Автор: Карачарова Екатерина Геннадьевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ Колледж связи № 54 им. П.М. Восструхина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методическая система изучения молекулярной физики в профильной школе."
Раздел: полное образование
1.1.
Теоретические основы молекулярной физики
Молекулярная физика и термодинамика - разделы физики, в которых
изучаются
макроскопические
процессы
в
телах,
связанные
с
огромным
числом содержащихся в телах атомов и молекул.
Молекулярная физика представляет собой раздел физики, изучающий
строение
и
свойства
веществ,
исходя
из
так
называемых
молекулярно-
кинетических представлений. Согласно этим представлениям:
1. Любое тело - твердое, жидкое или газообразное состоит из большого
количества весьма малых обособленных частиц-молекул.
2.
Молекулы
всякого
вещества
находятся
в
бесконечном
хаотическом
движении (например, броуновское движение).
3. Используется идеализированная модель идеального газа, согласно которой:
а). Собственный объем молекул газа пренебрежимо мал по сравнению с
объемом сосуда (разреженность).
б). Между молекулами отсутствуют силы взаимодействия.
в). Столкновение молекул газа между собой и со стенками сосуда абсолютно
упругие.
4.
Макроскопические
свойства
тел
(давление,
температура
и
др.)
описываются
с
помощью
статистических
методов,
основным
понятием
которых
является
статистический
ансамбль,
т.е.
описывается
поведения
большого
числа
частиц
через
введение
средних
характеристик
(средняя
скорость, энергия) всего ансамбля, а не отдельной частицы.
Термодинамика в отличие от молекулярно-кинетической теории изучает
макроскопические
свойства
тел,
не
интересуясь
их
макроскопической
картиной.[5]
Термодинамика -
раздел
физики,
изучающий
общие
свойства
макроскопических
систем,
находящихся
в
состоянии
термодинамического
равновесия, и процессы перехода между этими состояниями.
В основе термодинамики лежат 3 фундаментальных закона, называемых
началами термодинамики, установленных на основании обобщения большой
совокупности опытных фактов.
Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика взаимно дополняют
друг
друга,
образуя
единое
целое,
но
отличаясь
различными
методами
исследования.
Термодинамическая
система
-
совокупность
макроскопических
тел,
которые взаимодействуют и обмениваются энергией как между собой, так и с
другими
телами.
Состояние
системы
задается
термодинамическими
параметрами
-
совокупность
физических
величин,
характеризующих
свойства
термодинамической
системы,
обычно
в
качестве
параметров
состояния выбирающих температуру, давление и удельный объем.
Температура -
физическая
величина,
характеризующая
состояние
термодинамического равновесия макроскопической системы.
[ T ]
= K -
термодинамическая
шкала,
[t]
=
°C –
международная
практическая
шкала.
Связь
термодинамической
и
м/н
практической
температуры: Т = t + 273, например, при t = 20 °C T = 293 K.
Удельный обьем - это обьем единицы массы. Когда тело однородно т. е. ρ
= const,
то
макроскопические
свойства
однородного
тела
могут
характеризовать обьем тела V.
Молекулярно-кинетическая теория (м. к. т) идеальных газов.
Закон идеальных газов. В молекулярно – кинетической теории используется
идеализированная модель идеального газа.
Идеальным
газом называется
газ,
молекулы
которого
не
взаимодействуют друг с другом на расстоянии и имеют ничтожно малые
собственные размеры.
У
реальных
газов
молекулы
испытывают
действия
силы
межмолекулярного взаимодействия. Однако H
2,
He, O
2,
N
2
при н. у. (Т=273К,
Р=1,01 ·10
5
Па) можно приблизительно считать идеальным газом.
Процесс,
при
котором
один
из
параметров
(p, V, T, S)
остаются
постоянными, называются изопроцессами.
1.
Изотермический процесс Т=const, m=const, описываются законом
Бойля-Мариотта:
pV=const
1.
Изобарический п
роцес p = const оп
исывается законо
м Гей-Люссака
V=V
0
(1+ α t);
V=V
0
α T
терметический коэффициент обьемного расширения
град
-1
1.
Изохорический
процесс V = const
Описывается законом
Шарля
p = p
0
(1+ α t);
p = p
0
α T
-
характеризует
зависимость
объёма
от
температуры. α равен
относительному изменению объёма газа при нагревании его на 1 К. Как
показывает опыт,
одинаков для всех газов и равен
.
4. Моль вещества. Число Авогадро. Закон Авогадро.
Атомной массой (
) химического элемента называется отношение массы
атома этого элемента к 1/12 массы атома изотопа углерода С
12
А
r
=CINT (А) (А в таблице Менделеева)
Молекулярной массой (Mr) вещества называется отношение массы молекулы
э т о го
в е щ е с т в а
к
1 / 1 2
м а с с ы
ат о м а
и з о т о п а
у гл е р од а
С
12
Единица массы, равная 1/12 массы атома С называется атомной единицей
массы (а.е.м.) m =1 а.е.м.=1,66 ·10
-27
кг
Количество вещества, в котором содержится число частиц (атомов или
молекул)
равное
числу
атомов
в
12
г
(0.012
кг)
изотопа
углерода
называется молем.
Число частиц содержащихся в моле вещества называется числом Авогадро.
Массу моля называют молярной массой μ. Молярная масса равна отношению
массы к количеству молей V , которое в нем содержится
Закон Авогадро: моли любых газов при нормальных условиях (Т=273 К,
р=1,01 ·10
5
Па) занимают одинаковый объём равный 22.41 ·10
-3
м
3
/моль.
В рамках данного курса учащиеся должны научиться:
объяснять
с
физической
точки
зрения
процессы
и
явления,
происходящие в природе, в быту, окружающем нас мире;
анализировать содержание явления (задачи), устанавливать причинно-
следственные связи;
фиксировать
в
сознании
внутренние
характеристики
физического
явления (задачи) как целостного объекта;
направлять усилия на изучение свойств замысла физической задачи с
помощью её модели с целью формирования общего способа её решения;
конкретизировать исходную задачу с целью превращения её в систему
частных задач, решаемых общим способом;
использовать знания и приемы деятельности в новых ситуациях;
управлять
собственным
познавательным
процессом
(определять
логическую последовательность, причинно-следственную связь, свойства
и т.д.);
использовать при решении физических вопросов и задач аналогии,
алгоритмы, схемы; таблицы, словари и т.д.;
выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их правильность;
делать выводы и аргументировать их;
самостоятельно работать с дополнительной литературой. [6]
Принципы организации учебной деятельности:
1
. Укрупнение
дидактических
единиц
и
структурирование
учебного
материала.
Учебный
материал
нужно
подавать
крупным
блоком,
с
логикой
развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей.
Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между
собой, выделенных при записи в тетради, с составленным, если возможно,
видеорядом для лучшего восприятия материала.
2. Творческая направленность учебно-воспитательного процесса
“Расположенность
к
творчеству
–
высшая
степень
проявления
активности человека”. Некоторые психологи называют проблему творческой
направленности
личности
“проблемой
века”.
Творческие
задания
способствуют положительной реализации творчески активного учащегося и
формируют личность, способную к самореализации в дальнейшей жизни.
Требования
к
реализации
творческого
акта:
отсутствие
внешнего
побудителя
;отсутствие
“потолка”,
ограничивающего
поле
деятельности;
необязательно уделять внимание на закономерности и проблемы, постановка
которых
не
является
необходимой;
отсутствие
жесткого
ограничения
времени; отсутствие единственного правильного решения.
Положительного
результата
можно
добиться,
лишь
учитывая
следующие особенности: положительная мотивация; система существующих
ценностей; личные особенности субъекта-ученика.
3. Формирование обще - учебных и специальных умений и навыков
Умениям,
формируемым
в
процессе
изучения
основ
наук
и
необходимым
для
их
успешного
изучения,
принадлежит
ведущая
роль.
Усвоение знаний, полное их осмысление, развитие способностей происходит
успешней,
если
одновременно
формируются
и
применяются
умения
и
навыки, этим знаниям соответствующие. Ведь современному производству
требуются
специалисты,
творчески
активные,
готовые
к
определенным
действиям
в
соответствии
с
поставленной
целью
на
основе
имеющихся
знаний, умений и навыков.
4. Формирование положительной самооценки учащегося
Стержнем воспитания является оценочная деятельность школьника, в
которую
в
первую
очередь
входит
самооценка,
собственно
оценка.
Оценивается,
прежде
всего,
труд
ученика
–
учебный,
производительный,
общественно-полезный. Добиться формирования положительной самооценки
можно, осуществляя целостный подход к процессу обучения и воспитания.
Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому
себе,
что
он
многое
может
сделать
сам.
Мотивация
должна
быть
положительной,
участие
ученика
в
учебно-воспитательном
процессе
добровольное.
5. Рациональное использование рабочего времени ученика и учителя
Учитель должен формировать учебную деятельность таким образом,
чтобы каждый ученик весь урок занимался активной учебной деятельностью,
а не наблюдал пассивно за действиями учителя или нескольких учеников.
Решает эти задачи развивающее дифференцированное обучение.[3]
1.2.Типовые задачи
1.
Оценить количество молекул воздуха в атмосфере Земли. [
≅
10
44
] [7]
2.
Сколько молекул содержится в 1 мм
3
воздуха при
давлении 10
−10
Па при температуре 27° С? [7]
3.
Два одинаковых сосуда, содержащие одинаковое число молекул азота,
соединены трубкой с краном. В первом сосуде средняя скорость
движения молекул равна v
1
= 400 м/с, а во втором — v
2
= 500 м/с.
Какова будет средняя скорость молекул, если кран открыть? Система
изолирована. [
≅
453 м/с ][4]
4.
Чему равна средняя энергия поступательного движения молекул азота,
если 2 кг его в сосуде объемом 2 м
3
оказывает давление 1,5×10
5
Па?
[10,5×10
−21
Дж][7]
5.
Найдите среднюю скорость молекул газа, если имея массу 6 кг, он
занимает объем 4,9 м
3
при давлении 200 кПа. [700 м/с][4]
6.
Разреженный газ вытекает и сосуда через очень маленькое отверстие.
При этом половина газа вытекает за время 10 с. За какое время вытечет
половина газа, если все линейные размеры сосуда, включая размеры
отверстия, увеличить в три раза? [30 c][7]
7.
Два баллона соединены трубкой с краном. В первом баллоне
объемом V
1
= 1 л находится газ при давлении p
1
= 1 атм. Во втором
(объем V
2
= 3 л) газ при давлении p
2
= 0,6 атм. Какое установится
давление, если кран открыть? T = const. [ 0.7 атм][7]
8.
При сжатии объем газа уменьшился от 7 л до 4 л. При этом давление
его возросло на 1,2 атм. Определить начальное давление газа, если T =
const. [1,6 атм][4]
9.
В сосуде вместимостью V=20 л находится газ количеством вещества
ν=1,5 кмоль. Определить концентрацию n молекул в сосуде.[7]
Дано: Решение:
V= 20 л
N
n
V
=
;
ν=1,5 кмоль
A
N
v
N
=
;
2 8 3
4,52*10
A
v
N
nм
V
-
==
.
n-? Ответ:
2 8 3
4,52*10
nм
-
=
.
10.
Газ массой m=58,5 г находится в сосуде вместимостью V=5 л.
Концентрация n молекул газа равна 2,2*10
26
м
-3
. Какой это газ?[7]
Дано: Решение:
m=58,5 г
;
A
m N
M N
=
*
;
A
m N
M
N
=
V=5 л
*
;
NnV
=
n= 2,2*10
26
м
-3
3
*
32*10.
*
A
m N
к
г
M
n
V
моль
-
==
M-? Ответ: кислород.