Напоминание

Активные формы внеклассных мероприятий


Автор: Левашова Яна Владимировна
Должность: учитель обществознания, права
Учебное заведение: ГБНОУ "Губернаторская кадетская школа–интернат МЧС"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая статья
Тема: Активные формы внеклассных мероприятий
Раздел: полное образование





Назад




Активные формы внеклассных мероприятий

В

деятельности

классного

руководителя

форма

воспитательной

работы

с

коллективом

класса

является

той

первичной

клеточкой,

из

которой

складываются

будни

и

праздники

жизни

детского

воспитательного

сообщества.

Конечно,

трудно

предположить

полный

список

форм,

универсальный и годный на все случае жизни, ведь воспитательная работа с

классом может быть построена в различных ключах. Это может быть и

достаточно целостная и автономная система воспитания учащихся. Система

деятельности классного руководителя может быть построена как своего рода

клубное пространство общения, дополняющая интенсивность общешкольной

жизни. На сегодняшний день, можно представить самые различные формы

воспитательной работы, которые подойдут значительной части педагогов-

воспитателей. Но, учитывая переход к системно-деятельностному подходу в

обучении и воспитании, прежде всего, необходимо заострить свое внимание

именно на активных формах внеклассных мероприятий. Следует отметить,

что представленные формы могут проводиться как с участием учащихся

одного класса, так и могут быть использованы в случае, когда класс, вместе с

классным

руководителем

становится

организатором

того

или

иного

общешкольного

дела,

или

мероприятия

для

старшего

(среднего)

звена,

параллели и т.п.

Этническая беседа

Внеклассная работа с учащимися включает в себя также этническую беседу.

Она направлена в первую очередь на развитие у детей главных морально-

духовных

ценностей.

Как

известно,

главную

информацию

о

моральных

нормах

ученики

получают

в

семье,

из

различных

средств

массовой

информации, из уроков и так далее. Но эта информация чаще всего носит

стихийный характер, поэтому если не акцентировать внимание на важных

моральных нормах, у детей может развиться ошибочное представление о них.

Как правило, в основе проведения этнической беседы лежит диалог. Во время

него дети и учитель делятся своими впечатлениями и переживаниями по

поводу

определенной

темы.

В

итоге

у

них

должны

развиться

новые

представления

о

том

или

ином

моральном

качестве.

Перед

тем,

как

подготовится и провести этническую беседу, нужно соблюдать некоторым

важным правилам:

— Готовиться к ней нужно на протяжении недели. За это время каждому

ученику

нужно

подготовить

определенную

информацию,

сложить

свое

представление о теме беседы;

— Что касается темы беседы, то ее нужно выбирать, исходя из возраста

учеников и от их уровня знаний, а также от взаимоотношений в коллективе.

Ведь если тема будет подобрана неправильно, невозможно будет достигнуть

ожидаемых результатов.

— Во время проведения беседы нужно обязательно вовлечь всех школьников,

ч т о б ы

к а ж д ы й

с м о г

в ы с к а з а т ь

с в о ю

м ы с л ь . . . .

— Заранее желательно продумать план беседы, и следовать ему, чтобы она

прошла на высоком эмоциональном уровне, и ученики были максимально

заинтересованными. — Если возникнут незапланированные вопросы, над

ними обязательно нужно работать. — В конце беседы нужно обязательно

провести ее анализ. Как показывает практика, ученикам старших классов

желательно проводить диспуты, различные устные публичные обсуждения,

так как с возрастом их не удовлетворяет информация учителя о нормах

поведения.

Ведь

у

них

с

возрастом

появляется

самооценка,

стремления

самостоятельно разбираться в определенном вопросе на моральную тему....

Ролевая игра

Одной

из

задач

классного

руководителя

является

развитие

дружеских

отношений

между

обучающимися

во

время

учебно-воспитательного

процесса. Основная доля данного вида деятельности реализуется в рамках

внеклассной работы. Особенность внеклассной работы состоит в том, что она

представляет собой организацию педагогом различных видов деятельности

во

внеучебное

время,

обеспечивающих

необходимые

условия

для

социализации

личности

ребенка.

Внеклассная

работа

содержит

в

себе

богатые возможности для развития межличностных отношений учащихся.

Это

обусловлено

преобладанием

эмоционального

аспекта

над

информативным, обращенностью к чувствам ребенка, его переживаниям, что

у с и л и в а е т

в о с п и т а т е л ь н ы й

э ф ф е к т ;

о т с у т с т в и е м

ж е с т к о й

регламентированности, характерной для урока. Среди многообразия форм

внеклассной

работы

особая

роль

принадлежит ролевой

игре.

Специфика

ролевой

игры

заключаются

в

том,

что

обучающиеся

в

процессе

ее

осуществления вступают друг с другом в ролевые взаимоотношения. Они

действуют не так, как хотели бы, а в соответствии с предписанными ролью

правилами.

В проведении ролевой игры с целью развития межличностных отношений во

внеклассной работе можно выделить несколько этапов:

Подготовительный. На

этом

этапе

выявляется

актуальность

и

заинтересованность

участников

игры,

разработка

и

усвоение

ее

правил,

выявление особенностей участников и качеств личности, которые нужно

корректировать, распределение ролей и заданий. Для этого используются

простые

диагностические

методики,

викторины,

анализируются

итоги

наблюдений и т.д.

Процессуальный

этап,

включающий

собственно

саму

игру

выполнение действий по содержанию игры.

Рефлексивный

этап. Здесь

происходит

коллективное

обсуждение

проведенной

игры,

индивидуальный

анализ

нравственного

смысла

закончившейся игровой деятельности.

Постигровой

этап:

перенос

смысла

игровой

деятельности

на

повседневную

действительность,

самонаблюдения

обучающихся,

беседы,

упражнения.

В

последние

годы

в

воспитательно-образовательном

процессе

все

чаще

используются ролевые игры, направленные на компенсацию или избавление

от недостатков в общении. Игровая терапия эффективна при решении самых

различных

ситуаций,

в

том

числе

таких,

как

преодоление

стрессов,

тревожности, конфликтности, застенчивости и т.д. Занятия игровой терапией

проводит

психотерапевт,

но

методикой

и

техникой

ее

проведения

может

овладеть и педагог с тем, чтобы в несложных случаях отклонений учащихся

использовать ее отдельные элементы.

Во

внеклассной

работе

с

младшими

школьниками

можно

использовать

ролевые игры, помогающие разрешить проблемные ситуации, связанные с

жизнью коллектива. Обучающиеся данного возраста начинают интересовать

взаимоотношения между людьми, нравственные проблемы. При проведении

внеклассных

мероприятий,

связанных

с

нравственным

воспитанием

обучающихся, с решением проблем, близких учащимся, можно предложить

им разыграть некоторые ситуации по теме проводимой беседы, дискуссии,

занятия нравственности.

Например,

проводя

беседу

«Почему

возникают

конфликты

во

взаимоотношениях между людьми» обучающимся предлагается разыграть

типичные ситуации, связанные с конфликтом между детьми.

Эффективность

проведения

ролевых

игр

во

внеклассной

работе

с

обучающимися во многом зависит от педагога, его инициативы, творчества.

В ходе работы классного руководителя можно провести цикл ролевых игр,

направленных

на

развитие

межличностных

отношений

обучающихся.

Данные игры проводятся в системе внеклассных занятий, направленных на

сплочение учащихся в единый коллектив, на развитие между ними дружеских

отношений. Например, ролевая игра по теме «Конфликты в нашей жизни».

Приветствие.

Каждый

ребенок

говорит

слова

приветствия

своим

товарищам, стараясь не повторять слов предыдущих.

Особый интерес у ребят вызывает ролевая игра «Мы через 10 лет после

выпускного

вечера».

К

этой

игре

обучающиеся

готовятся

заранее.

Им

предлагается составить рассказ о себе, своей профессии, о том, с кем из

товарищей он поддерживает отношения. Игра воссоздаёт ситуацию встречи

бывших

одноклассников,

ставших

взрослыми,

получивших

образование,

профессию, создавших семью. Каждый ученик рассказывает о себе, о том,

как сложилась его жизнь, о том, чего он достиг. Дети искренне радуются

встрече друг с другом, «вспоминают» школьную жизнь, различные ситуации.

Педагогическое наблюдение покажет, что возможность взглянуть на себя и

свою группу глазами взрослого человека в процессе ролевой игры позволит

обучающимся лучше оценить свои отношения друг с другом, почувствовать

необходимость установления дружеских отношений в коллективе.

Таким

образом,

в

процессе

данных

мероприятий

основное

внимание

обращается

на

развитие

у

детей

уверенности,

умения

понимать

эмоциональное состояние другого, развитие коммуникативных навыков. Во

время

игр

произойдут

изменения

в

поведении

ребят.

Если

сначала

они

чувствуют себя скованно, многие стесняются принимать участие в играх,

упражнениях,

то

постепенно

дети

станут

более

раскрепощенными,

свободными.

Наблюдение покажет, как расширятся взаимные симпатии у детей, они с

удовольствием занимаются и играют вместе. Как отмечают родители, после

проделанной

классным

руководителем

работы,

дети

становятся

более

уверенными,

менее

конфликтными

в

отношениях

с

д ру г и м и

одноклассниками.

Они

охотнее

общаются

с

другими

детьми

на

самые

различные темы.

Продуктивная

(инновационная)

игра

-

совместная

деятельность

по

созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической

проблемы),

предполагающая

обмен

мнениями,

в

т.

ч.

и

специально

организованное

их

столкновение,

демонстрацию

промежуточных

результатов. Воспитательными возможностями продуктивных игр являются:

развитие

таких

групп

умений,

как:

анализировать

различные

проблемы,

разрабатывать

способы

решения

этих

проблем,

кратко

формулировать

основное

содержание

проекта,

отстаивать

собственные

разработки

в

дискуссии и т.п. Продуктивная игра может использоваться при планировании

деятельности класса в начале учебного года: выработка интересных идей,

усиление

креативности

детей,

выделение

новых

лидеров,

формирование

резерва

детского

самоуправления;

детальная

разработка

плана

с

учетом

специфики детского объединения.

Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом

черт:

- наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

-

разделение

участников

на

небольшие

группы,

которые

поэтапно

разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

- прохождение

каждой группой всех процедур (диагностика задачи,

диагностика ситуации,

диагностика и постановка

проблем, определение

целей,

выработка

решений,

разработка

проекта,

разработка

программы

реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей

дискуссии после каждой процедуры;

- наличие в каждой группе консультанта, специальным образом

организующего работу группы с использованием соответствующих логико-

технических, социально-технических и психологических средств.

Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие

процедуры:

общий

сбор-старт

(первое

пленарное

заседание),

работа

по

группам, общий сбор-финиш (последнее пленарное заседание). На первой

встрече осуществляются постановка проблемы и объяснение правил игры, на

заключительной

группы

демонстрируют

созданные

информационные

продукты,

подводятся

итоги.

Более

сложный

вариант

проведения

продуктивной игры включает промежуточные сборы участников, которые

призваны подвести итоги промежуточного этапа работы и наметить задачи

следующего шага. Поэтому для успешного проведения продуктивной игры

требуется одно помещение, способное вместить всех участников совместной

деятельности и несколько помещений (по количеству рабочих групп).

Продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой.

Близкой

к

продуктивной

игре

можно

считать

позиционные

(организационно-деятельностные игры – ОДИ). Задачами, которые решают

ОДИ

принято

считать

помощь

участникам

в

организации

собственной

деятельности

(осознание

собственной

позиции

самоопределение

и

проектирование

собственной

деятельности).

По

структуре

организации

пространства

и

времени

ОДИ

мало

отличается

от

продуктивной

игры:

пленарные заседания и групповая работа. В организационно-деятельностной

игре большая роль принадлежит игротехнической команде – организаторам

совместной

деятельности.

Эту

роль

могут

играть

только

специально

подготовленные взрослые. ОДИ и продуктивная игра могут продолжаться

несколько дней. В этом случае каждому дню, как правило, формулируются

задача и тема.

Технология проектов

Для

организации

любого

мероприятия,

праздника

требуется

написать

сценарий.

Помогает

в

этом метод

проектов.

В

переводе

с

латинского

ПРОЕКТ

буквально

“брошенный

вперед”,

а

в

словарях

это

“план”,

замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. В чем

отличие

проекта

от

планирования

любого

мероприятия?

Некоторая

непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит

человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а

если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных

отношений. А применительно к школе проект – это совместная учебно-

познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую

цель

и

согласованные

способы

деятельности,

и

направленная

на

достижение общего результата.

Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся

знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя

не

учитывать.

Поэтому

в

современной

школе

учитель

не

является

единственным источником информации для своего ребенка. Но дети часто не

умеют

перерабатывать

полученную

информацию

в

знания,

не

умеют

анализировать,

структурировать,

выделять

главное.

Т.

е.

не

владеют

элементарными

навыками

поисковой

работы

и исследовательской

деятельности.

Основной

задачей

учителя

является

-

подготовить

и

выпустить

в

жизнь

человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и

усваивать

ее

в

виде

новых

знаний,

т.

е.

формировать

у

учащихся

информационную

компетенцию.

Основной

принцип

метода

проектов

заключается в том, что в центре воспитания должен находиться ученик, а не

учитель. Идея этого подхода очень привлекательна, потому что обучение

ориентировано

на

личностные

характеристики,

предшествующий

опыт,

уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка,

особенности его психики (памяти, восприятия, мышления).

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

Постановка

цели;

выявление

проблемы,

противоречия,

формулировка

задачи.

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, выбор способов.

Самообразование, подбор материала.

Придумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

Решение оптимальных задач.

Обобщение результатов.

Анализ успехов и ошибок.

Например, организация Недели добра. Дается задание учащимся: в течение

недели

найти

интересные

материал

в

виде

мультипликационных,

художественных фильмов, песен, стихотворений, рассказов на тему добра.

Затем желающие принять участие собрались вместе и составили сценарий,

распределив роли ведущих, ответственных за оформление класса, в котором

будет

проводиться

праздник,

ответственных

за

награждения.

Уже

в

ходе

подготовки

к

празднику

у

учащихся

обычно

появляется

чувство

ответственности

за

проведение

данного

мероприятия.

После

проведения

праздника ребята собираются за «круглым столом» для подведения итогов

своей работы.

Ситуативный классный час

В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с

непредвиденными

в

ходе

планирования

ситуациями,

которые

требуют

незамедлительного

решения.

В

этом

случае

использую ситуативные

технологии. Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным)

поведением

школьников

в

проблемной

ситуации.

Её

цель

разработка,

принятие

организационных

решений,

прояснение,

обсуждение.

Они

разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами:

например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик

этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Например, ситуативный классный час (Н.П. Капустин) может возникнуть

спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.

Технология

проведения ситуационного

классного

часа включает

в

себе

следующие компоненты:

осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;

наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её

дальнейшего анализа;

внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;

определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;

внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;

рефлексия всего события;

свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над

собой;

обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые

проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными

нормами;

мониторинг

изменений

отношения

школьников

к

обсуждаемому

процессу

Воспитатель

специально

выстраивает

технологию

“ситуацию

анализа

очередной ссоры”:

1.

задаёт

участникам

ссоры

вопросы,

позволяющие

каждому

из

них

описать суть происходящего;

2.

даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает

его ситуацию;

3.

выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла

ссора;

4.

обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Разбор

ситуаций

помогает

учащимся

прогнозировать

свои

поступки

и

действия другой стороны, помогает избежать возможных конфликтов, а при

их возникновении искать пути выхода из конфликта.

Например, при разборе ситуации, сложившейся на каком-либо уроке можно

предложить ролевую игру. Один из учеников выполняет роль учителя, другой

виновника

конфликта,

остальные

очевидцев.

Причём,

виновник

конфликта

это

ученик,

не

являющийся

таковым

на

самом

деле.

Мы

разыгрываем

ситуацию,

сложившуюся

на

уроке,

и

каждый

участник

высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем

выход

и

альтернативное

поведение.

Далее

оцениваем

своё

поведение

в

данной ситуации. Такая работа на классных часах помогает увидеть себя со

стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения

товарищей.

Тренинги.

Тренинг

область

практической

психологии,

ориентированная

на

использование

активных

методов

групповой

психологической

работы

с

целью развития компетентности в общении.

Специфическими

чертами

тренингов,

совокупность

которых

позволяет

выделять их среди других методов практической психологии, являются:

-

соблюдение принципов групповой работы;

-

нацеленность

на

психологическую

помощь

участникам

группы

в

саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего,

сколько от самих участников;

-

наличие постоянной группы;

-

акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые

развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

-

применение активных методов групповой работы;

-

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками,

климат психологической безопасности.

Важный момент проведения тренингов — желание учащихся стать членами

тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым требо-

ванием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, нужно

доступно

объяснить

цели

такой

работы

и

ее

формы

и

сформировать

мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от учащихся обязательной

явки на тренинговые занятия. Каждое занятие можно строить примерно по

одной схеме:

-

Организационный

момент

ритуалы

приветствия,

разминочные

упражнения

- Основная часть – настрой как подготовка к восприятию нового материала,

введение нового содержания

- Подведение итогов – эмоциональное реагирование, осмысление

- Домашнее задание – подразумевается не всегда

- Заключение – ритуалы прощания

Преимущества групповых тренингов:

1.

Групповой

опыт

противодействует

отчуждению,

помогает

решению

межличностных проблем;

2.

Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными скрытые

факторы (давление партнеров, социальное влияние, конформизм);

3.

Возможность

получения

обратной

связи

и

поддержки

от

людей

со

сходными проблемами;

4.

В

г р у п п е

ч е л о в е к

м о ж е т

о бу ч а т ь с я

н о в ы м

у м е н и я м ,

экспериментировать с различными стилями отношений среди равных

партнеров;

5.

В

группе

участники

могут

идентифицировать

себя

с

другими,

«сыграть» роль другого человека;

6.

Взаимодействие

в

группе

создает

напряжение,

которое

помогает

прояснить психологические проблемы каждого;

7.

Группа

облегчает

процессы

самораскрытия,

самоисследования

и

самопознания.

Примеры тренинговых занятий:

Упражнение «Ожидания»

Ведущий

просит

участников

письменно

на

ряд

вопросов,

а

затем

поделиться ответами в круг.

После того, как участники ответят на эти вопросы у себя в тетрадях, они

говорят о своих ожиданиях и опасениях в круг. Ведущий записывает их на

ватмане; разделив его на две колонки.

Таким образом, формируется групповой запрос на дальнейшую работу.

Это очень важный момент в работе групп. Когда ребята проясняют свой

ожидания, в том ли направлений движется группа, а также заботиться о

том, чтобы были учтены предложения.

Игра-разминка «Сильный ветер дует на того, у кого…»

Ведущий

убирает

свой

стул,

встает

в

центр

круга

и

называет

какой-то

признак,

который

есть

у

него,

а

все

участники,

у

которых

он

тоже

присутствует, должны поменяться местами друг с другом. Нельзя меняться с

соседями слева и справа. Ведущий стремиться занять освободившееся места,

а тот, кто остается без стула, становится новым ведущим.

Упражнение «Слушайте и смотрите»

Все участники встают и повторяют за ведущим действия и слова до тех пор,

пока не объявится новый ведущий.

Пример:

«слушайте

и

смотрите,

я

самолет,

летающий

под

облаками

и

качающий крыльями». Ведущий движется по комнате, разведя руки в сторону

подобно крыльям самолета, покачивая ими из стороны в сторону и имитирую

рев моторов. Все участники повторяют все действия ведущего.

Как

только

какой-то

другой

участник

скажет:

«Слушайте

и

смотрите!»,

группа

начинает

выполнять

его

движение.

Предусматривается

смена

4-5

ведущих. За это время участники успевают подтягиваться, снять напряжение

и даже повеселиться.

«Упражнение левого соседа»

Все участники групп встают в круг и каждый начинает выполнять какое-то

простое движение. Через 5-6 секунд по команде «Переход» каждый участник

начинает

выполнять

движение

своего

левого

соседа.

Упражнение

выполняются до тех пор, пока к каждому не вернется движение.

После разминки ведущий всей группе предлагает сыграть в игру.

«Представьте, что это Ваша любимая майка, разукрасьте ее и напишите

на ней девиз своей жизни».

Ребята рисуют, затем прикрепляют майку к груди и в течение 10 минут

свободно перемещаются по комнате, знакомясь с девизами друг друга. После

этого ведущие задают вопросы, ответы на которые обсуждаются в круге:

Легко ли Вам было написать девиз? Какой смысл Вы в него вкладываете?

Что нового Вы узнали друг о друге, знакомясь с девизом других участников?

Что можно сказать о человеке по его жизненному девизу?

«Дискуссия»

Формируются группы по 3 человека:

1) глухой и немой (видит и может жестикулировать);

2) глухой и паралитик (видит и может говорить);

3)

слепой

и

немой

(слышит

и

показывает).

Им

надо

договориться

о

следующем:

• где и когда вы встретитесь в Москве;

• вы идете в гости к своему приятелю, какой вы купите ему подарок;

один из троих просит поехать на дачу покрасить забор. Группа выбирает

одно из трех заданий, а потом после пятиминутной подготовки показывает

его, а остальные учащиеся класса пытаются отгадать показываемое.

Упражнение «Даты рождения»

Учащимся дается следующая инструкция «Вы должны сейчас при помощи

жестов (без слов) построиться по дню и месяцу рождения, начиная с 1 января

и оканчивая 31 декабря».

Возможны

варианты

построения

по

размеру

обуви,

цветам

волос,

глаз,

одежды и т. д.

Тренинги общения

На классных часах можно применить тренинги общения, имеющие цель –

создание у учащихся средствами групповой практической психологии опыта

общения

(опыта

взаимопонимания,

опыта

общения,

опыта

поведения

в

проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические

аспекты?

Конечно,

да.

Для

разных

ребят

в

силу

разных

причин

кроме

позитивного

опыта

общения

могут

быть

и

другие

следствия:

изменение

отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление

или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые

как

цель

эффекты.

В

лучшем

случае

это

вероятностные

прогнозы

воспитателя.

Например, можно проводить тренинг на развитие коммуникативных навыков

общения.

Общение

всегда

было

значимым

в

жизни

человека

и

его

личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре

внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во

всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без

общения не может жить среди людей, развиваться и творить. В структуре

межличностного

общения

выделяют

основное

содержание

общения,

а

именно:

передачу

информации,

взаимодействие,

познание

людьми

друг

друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект

общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и

познание

людьми

друг

друга.

Поэтому

важно

уметь

общаться,

грамотно

доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

отработать навыки убеждения

отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

развить умение находить подход к людям

подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

развитие умения невербального средства общения.

обучить эффективным способам общения

Примеры упражнений

Упражнение «Семь богатырей» (20 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей

позиции, презентационные навыки.

Ход упражнения. Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать,

вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи

богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила

царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними

навсегда. Правда мы несколько изменим условия. Семь богатырей –это семь

лучших военных вуза России, в которые вам предлагают поступить. В нашей

сказке

будет

то

же

самое,

но

богатыри,

прошедшие

ряд

тренингов

и

владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить кадета

отказаться от другого вуза и поступить именно к ним. Каждая мини-группа

должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы

уговорить кадета остаться у них, показать ему все преимущества такого

конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой

группы выступает, обращаясь к кадету со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут).

После выступлений кадет говорит о том, захотелось ли ему поступить в

определенный

вуз,

какие

плюсы

и

минусы

увидел

он

в

выступлениях

каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

Экскурсия. Виртуальная экскурсия.

Воспитательная работа с подростками состоит в формировании новой

личности,

ее

социально-нравственных

ориентиров.

Чуткое

и

бережное

отношение к национальному наследию, развитие самосознания и творческого

потенциала - важнейшая задача нашего общества. Одним из видов работы,

посвященной знакомству с историей Отечества, его самобытным искусством

и гениальными мастерами является проведение внеклассных мероприятий,

связанных

с

традиционными

видами

декоративно-прикладного

и

классического искусства.

Экскурсия

-

специально

организованное

передвижение

участников

с

целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е.Сейненский предлагает

понимать

под

экскурсией

«форму

организации

учебно-воспитательного

процесса,

позволяющего

проводить

наблюдения

и

изучение

различных

предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках».

Автор

указывает,

что

для

успешного

проведения

экскурсии

необходимо

составить подробной план, разработать маршрут, сформулировать задания и

вопросы для учащихся. Конечно, сегодня, благодаря широкому применению

электронных

образовательных

средств

распространены

виртуальные

экскурсии.

Такого

рода

мероприятие

следует

рассматривать

в

качестве

«организации просмотра».

Виртуальная экскурсия имеет определенные цели и задачи:

предоставить

возможность

визуально

познакомиться

с

историей

развития

человечества

через

достижения

духовной

культуры,

м о т и в и р о в а т ь

и х

к

и з у ч е н и ю

в о п р о с о в

культуры; Результативность: ф о р м и р о в а н и е

п о л и к у л ь т у р н о й

компетентности.

расширить интеллектуальный кругозор учащихся через знакомство с

мировыми шедеврами, развитие умения приобретения новых знаний в

работе

с

историческим

источником; Результативность: формирование

познавательной,

самообразовательной,

социальной

компетентностей

и

предметной компетентности – анализ исторического источника.

вызвать эмоциональный отклик на уникальность объекта виртуальной

экскурсии, являющегося культурным лицом страны или мира;

способствовать

развитию

познавательного

интереса

учащихся,

эстетического

вкуса

через

знакомство

с

творчеством

художников

и

скульпторов разных стран и эпох;

Например, экскурсия по Эрмитажу

Оборудование для экскурсии: Презентация, выполненная в программе MS

Power

Point

2007,

с

музыкальными

и

текстовым

файлами,

ПК,

мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки.

Активные формы внеклассных мероприятий

Диспут

Диспут

- специально организованное представление в ходе, которого

происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу

(проблеме).

Вообще

диспут

(от

лат.

disputare

рассуждать,

спорить)-

трактуется

в

словарях

вид

диалогической речи,

публичный

спор

на

злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной

проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения.

Развертывается

диспут

благодаря

оценкам,

аргументациям,

смысловым

связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которыми пользуются

участники

спора.

В

диспуте

имеются

элементы монолога

и

диалога.

Диалогические

элементы

придают

эмоциональную

окраску

дискуссии,

а

монологические

служат

для

выражения

ее

логического

содержания.

В

качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения

доказательно,

аргументировано

излагать

свою

точку

зрения,

сохранять

выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к

мнению оппонента. Г. Плоткин предлагает правила для участника диспута,

разработанные вместе со школьниками:

1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что

сказать слушателям, пусть они узнают это.

2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и

четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.

3.

Постарайся,

как

можно

более

убедительно

изложить

свою

точку

зрения. Опирайся только на достоверные факты.

4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку

зрения,

с

которой

не

согласен.

Будь

выдержанным.

Не

перебивай

выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а

не криком. Старайся не навязывать своего мнения.

6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать

свою неправоту.

7. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому

пути постижения истины.

Начинать

диспут

целесообразно

с

предложения

прокомментировать

какой-либо факт, высказывание, видео (кино) фрагмент. Например, можно

использовать

при

проведении

диспута

следующий

факт:

«48-летний

американец Рональд Джонсон, спасая жизнь чужой девочки, отдал ей часть

своего легкого…».

В соответствии с этим он и начинает речь, но ее ход зависит во многом

от активности собеседников. Активность участников диспута, их творческая

деятельность,

приводящая

к

самостоятельному

решению

обсуждаемых

вопросов,

может

стимулироваться

эвристическими

приемами

ведущего

диспута или обучающего (наводящие вопросы, оценочные и побуждающие

реплики). Активность учащегося через его участие в обсуждении проблем,

представляющих для него интерес.

В целях овладения школьниками культурой диспута можно предложить

ряд словесных клише:

Я согласен (согласна), потому что...

Я не согласен (не согласна), потому что...

Я выражаю особое мнение, так как... (Г. Плоткин)

В качестве своеобразного исключения из правил может рассматриваться

диспут на тему: «Что первично: чепуха или белиберда?». Такая постановка

проблемы обсуждения рассчитана на достаточно интеллектуальный состав

воспитанников и служит развитию мышления и устной речи при обсуждении

абстрактного и изначально бессмысленного вопроса.

Дискуссия

Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-

либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде

решения. Различают следующие разновидности дискуссии: «круглый стол»,

«заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное

заседание»,

«техника

аквариума»

(М.В.

Кларин).

В

отличие

от

диспута,

дискуссия

более

структурированное

взаимодействие,

требующее,

как

правило, определения победителя словесного соревнования. С.В. Светенко

так

формулирует

педагогические

возможности

этой

формы

совместной

деятельности:

развитие

логического

и

критического

мышления,

умений

устной

речи

и

публичного

выступления,

умений

саморегуляции,

формирование

коммуникативной

толерантности,

опыта

взаимодействия,

сопричастность

к

решению

проблем

политической,

экономической

и

культурной жизни общества. Участниками дебатов являются две команды

оппонентов

(утверждающая

сторона

и

опровергающая

сторона),

судьи,

таймкипер

(следит

за

соблюдением

временного

регламента).

В

модели

парламентских дебатов утверждающая команда называется правительством, а

опровергающая

оппозицией.

Роли

внутри

команд

распределены

так:

премьер

министр

и

член

правительства,

лидер

и

член

оппозиции.

Вся

структура игры представляет собой порядок речей:

Премьер-министр – конструктивная речь– 7 минут,

Лидер Оппозиции – конструктивная речь– 8 минут

Член Правительства – конструктивная речь – 8 минут

Член Оппозиции – конструктивная речь – 8 минут

Лидер Оппозиции – опровержение – 4 минут

Премьер-министр – опровержение – 5 минут.

Предметом обсуждения является предлагаемый правительством проект

решения той или иной проблемы (называемый кейсом), оппозиция должна

опровергнуть

представленный

кейс.

В

конструктивных

речах

ораторы

приводят

аргументы,

в

опровержениях

новые

аргументы

приводить

запрещается. В любое время за исключением первой и последней минуты

первых четырех речей и в течение последних двух речей разрешены вопросы.

Хотя формально времени на подготовку не выделяется. Однако, судья имеет

право делать одно- или двухминутный перерыв перед каждой речью. Судья

должен объявлять каждое выступление перед его началом и благодарить

каждого

участника

после

его

речи.

Критерием

оценки

команд

является

качество утверждения своих аргументов и ответов на аргументы оппонентов.

Созерцание-размышление

Созерцание–размышление. «Яблоня

возможностей»

предполагает

самостоятельное

осмысление

проблемы

выбора,

эту

форму

хорошо

использовать как средство проблематизации перед началом нового учебного

года, когда проблема формулируется так: «Что мне может дать будущий

учебный год?», или наоборот, «Что мне дал прошедший год?». «Яблоня

возможностей»

может

использоваться

в

практике

работы

классного

руководителя и в свете введения профильной подготовки.

Для

проведения

мероприятия

выбирается

небольшое

закрытое

помещение.

В

его

центре

устанавливается

дерево

с

висящими

на

нем

«яблоками», выполненными из бумаги. На оборотной стороне каждого яблока

имеется надпись, формулирующая возможность – определенный «успех»,

который можно достичь при участии в большой игре.

Каждый участник

рассматривал

яблоки,

не

переговариваясь

при

этом

с

другими.

Присутствующий педагог может только лаконично отвечать на адресованные

ему вопросы. Рассмотрев яблоки, подросток имеет право выбрать наиболее

привлекательное и унести его с собой. В случае, если участник не находит

привлекательных вариантов, он может придумать свой и надписать его на

оборотной стороне «чистого» яблока. Чтобы сформировать у воспитанников

состояние сосредоточенности, настроить их на созерцание и осмысление

предложенных вариантов участия в совместной деятельности, целесообразно

использовать

особенности освещения, музыкальное оформление, а также

ритуальные моменты. Так, момент входа в помещение может быть оформлен

как ритуальное действие с предметами, символизирующими разные пути в

достижении

цели.

После

проведения

«Яблони

возможностей»

можно

провести огонек или другой вариант беседы.



В раздел образования