Напоминание

"Развитие творческого мышления при изготовлении аксессуаров в технике канзаши"


Автор: Балабаева Оксана Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦРТД и Ю "Радуга"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Развитие творческого мышления при изготовлении аксессуаров в технике канзаши"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

Центр развития творчества детей и юношества «Радуга»

Отдел: «Декоративно – прикладного творчества»

План – конспект открытого занятия

Тема: «Развитие творческого мышления при

изготовлении аксессуаров в технике канзаши»

Разработал:

руководитель объединения

«Моделирование одежды», педагог д/о

Балабаева Оксана Михайловна

г. Воронеж

План – конспект занятия

( 3 - й год обучения)

Раздел: практические занятия по развитию творческих способностей.

Тема: «Развитие творческого мышления при изготовлении аксессуаров

в технике канзаши».

Ц е л ь

з а н я т и я : ознакомить

воспитанниц

с

технологической

последовательностью

изготовления

аксессуара

(резинки

для

волос)

в

технике канзаши.

Задачи:

1.

Образовательные:

Дать историческую справку;

Дать знания о технологии обработки цветка в технике канзаши;

Сформировать

умения

и

навыки

в

области

обработки

цветка,

изготовленного в технике канзаши, с применением их на практике;

Расширить кругозор воспитанников в процессе изучения темы;

2.

Развивающие:

развивать интеллектуальное мышление;

умение пользоваться ранее изученным материалом, технологическими

понятиями, ИТК;

развивать

воображение,

творческую

фантазию,

эстетический

вкус,

мануальную ловкость рук, память;

3.

Воспитательные:

воспитывать чувство взаимопомощи, взаимопонимания,

приучать к самостоятельности, к самоконтролю;

аккуратности при обработке швейных изделий;

воспитывать собранность, усидчивость, внимательность, терпение;

бережное отношение к рабочим инструментам и оборудованию,

обязательное соблюдение Т.Б.;

прививать способность к принятию самостоятельных решений и

формированию активной жизненной позиции;

Методы обучения:

словесные: объяснение, беседа;

наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ трудовых приемов;

практические

проверка знаний и умений

Объект работы: цветок, ИТК, вопросы на карточках;

Наглядно – иллюстративный материал: образцы лепестков, готовые

изделия, выполненные в технике канзаши;

2

Дидактический

материал:

инструкционно

технологическая

карта

(ИТК), кроссворд;

Оборудование,

инструменты,

приспособление,

материалы:

рабочий

стол, ножницы, линейка, мыло, игла, катушка ниток, пинцет, зажигалка;

Тип занятия: комбинированный;

Время: 2 академических часа (2 по 40 мин.);

План

1.

Организационный момент (3 мин.):

Проверка явки воспитанников;

Проверка готовности воспитанников к занятию;

2.

Вводный инструктаж (10 мин.):

Сообщение темы и цели занятия: разгадать кроссворд;

Повторение пройденного материала;

3.

Изложение нового материала (15 мин.):

Историческая справка;

Последовательность изготовления;

4.

Закрепление нового материала (10 мин.)

Вопросы на карточках

5.

Повторение организации рабочего места и технику безопасности

при выполнении ручных работ (3 мин.)

Устный опрос

6.

Самостоятельная работа воспитанников (30 мин.):

Выполнение изделия;

Текущий инструктаж, самоконтроль, целевые обходы;

7.

Заключительный инструктаж (10 мин.):

Сообщение о достижении цели занятия;

Оценка действий воспитанников на занятии;

Разбор типичных ошибок;

Рефлексия;

Сообщение темы следующего занятия;

Выдача домашнего задания;

Уборка рабочего места.

Ход занятия

3

Приветствие.

1. Организационный момент:

проверка явки воспитанников;

проверка готовности воспитанников к занятию;

2. Вводный инструктаж.

Начертить кроссворд на доске, раздать ИТК.

Разгадать кроссворд (зашифрованное слово по горизонтали – название

техники, в которой будет изготовляться наш аксессуар).

Т

Н

Е

М

А

И

К

Т

П

Р

Е

А

О

Р

Ц

С

К

И

С

А

Л

К А Н З

А Ш И

И

А

Н

Г

М

Г

О

Л

О

Р

Р

А

Н

У

А

О

Д

К

Н

И

К

Тема

занятия: «Развитие

творческого

мышления

при

изготовлении

аксессуаров в технике канзаши».

Цель нашего занятия – ознакомиться с историей возникновения

данной техники, научиться технологически правильно изготовлять цветок

в технике канзаши, расширить кругозор в данной области.

На прошлом занятии, Вы сделали заготовки для цветка.

4

Для закрепления пройденного материала предлагается изготовить

лепесток в данной технике.

3.

Изложение нового материала.

Канзаши – это японское традиционное украшение для волос,

которое издавна носили женщины. Обычно их одевают вместе с

кимоно. Канзаши имеют интересную историю появления.

Все

началось

еще

в

1603

году,

когда

к

власти

пришел

клан

Токугава.

Тогда членам этого клана было принято решение уделить

особое

внимание

общему

состоянию

страны.

Япония

практически

перестала

сотрудничать

с

другими

странами

и

сосредоточилась

на

своей культуре и традициях. В начале следующего столетия в Японии

появляются первые гейши.

Существует мнение, что именно гейши придумали укладывать

свои волосы в различные интересные формы. До прихода к власти

клана

Токугава

традиционно

женщины

Японии

ходили

только

с

распущенными волосами.

Обычай украшать себя живыми цветами, в качестве защиты от

злых

духов,

появился

Японии

с

незапамятных

времен.

Правда,

сорванные цветы вянут, а сделанные из тончайшего шелка лепесточки,

посаженные на крепкий рисовый клей, передаются из поколения в

поколение.

Для

того,

чтобы

уложить

свои

волосы

гейшам

нужны

были

специальные заколки и шпильки, дабы создать ту форму, которая

нужна. Тогда не было никаких производств такого типа, поэтому все

заколки женщины делали самостоятельно из материалов, которые были

в то время. Помимо того, что заколка была сделана вручную, она

должна была быть красивой внешне и удобной, чтобы держать длинные

локоны.

Канзаши должны быть непросто такими, как хочет женщина, они

должны

строго

соответствовать статусу

женщины

и

ее

возрасту.

Глядя

на

женскую

прическу,

можно

было

сказать,

к

какому

социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или

одинока и, даже, сколько у нее детей.

В наше время женщины сочетают их с другими украшениями.

Тогда в древней Японии женщинам было запрещено украшать свое

тело, какими - либо украшениями. Единственное, что могла сделать

любая

японка,

это

украсить

свои

волосы.

Японский

традиционный

женский

костюм

не

допускал

наручных

украшений

и

ожерелий,

поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для

самовыражения - а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька

владелицы.

Зачастую

затраты

на

украшения

волос

превышали

стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно.

5

На гравюрах можно видеть – если присмотреться- как японки

запросто навешивали в свои прически до 20 дорогих канзаши.

Молодым

девушкам

считалось

уместным

носить

канзаши

с

большим количеством цветов. Женщины в возрасте, наоборот должны

использовать в канзаши поменьше цветков в украшении. Их можно

одевать на праздники, и для повседневной жизни.

В настоящее время, канзаши чаще всего носят невесты и те, кто

надевает

кимоно,

или

люди,

связанные

с

кимоно

ввиду

своей

профессии,

такие

как

гейши,

таю

и

юдзо

или

знатоки

японских

традиций,

на

японской

чайной

церемонии

и

во

время

создания

икебаны.

Однако

в

настоящее

время

наблюдается

возрождения

традиций

использовать

канзаши

среди

молодых

японских

женщин,

которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.

Есть ряд требований, какими должны быть канзаши:

1.

Они должны быть такого же цвета, как и кимоно;

2.

Должны соответствовать цвету глаз девушки;

3.

Соответствовать социальному статусу женщины;

4.

Соответствовать времени года.

Из чего должны изготовлять канзаши?

Если

говорить

про

традиционные

японские

канзаши,

то

их

можно

изготовить из любых материалов. Очень много девушек делают канзаши из

настоящего

дерева,

которое

впоследствии

покрывается

японским

лаком.

Также часто украшения для волос делают из золота или серебра. Встречаются

и

украшения,

которые

делают

из

настоящего

шелка,

панциря

черепахи.

Самыми дорогими и редкими считаются канзаши, которые были сделаны во

временя периода Эдо.

Современное канзаши уже давно не то, что было в эпоху Эдо. Его

сегодня

носят

как

с

кимоно,

так

и

с

деловым

костюмом,

что

является

вопиющим нарушением традиций.

Если

говорить

про

канзаши,

которые

делают

сегодня,

то

часто

изготовляют из не очень дорогостоящего материала, а также пластика. Все

декоративные цветы, которыми украшают канзаши, делаются из любой ткани

или

шелковых

лент,

джинсовой

ткани,

кожи,

и

даже

просто

из

дорогой

бумаги.

Таким образом, старинное искусство отлично приспособилось, живет и

развивается в современном мире.

Основа техники канзаши.

В основе технике хана – канзаши лежит складывание (цумами) квадратных

или прямоугольных кусочков ткани в форме округлых, продолговатых или

6

острых лепестков. Кусочки сложенного шелка (лепестки будущих цветов)

наклеиваются на основу.

Большинство видов хана – канзаши создается из двух типов лепестков –

острых и круглых.

Инструменты и материалы для цумами канзаши:

Ткань для лепестков и листьев (шелк, атласная лента, шифон, нейлон,

органза, креп – сатин, капрон);

Линейка, кусочек мыла или портновский карандаш для разметки ткани;

Ножницы;

Длинный пинцет для работы с мелкими деталями;

Иголка с ниткой для соединения лепестков;

Зажигалка или свеча для опаливания краев ткани и соединения деталей;

Фурнитура, бусины, пайетки, стразы, бисер по желанию;

Клей для соединения деталей и закрепления украшений на шпильках и

заколках.

Этапы изготовления цветка:

Выкроить 10 квадратов 5х5 см. 2 –х тонов и 10 квадратов более

светлого тона 2,5х2,5 см.

Опаливаем необработанные края зажигалкой, чтобы лента не

осыпалась.

Берем квадрат 2,5 х 2,5 и складываем его пополам в треугольник.

Затем загибаем уголки к центру.

Складываем заготовку пополам в обратную сторону. Данную

заготовку скрепить булавкой и отложить в сторону.

Квадрат темного цвета размером 5 х5 см. складываем пополам в

треугольник. Затем еще раз пополам в треугольник. То же самое

проделываем с большим квадратом другого цвета.

Складываем заготовки пополам, как бы оборачиваем маленькую

заготовку. В результате получаем такой лепесток.

Под небольшим углом обрезаем лишнюю ленту. Важно, чтобы в срез

попали все три цветные ленты.

Опаливаем срез зажигалкой, прижимаем запаянное место, чтобы

край был крепким и не расходился. Чтобы не обжечь руки,

прижимать лучше пинцетом.

Обрезаем нижний край, чтобы лепесток был ровным и мог

самостоятельно «стоять». Опаливаем срез.

Полученные лепестки (10 штук) нанизываем на нитку. Проверяем,

все лепестки расположены правильно, закрепляем нить и обрезаем

концы.

7

Выкраиваем капроновую ленту примерно 10 см., опаливаем

необработанные края ленты, чтобы она не осыпалась и собираем ее

на нить по середине.

Вставляем ленту в центр цветка и прикрепляем ее.

Аналогично предыдущим пунктам делаем острые лепестки из

капроновой ленты. Лишнее срезаем и опаливаем. Делаем 5 штук.

Берем резинку, небольшой кусочек тонкой атласной ленты и

вырезаем из фетра кружок диаметром приблизительно 3,5 см.

В центре круга из фетра делаем небольшой разрез. Лентой

оборачиваем резинку и края ленты вкладываем в разрез в кружке

приклеиваем края ленты.

Обильно смазываем круг клеем и прикрепляем базовый цветок.

Оставшиеся 5 лепестков вклеиваем между каждыми двумя

лепестками базового цветка.

В серединку крепим красивую полубусину (стразу, пуговку, бисер и

пр.)

4.

Закрепление нового материала.

Ответы на вопросы карточек:

1.

Из какой страны произошла техника канзаши?

2.

Как правильно носить канзаши?

3.

Из чего должны изготовлять канзаши?

4.

Что можно сказать о японской женщине глядя на ее прическу?

5.

С каким японским искусством можно сравнить технику канзаши?

6.

Что лежит в основе техники канзаши?

7.

Перечислите основные требования, какими должны быть канзаши?

8.

Перечислите, куда и кто в настоящее время чаще всего носят канзаши?

5. Повторение Т.Б. при выполнении ручных работ:

Вопросы к воспитанникам:

Перечислите,

какие

правила

Т.Б.

необходимо

соблюдать

при

выполнении ручных работ?

Какие правила Т.Б. необходимо соблюдать при работе с горящей

свечой (с зажигалкой)?

Перерыв 10 мин.

6. Самостоятельная работа воспитанников

:

Самостоятельная работа по изготовлению аксессуара – на время;

8

Текущее инструктирование педагогом возникающих проблем при

выполнении работы.

Проверка

соблюдения

установленного

порядка

работы

и

организации рабочего места воспитанниками;

Проверка правильности, выполнения приемов, изготовления цветка;

Проверка

соблюдения

Т.

У.

технологической

последовательности

выполнения работы;

Проверка правильности пользования инструментами и учебной –

технической документацией;

Контроль качества выполнения операций, предупреждение ошибок;

Проверка соблюдения воспитанниками Т. Б.;

Прием учебных работ воспитанников.

7.

Заключительный этап занятия:

Сообщение о достижении цели занятия;

Анализ

выполнения

работы

группой

в

целом

и

отдельными

воспитанниками; Выставка работ;

Разбор типичных ошибок, характерных недостатков, допущенных

при обработке, указание путей их предупреждения;

Анализ соблюдения ТБ, организация рабочего места;

Рефлексия – опрос воспитанников о впечатлениях от занятия;

Сообщение темы следующего занятия;

Домашнее задание;

Уборка рабочего места.

Инструкция по технике безопасности при ручных работах:

Рабочее место должно содержаться в порядке;

Каждый учащийся должен иметь свою коробочку;

При работе с иглой обязательно пользоваться наперстком. Следить

за тем, чтобы на наперстке не было вмятин и проколов;

При работе применять только исправные иглы;

Сломанные иглы необходимо завернуть в бумагу и выбросить;

Категорически запрещается - иглы и булавки брать в рот, класть в

карманы одежды, оставлять иглы вколотыми в одежду;

Хранить

иглы

и

булавки

в

специально

отведенном

месте

игольнице;

Ножницы

класть,

только,

сомкнув

лезвия.

Подавать

ножницы,

исключительно вперед кольцами

9



В раздел образования