Автор: Спиридонова Полина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №200"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: проект
Тема: "Мы - маленькие волшебники"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 200»
города Чебоксары, Чувашской Республики
Педагогический проект
«Мы – маленькие волшебники».
Разработал:
воспитатель
Спиридонова Полина Николаевна
1 квалификационная категория
Чебоксары - 2016г.
Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок
приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных
учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем
дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской
деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное
развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей
для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его
индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной
деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому
подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы,
включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с
окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками,
языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком,
водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду
предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и
т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения
представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего
дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к
проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи:
1.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
2.
Развивать собственный познавательный опыт.
3.
Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
4.
Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
5.
Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой
кругозор.
Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации
задач проекта:
проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной
деятельности;
проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
формулирование проблемы;
определение актуальности, цели и задач;
подбор методической и художественной литературы;
подбор опытов по данному возрасту;
подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
организация предметно-развивающей среды,
проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
индивидуальная работа с детьми,
самостоятельная экспериментальная деятельность,
подвижные игры,
чтение художественной литературы,
беседы,
продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– практики игрового
взаимодействия,
Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».
Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».
Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко,
– познания мира и
самопознания,
– коммуникативные
практики
мяч, колесо и т.д.»
Проблемные ситуации:
«Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая
совком и не рассыпая песок»
«Как и почему вода льётся?»
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».
Д/и «Догони свою тень»
Познавательное развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
– Интеграция к.п.:
– познания мира и
самопознания,
– свободные практики
детской деятельности,
– коммуникативные
практики,
– идентификации и
взаимодействия ребёнка с
окружающим социумом.
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Надувание мыльных пузырей»,
«Морской бой»,
«Запираем воздух в шарик»,
«Движение воздуха»,
«Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под
воздействием температуры»,
«У воды нет вкуса и запаха»,
«Прозрачная вода»,
«Пар тоже вода»,
«Вода без формы»,
«Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
«Как убедиться что вода прозрачная»
«Бумага и вода»,
«Сравнение бумаги»,
«Может ли бумага быть опасной»
«Лёгкий – тяжёлый»
Игры с воздушным шариком и соломинкой
Игры-экспериментирования:
«Умный нос»,
«Язычок помощник»
Игра-опыт «Цветные льдинки»
Игра – опыт со снежинками
Исследование:
«Что в коробке?», «Что в пакете?»
«Прокати шарик»
Эксперимент «Послушный ветерок»
Речевое развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– коммуникативные
практики,
– познания мира и
самопознания
Беседы:
«Волшебный воздух»
«Что ты знаешь о себе»
«Зачем нужна вода?»
«Что бывает из бумаги»
«О значении света»
Чтение:
стихотворение «Воздух»
Пермяк Е. «Про нос и язык».
Бойко Т.«Солнышко»
Сказка «В гостях у солнышка»
Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
К.Ушинский «Солнце и радуга»
Эвристические беседы:
«На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба,
салфетка?»
«В какой пище есть вода?»
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– познания мира
и – самопознания,
Теневой театр
«Сказка о глупом мышонке»
«Раскрасим радугу»
«Волшебная кисточка»
– свободные практики
детской деятельности
«Обведём ладошку и украсим её».
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).
Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).
Лепка «Воздушный шарик»
.
Физическое развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– здорового образа жизни,
– практики игрового
взаимодействия
Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».
Подвижные игры:
«Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!»,
«Беги туда, куда дует ветерок»
Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок»,
«Прогони шмеля»
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».
Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.
Физкультминутка «Радуга-дуга».
Игра м/п: «Холодно-жарко».
Взаимодействие с родителями
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– познания мира и
самопознания,
– коммуникативные
практики
Ознакомление родителей с целью проекта и
видамисовместной деятельности для его успешной
реализации.
Организация совместной с детьми деятельность в домашних
условиях:
проводят дома с детьми простые опыты.
изготавливают поделки из бумаги.
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно
делать для поддержания интереса детей к познавательному
экспериментированию».
Рекомендовать родителям ознакомится с методическим
материалом: «Роль семьи в развитии познавательных
интересов дошкольника».
Привлекать родителей к пополнению центра
экспериментирования новой познавательной литературой.
Распределение деятельности по центрам активности
Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру
«Сказка о глупом мышонке».
Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов,
необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов,
бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для
теневого театра).
Результаты реализации проекта (итог):
Расширилось содержание культурных практик детей:
проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной
деятельности
проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к
взаимопомощи.
активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации
проекта.
проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных
интересов дошкольника»
оформлена картотека опытов для практической деятельности.
организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.