Автор: Коршунова Елена Викторовна
Должность: учитель обществознания, права
Учебное заведение: ГБНОУ "Губернаторская кадетская школа–интернат МЧС"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая статья
Тема: Дифференциация и индивидуализация обучения – важнейший фактор повышения качества образования
Раздел: полное образование
Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор
повышения качества образования
В каждом классе, как в любой школе учатся ученики разные по своему
уровню развития, и по своему отношению к предмету. Некоторые ученики
отстают в умственном развитии от своих сверстников, некоторые отличаются
невнимательностью на уроках, кто-то пропускает большое количество уроков
по
болезни,
а
есть
и
те,
которые
мгновенно
схватывают
материал.
Вот почему, планируя работу с кадетами, нужно ставить перед собой такие
задачи, на которые нам нужно было обратить внимание в первую очередь:
- на ликвидацию пробелов в знаниях кадет;
- на формирование умения привлекать имеющиеся знания при усвоении
новых;
- на пробуждение интереса к предмету посредством активизации функции
взаимосвязи новых и ранее усвоенных знаний.
В самом начале нашей работы для проверки уровня знаний кадет я выдаю
каждому
ученику
проверочную
работу
по
пройденному
материалу
до
9
класса, в которой задания были разной степени сложности, начиная от самых
простых (репродуктивных), заканчивая творческими заданиями. При этом,
кадетам предлагаю работу в индивидуальном темпе и предлагаю выполнить
столько заданий, сколько в их силах. Данную работу считаю очень важным
этапом,
и
одним
из
способов
выявления
реального
уровня
знаний
по
предмету.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному
развитию
задатков
и
способностей
каждого
кадета
и
занимает
промежуточное положение между фронтальной учебной работой со всем
коллективом и индивидуальной работой с каждым кадетом. Таким образом,
дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе,
повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию
успеха. Каждая группа работает над выполнением заданий, соответствующих
их учебным, возможностям.
Индивидуальный подход: обеспечивает личностное своеобразие в развитии
детей,
даёт
возможность
максимального
проявления
всех
имеющихся
у
ребёнка способностей.
Сходство
изучаемых
явлений
заключается
в
том,
что
процесс
обучения
направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные,
психологические особенности, а основным отличием является то, что при
индивидуализации воздействия учителя направлены на каждого конкретного
ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по
каким-либо признакам.
В
условиях
дифференциации
происходит
выделение
групп
кадет
и
построение
учебного
процесса
не
просто
различающегося,
а
соответствующего
определенным
особенностям
кадет.
В
процессе
организации
учебной
деятельности
учитываются
индивидуальные
особенности, чтобы сделать процесс обучения для них более эффективным,
более
комфортным.
На
уроках
обществознания
дифференциация
ясно
выражается
в
разноуровневых
заданиях.
На
основании
результатов
о б с л е д о в а н и я
м о ж н о
р а с п р е д е л и т ь
в
3
г р у п п ы :
Сильная
группа
-
высокая
степень
подготовки
к
обучению,
выраженная
познавательная
мотивация,
способность
к
творчеству
при
выполнении
заданий.
Средняя
группа
-
достаточная
подготовленность
к
обучению,
владение
основным обязательным объемом знаний и умений. Этим кадетам, как я
заметила,
требуется
определенная
помощь
со
стороны
учителя
при
обобщении изученного.
Слабая группа кадет характеризуется слабой подготовленностью к обучению,
недостаточной
сформированностью
психических
процессов
или
необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании
со стороны учителя.
Работа с кадетами каждой из трех групп имеет свою специфику. Кадетам,
в ход я щ и м
в
с и л ь н у ю
г ру п п у,
п р ед о с т а вл я е т с я
н а и б о л ь ш а я
самостоятельность.
Они
получают
трудные,
но
интересные
задания,
направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и
творческое применение знаний, предлагаемые им работы иногда превосходят
по объему задания для остальных ребят. Кадет 1-й группы можно привлекать
к объяснению нового материала, предлагать задания творческого характера.
Во
второй
группе
работа
направлена
на
развитие
способностей,
формирование
навыков
анализа
и
синтеза.
Именно
этим
кадетам
даю
возможность задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод
на уроке, обобщить результаты работы.
И еще кадеты из второй группы занимают как бы промежуточное положение.
Их задания должны включать элементы упражнений из сильных и слабых
групп, т.е они должны быть конкретными, но более сложными, чем у слабой
группы, в то же время, творческими, но более простыми, чем у сильной.
Ученики слабой группы нуждаются в постоянном текущем повторении и
закреплении
полученных
знаний.
Контроль
работы
кадет
этой
группы
проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие
п р о б е л ы
в
з н а н и я х
и
о б л е г ч а ю щ и е
у с в о е н и е
н о в о г о .
Также
на
уроках
обществознания
широко
используются
трехуровневые
тестовые задания обучающего характера при изучении нового материала,
закреплении материала. Я беру задания по принципу ЕГЭ до 2016 года, где
все задания были разделены на задания А, Б и С в зависимости от степени
трудности. Поэтому я не выдумываю
вновь «колесо», а пользуюсь уже
изобретенным и проверенным, единственная моя задача-это сгруппировать
сами вопросы в зависимости от темы изучения.
Есть несколько способов работы:
-сначала даю общее задание, затем каждой группе дается задания разной
степени трудности;
-даю
сначала
задание
по
уровням
сложно сти,
затем
о б щ е е .
Еще я большое внимание уделяю домашним работам. Домашнее задание -
особый
вид
самостоятельной
работы,
т.к.
эта
работа
выполняется
без
непосредственного контроля учителя. Домашнее задание большой помощник
учителя,
так
как
оно
помогает
часто
закрепить
те
знания,
которые
он
получает на занятиях. При домашнем задании я учитываю как раз разный
уровень
подготовки
кадет,
уровень
их
способностей,
а
также
готовлю
непосредственно к выполнению заданий ЕГЭ по предмету. В профильном
классе авторы учебника предусмотрели работу со 2 частью и домашние
работы
составили
на
их
основе:
задания
21-24-это
в
учебниках
раздел
«Поработайте
с
источником»,
задания
26-27
–это
раздел
«Подумайте,
обсудите,
сделайте»,
причем
все
задания
составлены
по
принципу
«От
простого к сложному», так чтобы могли выполнять кадеты с разным уровнем
подготовленности. А задача преподавателя- это просто дифференцировать
данные
группы
заданий.
В
классах
с
базовым
изучением
предмета,
я
применяю те же принципы, что и в профильном классе, просто задания
выбираю самостоятельно без помощи учебника.
Помимо домашних заданий считаю, что необходимо развивать у кадет так
называемую монологическую устную речь, это сегодня для обучающихся
одна из главных проблем, ребята разучились связно говорить. Поэтому при
развитии монологической речи также применяю индивидуальный подход.
Сначала на уроке, где кадет может проявить свои ораторские способности
при ответе на вопрос или же даю индивидуальное сообщение в основном
опережающего характера. После
изучения большого раздела, я проверяю
усвоенный материал, исходя из 3 направлений: знание терминов; знание
теоретического
материала
и
применение
теоретического
материала
через
практические задания. Первое и второе направления кадеты мне сдают только
устно и только индивидуально. На это уходит много времени, но результат
того стоит, после устной части четко видны все пробелы в знаниях учеников.
Письменная часть тоже построена на выявлении знаний каждого ученика. Я
готовлю отдельный вариант на каждого кадета, и повторяющихся заданий ни
у
кого
нет,
то
есть
при
составлении
заданий
четко
прослеживается
индивидуальный подход в обучении.
Таким образом, индивидуализация обучения является неотъемлемой частью
учебного
процесса,
она
должна
быть
направлена
на
каждого
ученика
в
классе,
независимо
от
уровня
его
успеваемости.
Главной
целью
индивидуализации является стимулирование интереса и желания кадет к
изучению
предмета,
обеспечение
максимальной
продуктивной
работы
к а ж д о г о
и з
н и х ,
н е д о п у щ е н и е
п р о б е л о в
в
и х
з н а н и я х .
Как
правило,
выбираемый
учителем
средний
темп
работы
на
уроке
оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других
он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же
учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой
проблемой, а для других она - легкий вопрос. Один и тот же текст задания
одни кадеты понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а
третьим
необходимы
разъяснения.
Говоря
иначе,
успешность
усвоения
учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний,
уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя,
но
и
от
познавательных
возможностей
и
способностей
учащихся,
обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия,
памяти,
мыслительной
деятельности,
наконец,
физическим
развитием.
Отсюда
следует,
что
перед
каждым
учителем
постоянно
стоит
задача
-
нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить
положительные,
т.
е.
создать
такие
условия,
при
которых
стало
бы
возможным
использование
фактических
и
потенциальных
возможностей
каждого
ребенка
при
классно-урочной
форме
обучения.
Решение
этой
практической
задачи
связано
с
последовательной
ре а лизацией
дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.