвиги и приключения, описанные в книге, волновали меня. (22) Отрываясь от книги, я

как бы своими глазами видел стальные доспехи, сверкающие шлемы, мечи. (23) Вызванные

воображением видения обступали меня. (24) Действительность мешалась подчас со сновидениями.

(25) Во сне я видел описанных в книге рыцарей, страшных чудовищ, сражался с ними и побеждал.

(26) Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела нами в детстве.

(27) Коня с мочальной гривой представляли мы живым, горячим скакуном-иноходцем (28) Пламя и

дым вырываются из ноздрей коня, с серебряных удил падает клочьями пена. (29) Выструганный из

лучины меч был настоящий рыцарский меч-кладенец. (30) С несокрушимою силою поражал я

несметную вражескую рать. (31) Под ударами игрушечного меча слетали с высокой, разросшейся

крапивы пушистые вражеские головы. (32) Вражеская несметная рать лежала поверженной. (33)

Вложив «окровавленный» меч в ножны, через поле битвы я гордо возвращался в заветный свой

уголок.

(34) Немногие из нас, взрослых, сохранили эту чудесную способность преображаться. (35)

Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы можем чувствовать себя детьми. (36) В

дальних скитаниях при встрече с любезными сердцу людьми переживаю я прежнее счастье, по-

прежнему крепко и радостно бьется мое сердце.

(По И. Соколову-Микитову)

При

выполнении

заданий

А1

А6

поставьте

знак

«х»

в

клеточку,

номер

которого

соответствует номеру выбранного вами ответа.

А 1. Укажите, какое из перечисленных словосочетаний имеет схему «глагол + существительное в Р.

п.».

□1) уносился над землею (предложение 3)

□2) отправлялся в путешествия (предложение 8)

□3) приступал к чтению (предложение 19)

□4) слетали с крапивы (предложение 31)

А 2.

В каком варианте ответа правильно перечислены предложения, в которых имеется составное

глагольное сказуемое?

А.

Недаром

весною,

в

дни

прилета

птиц,

с

особенной

силой

тянуло

меня

странствовать

(предложение 7).

Б. Еще в годы раннего детства хранил я тайную уверенность увидеть и обойти мир (предложение

9).

В. Я мог думать об открытии неведомых земель, о слитках золота, о грудах алмазов, описываемых

в фантастических романах (предложение 13).

Г. Во сне я видел описанных в книге рыцарей, страшных чудовищ, сражался с ними и побеждал

(предложение 25).

□1) АБ □2) АВ □3) ВГ □4) АГ

А 3. Какие слова не являются грамматической основой в одном из перечисленных предложений

текста?

□1) подвиги, приключения волновали (предложение 21)

□2) видения обступали (предложение 23)

□3) мы представляли (предложение 27)

□4) способность преображаться (предложение 34)

А 4. В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, имеющие в своем составе

однородные дополнения?

А. Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к родной природе, к своей земле?

(предложение 1)

Б.

В

голубые,

ясные

дни

детства

мною

владела

мечта

о

далеких

скитаниях,

о

счастливых

сказочных странах (предложение 2).

В. Я мечтал о будущих путешествиях, беспечно и весело пролетая над расстилавшейся подо мною

любимой земле (предложение 15).

Г. В дальних скитаниях при встрече с любезными сердцу людьми переживаю я прежнее счастье,

по-прежнему крепко и радостно бьется мое сердце (предложение 36).

□1) АБ □2) БВ □3) ВГ □4) АГ

А 5. В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, имеющие обратный

порядок слов?

А. Птицы, их радостная свобода, манили меня (предложение 5).

Б. С особенным чувством смотрел я на пролетавших журавлей (предложение 6).

В. Воображение с необычайною силою переносило меня в далекие страны (предложение 11).

Г. С несокрушимою силою поражал я несметную вражескую рать (предложение 30).

□1) АБВ □2) БВ □3) БГ □4) БВГ

А 6. В каком варианте ответа правильно перечислены все словосочетания со связью согласование,

входящие в состав предложения 22?

А. Своими глазами В. Сверкающие шлемы

Б. Видел отрываясь Г. Видел доспехи

□1) АБВ □2) ВГ □3) АВГ □4) АВ

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами без пробелов и запятых.

В 1. Во втором абзаце текста найдите предложения, в которых имеются однородные определения.

Напишите номера этих предложений.

Ответ:___________________

В

2 . Среди

предложений

21-

27

найдите

сложное

предложение,

имеющее

в

своем

составе

безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________

В. 3. Из тридцать третьего (33) предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Ответ:___________________

В

4.

Среди

предложений

11-

17

найдите

предложение,

в

котором

имеются

неоднородные

определения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________

В 5. Укажите количество грамматических основ двадцать восьмого (28) предложения текста.

Ответ:___________________

В 6. Каким членом предложения является слово некогда в шестнадцатом (16) предложении текста?

Ответ: __________________

В 7. Из тридцать пятого (35) предложения выпишите составное(-ые) именное(-ые) сказуемое(-ые).

Ответ: __________________

В

8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.

Закрыв глаза,(1) я предавался страстным мечтаниям. Я мог думать об открытии неведомых

земель,(2) о слитках золота,(3) о грудах алмазов,(4) описываемых в фантастических романах.

Ответ: __________________

В 9. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), выделяющую(-ие) вводное слово.

Таинственность и волшебные превращения,(1) описанные в этой,(2) наверное,(3) очень плохой

книжке,(4) несказанно меня увлекали.

Ответ: __________________

В

10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве.

Подвиги и приключения,(1) описанные в книге,(2) волновали меня. Отрываясь от книги,(3) я

как бы своими глазами видел стальные доспехи,(4) сверкающие шлемы,(5) мечи.

Ответ: __________________

Ключи к заданию по русскому языку в 8 классе

вариант I

вариант II

А1 2

В3 были сложены

А1 4

В3

возвращался

гордо,

возвращался вложив

А2 3

В4 21

А2 2

В4 16

А3 3

В5 2

А3 4

В5 2

А4 4

В6 6

А4 1

В6 обстоятельством

А5 4

В7медленно

обходили

А5 3

В7 редки, счастливы

А6 2

В8 2,3

А6 4

В8 4

В1 1

В9 3,4,5

В1 2,8

В9 2,3

В2 13

В10 3,4

В2 26

В10 3

Критерии оценивания

0- 7 баллов – «2»

8-11 баллов – «3»

12 – 15 баллов – «4»

16 баллов – «5»



В раздел образования