Напоминание

"Использование коррекционных методов и приёмов по формированию навыка осознанного чтения обучающихся с нарушениями интеллектуального развития".


Автор: Максимова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "ОШ №5 город Глазов"
Населённый пункт: г. Глазов Удмуртская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование коррекционных методов и приёмов по формированию навыка осознанного чтения обучающихся с нарушениями интеллектуального развития".
Раздел: начальное образование





Назад




Использование коррекционных методов и приёмов по формированию

навыка осознанного чтения обучающихся с нарушениями интеллектуального

развития.

Максимова С.Г., МКОУ «ОШ №5 города Глазова»

Осознанное чтение – это качество, при котором достигается понимание

информационного, смыслового и идейного содержания произведения.

Смысловая сторона чтения взаимодействует с её технической стороной

(беглость, правильность, выразительность) и является одновременно единым

процессом. Интерес к чтению возникает тогда, когда у ребёнка развиты

учебно - познавательные мотивы чтения, и он начинает свободно владеть

осознанным чтением.

Формирование навыка у обучающихся с нарушениями интеллектуального

развития сопряжено с большими трудностями. Если скорость и правильность

чтения имеют ярко выраженную динамику развития, то понимание

читаемого отстаёт от других параметров чтения. Связный текст

воспринимается детьми фрагментарно, в рассказе нарушается логическая

последовательность и связь между отдельными его частями, при пересказе

пропускаются важные части текста, содержание передаётся упрощённо,

обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных,

пространственных отношений. На основе случайных ассоциаций

добавляются события, детали, которые отсутствуют в тексте. Понимание

прочитанного обучающимися становится более прочным, если на уроках

чтения мы активно формируем его, углубляя понимание читаемого через

развитие учебной мотивации, применение разнообразных методов и приёмов

работы, введение специальных упражнений.

Работа над осознанным чтением текста строится на уроке поэтапно.

I этап. Подготовка обучающихся к восприятию произведения.

Используется решение проблемных ситуаций, анализ иллюстративного

материала, экскурсий, слушание музыки, анализ признаков состояния

природы. На данном этапе целесообразно включать специальные

коррекционные упражнения:

-чтение по «бегущей строке»;

-чтение по смысловой догадке ( антиципационное восприятие слов

«со…..вей»,

«... бёнок»;

частей диалога, текста);

-чтение «зашифрованных» слов;

-чтение скороговорок, чистоговорок, считалок;

-чтение пословиц, поговорок (

«Собери пословицу

,

поговорку из данных частей, из

разбросанных слов», «Найди в пословице недостающее слово», «подбери к пословице

рисунок» и др.)

-работа с фразеологизмами (подбор иллюстраций, пояснений);

- чтение слов и нахождение их в сплошной строке

( короваелатраву).

II этап. Чтение текста учителем.

III этап. Проверка первичного впечатления от воспринятого детьми текста.

IV этап. Словарная работа. На этом этапе могут быть использованы такие

приёмы, как:

-замена слов синонимами;

-сопоставление значений двух слов

(заяц-зайчишка);

-

объяснение слов с опорой на корень

(пригорюнилось-горе);

-сопоставление прямого и переносного значения слов;

-использование дополнительных, наглядных средств (мимика, жест,

драматизация).

V этап. Чтение текста обучающимися. Чаще всего проходит как чтение по

абзацам «чтение-стоп». Работу можно совмещать с разбором содержания:

-озаглавливание частей;

-составление картинного, схематического ,эскизного плана.

VI этап. Анализ произведения. С анализом сюжетной линии выясняется и

его смысловая сторона, идёт неоднократное возвращение к тексту в виде

выборочного чтения. Понять связь событий поможет опора:

-на иллюстрацию;

-на опорные схемы - слова;

-на меловой рисунок;

-на драматизацию.

На данном этапе продолжается словарная работа. Разбираются образные

выражения, ведущие к более глубокому осознанию содержания

произведения.

VII этап. Синтаксическая работа с текстом.

В качестве синтезирующих моментов выступает:

-повторное чтение;

-чтение по «решётке»;

-чтение с пропущенными словами;

-пересказ по составленному плану;

-пересказ « с эстафетой»;

-пересказ по скрытой картине (обучающийся воспроизводит содержание,

класс отгадывает картину-эпизод);

- чтение по ролям;

- работа с деформированным текстом;

-приём словесного рисования;

-составление «диафильмов» из детских рисунков по содержанию

прочитанного текста;

-моделирование обложки произведения (книги);

Использование разнообразных методов и приёмов работы позволяет

формировать навык сознательного чтения быстрее, значительно улучшает

понимание, делает уроки чтения интересными, развивающими.

Рассмотрим один из приёмов работы более подробно.

Моделирование обложки произведения.

Данный приём позволяет включать каждого ребёнка в процесс познания в

соответствии с его возможностями, использовать специальные упражнения,

направленные на понимание основной идеи анализируемых произведений, на

понимание нравственного смысла прочитанного, создавать игровую

ситуацию при овладении специальными читательскими умениями (правильно

называть произведение, книгу, находить и называть фамилию автора и

заголовок), знакомить с литературными понятиями (жанр, тема) через

активную познавательную игру.

При использовании приёма моделирования вводится система заместителей.

Здесь могут быть предложены следующие заместители:

-для обозначения литературных жанров (сказка, рассказ, басня,

стихотворение и др.) используются (закрепляются за определённым жанром)

различные геометрические фигуры;

-заместители тем произведений можно ввести по цвету: о Родине – красный

цвет, о детях, ровесниках – жёлтый цвет, о животных- коричневый цвет, о

природе – зелёный цвет, о волшебстве –голубой цвет.

Для формирования умения ориентироваться в книге (произведении),

правильно указывать заглавие (заголовок), фамилию автора, название книги

также используются заместители:

-красная рамочка (на листе бумаги (обложки ) в верхней части листа: в ней

указывается, записывается фамилия автора произведения;

-синяя рамочка ( в нижней части листа) : название произведения;

-в центре листа можно использовать иллюстрацию - детский рисунок по

содержанию произведения.

Моделирование обложки каждым ребёнком позволяет учителю в течение 1-2

минут проверить работу всего класса, увидеть успехи детей, оказать помощь

тому, кто не справился или не понял материал урока. Использование данного

приёма позволяет постепенно сформировать у обучающихся основные

литературные понятия.



В раздел образования