Авторы: Федяева Светлана Ивановна, Ишкова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся как условие формирования ключевых компетенций младшего школьника"
Раздел: начальное образование
Активизация познавательной деятельности учащихся
как условие формирования
ключевых компетенций младшего школьника
Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь.
Л.Г. Петерсон
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся
одной
из
вечных
проблем
педагогики.
Современные
условия
развития
общества, реализуемый в образовательных учреждениях ФГОС ставят целью
формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть
направлен
на
активизацию
деятельности
учащихся.
Ученикам
следует,
-
писал К. Д. Ушинский, - передать «не только те или иные познания, но и
способствовать самостоятельно, без учителя приобретать новые познания.
Обладая такою умственной силою, извлекающею отовсюду полезную пищу,
человек учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших
задач школьного обучения».
Это возможно при переориентации обучения с
усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка,
его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления,
умения
работать
с
информацией,
социализации
ученика,
формирования
навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их
использовать.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся –
э т о
создание
такой
атмосферы
учения,
при
которой
учащиеся
совместно
с
учителем
активно
работают,
сознательно
размышляют
над
процессом
обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши
знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В
современном
обществе
для
системы
образования
все
более
характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и
вариативно сть.
Все
большее
значение
в
жизни
п р и о б р е т а ют
коммуникативные
умения,
способность
к
моделированию
ситуаций,
приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой
деятельности. В
то
же
время
наблюдается
снижение
интереса
к
учёбе,
интеллектуальная пассивность. Нам известно, что заставить учиться нельзя,
учёбой нужно увлечь. Основной задачей учителя при организации учебно-
познавательного
процесса
становится
включение
в
изучаемый
материал
занимательных
моментов,
способствующих
развитию
познавательного
и н т е р е с а
и
ф о р м и р о в а н и ю
познавательных потребностей.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство
повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда
еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или
иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно
пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению,
п о т р е б н о с т ь
в
з н а н и я х .
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является
понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии,
что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать
познавательную
деятельность
детей,
надо
привнести
эле ме нт
занимательности как в содержание, так и в форму работы.
Средства
и
способы
активизации
познавательной
деятельности
разнообразны.
Их
выбор
зависит
от
характера
учебного
предмета,
дидактической цели урока, подготовленности классе, от технических средств,
которыми располагает учитель.
В
с в о е й
п р а к т и ке я
использую
различные
приёмы
активизации
познавательной
деятельности. На
уроках
я
создаю
ситуации,
в
которых
учащиеся сами:
• Отстаивают своё мнение;
• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
• Задают вопросы друг другу и учителю;
• Анализируют ответы друг друга;
• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
• Находят несколько вариантов решения проблемы;
• Нахождение "ошибкоопасных мест”.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету
наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках,
является
дидактическая
игра.
Еще
К.
Д.Ушинский
советовал:
включать
элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд
учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра
– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Дидактическая
игра
является
ценным
средством
воспитания
умственной
активности
детей,
она
активизирует
психические
процессы,
вызывает
у
учащихся
живой
интерес
к
процессу
познания.
В
ней
дети
охотно
преодолевают
значительные
трудности,
тренируют
свои
силы,
развивают
способности
и
умения.
Она
помогает
сделать
любой
учебный
материал
увлекательным,
вызывает
у
учеников
глубокое
удовлетворение,
создает
радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры можно использовать на всех уроках
•
Математика
•
Логические разминки
•
Игра «Да – нет»
•
«Магические квадраты»
•
«Веселый счет»
•
«Домики»
•
«Веселые задачи в стихах»
Русский язык
•
«Придумай слово»
•
Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
•
Заучивание песенок, правил в стихах
•
«Чудесная яблоня»
•
Ребусы, кроссворды
•
«Картинный диктант»
Чтение и окружающий мир
•
Игры – драматизации (инсценирование сказки)
•
«Путешествие по станциям»
•
«Кто быстрей назовет ответ»
•
Викторины «Знаешь ли ты?»
•
Загадки, кроссворды
Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали
радость
открытия,
чтобы
у
них
формировалась
вера
в
свои
силы
и
познавательный интерес.
Если ученик выполняет посильные для него задания, то он работает на
уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться заключается именно
в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он
еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо
знать
индивидуальные
особенности
детей.
Задача
педагога
состоит
в
необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить
с о б с т в е н н ы е
п у т и
п о л у ч е н и я
о т в е т а
н а
в о п р о с
з а д а ч и .
Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному
материалу, активности разнообразные формы проведения уроков
Урок-исследование
Урок-проект
Урок-диспут
Урок-соревнование.
урок-сказка,
урок-конкурс,
урок-путешествие,
урок-игра.
Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют
создать
атмосферу
доброжелательности,
зажечь
огонек
пытливости
и
любознательности,
что,
в
конечном
счете,
облегчает
процесс
усвоения
знаний.
Таким
образом,
активизация
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроке
–
одно
из
основных
направлений
совершенствования
учебно-
воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний
учащихся
проходит
в
процессе
их
активной
умственной
деятельности.
Поэтому
работу
на
каждом
уроке
организовываю
так,
чтобы
учебный
материал становился предметом активных действий ученика.
Различные
приёмы
активизации
познавательной
деятельности
я
использую в своей работе . Такими методами являются:
- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации,
которые
направляют
деятельность
учеников
на
максимальное
овладение
изучаемым материалом и повышают мотивацию.
- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют
алгоритм решения проблемы.
- Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и
сопровождение
способов
и
правил,
по
которым
ученики
приходят
к
открытию определённых законов.
- Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила
правдоподобных
истинных
результатов,
последующую
их
проверку,
отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе
проведенных
наблюдений,
анализа,
решения
познавательных
задач,
формируют вывод.
- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь
высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
- Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно
составить
план
доказательства
теоремы
или
план
изложения
нового
материала. Ученики очень любят различные дополнительные сообщения, так
как
в
кабинете
есть
свободный
доступ
в
интернет.
Ребята
учатся
анализировать,
выделять
главное,
развивать
устную
речь,
пользоваться
различными источниками информации.
-
Метод
самостоятельной
работы
с
дидактическим
материалом.
Это
и
карточки
для
закрепления
и
карточки
с
целью
контроля,
практические
задания, тестовые задания и др.
-
Метод
проблемного
изложения.
При
создании
на
уроках
проблемных
ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот
метод
способствует
формированию
приёмов
умственной
деятельности,
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
установления
причинно-
следственных связей.
В
с в о е й
р а б о т е я
использую
информационные
технологии
обучения. Процесс
организации
обучения
школьников
с
использованием
ИКТ позволяет :
- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и
необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его
увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования
ИКТ;
-
эффективно
решать
проблему
наглядности
обучения,
расширить
возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и
доступным для учащихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых
заданий,
что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует
положительные учебные мотивы;
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя,
корректировать
свою
деятельность,
в
результате
чего
совершенствуются
навыки самоконтроля;
-
осуществлять
самостоятельную
учебно-исследовательскую
деятельность
(проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному
уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Активности познавательной деятельности, проявленной на уроке,
требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока
играет
важную
роль
организация
творческой
деятельности
учащихся
в
свободное
от
занятий
время.
Одним
из
путей
творческого
восприятия
современных
наук
–
это
систематическая
исследовательская
и
проектная
деятельность,
позволяющая
применять
полученные
знания
на
уроке
на
практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня
Большинство используемых методов и технологий, направленных
на активизацию познавательной деятельности и формирование ключевых
компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с
людьми,
умения
работать,
умения
работать
с
информацией
и
др.
обеспечивают
ученику
свободу
выбора
способов
проработки
учебного
материала,
что
создает
основу
самоопределения.
Однако
ни
одна
из
технологий
не
является
универсальной.
Только
их
разнообразие
делает
образовательный процесс оптимальным.