Напоминание

"Активизация познавательной деятельности учащихся как условие формирования ключевых компетенций младшего школьника"


Авторы: Федяева Светлана Ивановна, Ишкова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся как условие формирования ключевых компетенций младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Активизация познавательной деятельности учащихся

как условие формирования

ключевых компетенций младшего школьника

Ученик – это не сосуд,

который надо заполнить, а

факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся

одной

из

вечных

проблем

педагогики.

Современные

условия

развития

общества, реализуемый в образовательных учреждениях ФГОС ставят целью

формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть

направлен

на

активизацию

деятельности

учащихся.

Ученикам

следует,

-

писал К. Д. Ушинский, - передать «не только те или иные познания, но и

способствовать самостоятельно, без учителя приобретать новые познания.

Обладая такою умственной силою, извлекающею отовсюду полезную пищу,

человек учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших

задач школьного обучения».

Это возможно при переориентации обучения с

усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка,

его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления,

умения

работать

с

информацией,

социализации

ученика,

формирования

навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их

использовать.

Активизация

познавательной

деятельности

учащихся

э т о

создание

такой

атмосферы

учения,

при

которой

учащиеся

совместно

с

учителем

активно

работают,

сознательно

размышляют

над

процессом

обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши

знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В

современном

обществе

для

системы

образования

все

более

характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и

вариативно сть.

Все

большее

значение

в

жизни

п р и о б р е т а ют

коммуникативные

умения,

способность

к

моделированию

ситуаций,

приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой

деятельности. В

то

же

время

наблюдается

снижение

интереса

к

учёбе,

интеллектуальная пассивность. Нам известно, что заставить учиться нельзя,

учёбой нужно увлечь. Основной задачей учителя при организации учебно-

познавательного

процесса

становится

включение

в

изучаемый

материал

занимательных

моментов,

способствующих

развитию

познавательного

и н т е р е с а

и

ф о р м и р о в а н и ю

познавательных потребностей.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство

повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда

еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или

иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно

пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению,

п о т р е б н о с т ь

в

з н а н и я х .

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является

понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.

Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии,

что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать

познавательную

деятельность

детей,

надо

привнести

эле ме нт

занимательности как в содержание, так и в форму работы.

Средства

и

способы

активизации

познавательной

деятельности

разнообразны.

Их

выбор

зависит

от

характера

учебного

предмета,

дидактической цели урока, подготовленности классе, от технических средств,

которыми располагает учитель.

В

с в о е й

п р а к т и ке я

использую

различные

приёмы

активизации

познавательной

деятельности. На

уроках

я

создаю

ситуации,

в

которых

учащиеся сами:

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

• Нахождение "ошибкоопасных мест”.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету

наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках,

является

дидактическая

игра.

Еще

К.

Д.Ушинский

советовал:

включать

элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд

учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра

– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Дидактическая

игра

является

ценным

средством

воспитания

умственной

активности

детей,

она

активизирует

психические

процессы,

вызывает

у

учащихся

живой

интерес

к

процессу

познания.

В

ней

дети

охотно

преодолевают

значительные

трудности,

тренируют

свои

силы,

развивают

способности

и

умения.

Она

помогает

сделать

любой

учебный

материал

увлекательным,

вызывает

у

учеников

глубокое

удовлетворение,

создает

радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры можно использовать на всех уроках

Математика

Логические разминки

Игра «Да – нет»

«Магические квадраты»

«Веселый счет»

«Домики»

«Веселые задачи в стихах»

Русский язык

«Придумай слово»

Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)

Заучивание песенок, правил в стихах

«Чудесная яблоня»

Ребусы, кроссворды

«Картинный диктант»

Чтение и окружающий мир

Игры – драматизации (инсценирование сказки)

«Путешествие по станциям»

«Кто быстрей назовет ответ»

Викторины «Знаешь ли ты?»

Загадки, кроссворды

Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали

радость

открытия,

чтобы

у

них

формировалась

вера

в

свои

силы

и

познавательный интерес.

Если ученик выполняет посильные для него задания, то он работает на

уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться заключается именно

в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он

еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо

знать

индивидуальные

особенности

детей.

Задача

педагога

состоит

в

необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить

с о б с т в е н н ы е

п у т и

п о л у ч е н и я

о т в е т а

н а

в о п р о с

з а д а ч и .

Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному

материалу, активности разнообразные формы проведения уроков

Урок-исследование

Урок-проект

Урок-диспут

Урок-соревнование.

урок-сказка,

урок-конкурс,

урок-путешествие,

урок-игра.

Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют

создать

атмосферу

доброжелательности,

зажечь

огонек

пытливости

и

любознательности,

что,

в

конечном

счете,

облегчает

процесс

усвоения

знаний.

Таким

образом,

активизация

познавательной

деятельности

учащихся

на

уроке

одно

из

основных

направлений

совершенствования

учебно-

воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний

учащихся

проходит

в

процессе

их

активной

умственной

деятельности.

Поэтому

работу

на

каждом

уроке

организовываю

так,

чтобы

учебный

материал становился предметом активных действий ученика.

Различные

приёмы

активизации

познавательной

деятельности

я

использую в своей работе . Такими методами являются:

- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации,

которые

направляют

деятельность

учеников

на

максимальное

овладение

изучаемым материалом и повышают мотивацию.

- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют

алгоритм решения проблемы.

- Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и

сопровождение

способов

и

правил,

по

которым

ученики

приходят

к

открытию определённых законов.

- Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила

правдоподобных

истинных

результатов,

последующую

их

проверку,

отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе

проведенных

наблюдений,

анализа,

решения

познавательных

задач,

формируют вывод.

- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь

высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

- Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно

составить

план

доказательства

теоремы

или

план

изложения

нового

материала. Ученики очень любят различные дополнительные сообщения, так

как

в

кабинете

есть

свободный

доступ

в

интернет.

Ребята

учатся

анализировать,

выделять

главное,

развивать

устную

речь,

пользоваться

различными источниками информации.

-

Метод

самостоятельной

работы

с

дидактическим

материалом.

Это

и

карточки

для

закрепления

и

карточки

с

целью

контроля,

практические

задания, тестовые задания и др.

-

Метод

проблемного

изложения.

При

создании

на

уроках

проблемных

ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот

метод

способствует

формированию

приёмов

умственной

деятельности,

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

установления

причинно-

следственных связей.

В

с в о е й

р а б о т е я

использую

информационные

технологии

обучения. Процесс

организации

обучения

школьников

с

использованием

ИКТ позволяет :

- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и

необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его

увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования

ИКТ;

-

эффективно

решать

проблему

наглядности

обучения,

расширить

возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и

доступным для учащихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых

заданий,

что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует

положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя,

корректировать

свою

деятельность,

в

результате

чего

совершенствуются

навыки самоконтроля;

-

осуществлять

самостоятельную

учебно-исследовательскую

деятельность

(проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному

уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Активности познавательной деятельности, проявленной на уроке,

требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока

играет

важную

роль

организация

творческой

деятельности

учащихся

в

свободное

от

занятий

время.

Одним

из

путей

творческого

восприятия

современных

наук

это

систематическая

исследовательская

и

проектная

деятельность,

позволяющая

применять

полученные

знания

на

уроке

на

практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня

Большинство используемых методов и технологий, направленных

на активизацию познавательной деятельности и формирование ключевых

компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с

людьми,

умения

работать,

умения

работать

с

информацией

и

др.

обеспечивают

ученику

свободу

выбора

способов

проработки

учебного

материала,

что

создает

основу

самоопределения.

Однако

ни

одна

из

технологий

не

является

универсальной.

Только

их

разнообразие

делает

образовательный процесс оптимальным.



В раздел образования