Автор: Протопопова Дина Хурматулловна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБУ "Школа №82"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Общие методы решения уравнений
Раздел: полное образование
Общие методы
решения
уравнений
Учитель: Протопопова Д.Х.
Эпиграф:
«
Метод решения хорош, если с
самого начала мы можем
предвидеть – и в последствии
подтвердить это, - что, следуя
этому методу, мы достигнем
цели».
Готфрид Лейбниц.
Номер задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Вариант 1
1
2
1
2
1
1
Вариант 2
4
4
2
3
2
1
I метод
Замена уравнения
h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x)
ПРИМЕР. Решить уравнение
Решени
е:
Ответ: 2; 4.
X
1
=2,
X
2
=4.
II метод
Метод разложения на множители
f(x) g(x) h(x) = 0
f(x)=0; g(x)=0; h(x) = 0.
ПРИМЕР. Решить уравнение
Решени
е:
ОДЗ: x+2 ≥ 0
x-8 > 0
X
1
=7
X
2
= - 1;
X
3
= - 5
X
4
= 9
;
;
Проверка найденных корней.
Ответ: 9.
III метод
Метод введения новой переменной
f(x) = 0 p(g(x)) = 0 p(u) = 0, (где u=g(x))
g(x) = u
1 ;
g(x) = u
2
; …
g(x) = u
n
ПРИМЕР. Решить уравнение
Решение. Пусть ,
тогда
u
1
=2 ; u
2
= -
11 .
Проверить корни подставкой. u
1
= 2 – корень ,
u
2
= -11 – посторонний корень.
x
2
– x = 2; x
1
= 2 ; x
2
= -1.
Ответ: 2; -1.
IV метод
Функционально-графический метод
ПРИМЕР 1. Решить уравнение
Решение.
2) А(1;1), В(4;2)
1)
3) х
1
=1 ;
х
2
= 4 .
Ответ: 1; 4.
ПРИМЕР 2. Решить уравнение
Решение.
1) Подбором находим корень х = 2 .
2)
3)
- возрастающая функция
- убывающая функция
Значит, х = 2 – единственный корень.
Ответ: 2.
Решите уравнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Номер
уравнения
1
2
3
4
5
6
Вариант 1
1
3
2
2
4
1
Вариант 2
1
2
4
1
3
4
Вариант 3
4
1
4
3
1
2
Вариант 4
4
1
1
2
3
2
Номер
задания
1а
(3 балла)
1б
(3 балла)
2
(4 балла)
Вариант 1
4
Вариант 2
-1
Вариант 3
2;-5
1
Вариант 4
1