Напоминание

Организация профилактической работы с учащимися и семьями, находящихся в социально опасном положении.


Автор: Панова Маргарита Яковлевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: г. Колпашево Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация профилактической работы с учащимися и семьями, находящихся в социально опасном положении.
Раздел: полное образование





Назад




«Организация профилактической работы с учащимися и семьями,

находящихся в социально опасном положении».

С

каждым

годом

растет

детская

безнадзорность,

беспризорность,

преступность,

увеличивается число семей, находящихся в социально опасном положении, кризисных или

асоциальных

семей,

таким

образом

с

каждым

годом

увеличивается

число

учащихся,

находящихся в социально опасном положении.

В школьный банк данных вошли сведения о различных категориях подростков: учащиеся,

состоящие

на

ВШУ,

В

ОДН

и

КДН

и

ЗП,

опекаемые

дети,

дети-

инвалиды,

семьи,

находящиеся в социально опасном положении.

Трудный подросток, как правило живет в трудной семье. В таких семьях проблемы детей

связаны с проблемами подростка. Это не только работа непосредственно с ребенком, но и с

его семьей.

Свою работу начинаю с изучения психолого-педагогических особенностей ребенка: беседы

с классным руководителем, учителями-предметниками о ребенке, который поставлен на

профилактический учет.

Второй этап – это знакомство с самим подростком. В индивидуальной беседе устанавливаю

с

ним

контакт,

создаю

доверительную

атмосферу.

Во

время

беседы

узнаю

настроение

подростка,

его

любимые

занятия

и

предметы,

вызывающие

затруднения,

о

его

семье,

родителях и друзьях, провожу анкетирование и тестирование. В классе, где учится подросток

провожу диагностику- социометрию. Анализ полученной информации, позволяет сделать

вывод - почему учащийся оказался в социально опасном положении.

Третий этап – посещение семьи, это дело сложное, тонкое, исключающее поспешность.

Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться

поведать о своих бедах. Находясь дома, в привычной атмосфере родители более открыты,

уверенны,

добродушны.

Беседу

начинаю

со

слов:

«Давайте

вместе

подумаем,

чем

вам

помочь. Хотите ли вы что-то исправить в сложившейся ситуации, изменить в своем доме?».

Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству социального педагога,

школы

и семьи. В ходе беседы с родителями выясняю индивидуальные особенности

ребенка, состав семьи, материальное положение и другие особенности данной семьи и

ребенка.

На этом этапе провожу анкетирование семьи. На основе анкеты заполняю «Учетную карту

учащегося, поставленного на внутришкольный учет», где учитываются жилищно-бытовые

условия, психолого-педагогические особенности подростка, занятость во внеурочное время,

его интересы, круг общения. В карте совместно с классным руководителем фиксирую всю

профилактическую работу с ребенком и семьей. Связь с семьей, с которой только-только

налаживаются

контакты,

обязательно

должна

быть

систематической,

постоянной,

а

не

эпизодической или периодической, поэтому визит в семью повторяю через несколько дней.

Мало, что изменилось с первой встречи. Не надо строить иллюзий, что приход педагога с

инспектором

в

одночасье

изменит

семью

настолько,

что

взрослые

перестанут

вести

аморальный образ жизни. Используя личностно-деятельностный подход, даю ориентиры

семье и помогаю ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы.

В результате всей проделанной работы совместно с классным руководителем разрабатываем

программу

индивидуально

профилактической

работы

с

учащимся.

На

данном

этапе

составляю план взаимодействия со специалистами

органов системы профилактики

и

отслеживаю исполнение их действий до конечного результата.

Для примера приведу работу с семьей Р. Юлии.

Семья состоит из четырех человек: мать, отец, дочь Юля –ученица 7 класса, сын Дима –

ученик

4

класса.

Семья

находится

в

социально

опасном

положении,

родители

злоупотребляют спиртными напитками. Семья и Юлия стоят на ВШУ, на учете в КДН и ЗП,

в

ОДН.

В

третьей

четверти

Юля

не

приступила

к

занятиям.

При

посещении

семьи

выяснилось, что родители начали пить еще до Нового года, в доме холодно, дров нет,

продуктов питания в наличии нет. Через КДН и ЗП Диму и Юлю поместили в приют.

Мною был составлен план дальнейших действий:

1.

Направлены ходатайство в КДН и ЗП, ОДН о привлечении родителей к

ответственности за не выполнение своих родительских обязанностей по воспитанию

и содержанию своих детей.

2.

В органы системы профилактики направлены служебные сообщения, о возможном

нарушении прав детей.

3.

Беседа с родителями о дальнейшем пребывании детей в семье.

4.

Специалистами ЦСПН СД родителям были предъявлены обязательные условия для

возвращение детей в семью: лечение родителей от алкоголизма, дальнейшее

трудоустройство, приведение квартиры в порядок.

5.

Патронаж семьи совместно с инспектором ОДН.

По итогам проделанной работы получили следующие результаты:

- на родителей было возбуждено уголовное дело по ст.156 УК РФ. Неисполнение

обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

- родители навели порядок в доме.

- родители проходят курс лечения у нарколога, отец вышел на работу.

Через месяц дети вернулись в семью.

На данном примере видно, как осуществилась координация совместной деятельности

социального

педагога,

классного-руководителя,

учителей-предметников,

школьного

психолога и специалистов органов системы профилактики.

Вместе с положительным, есть и отрицательные примеры, где все наши совместные

усилия по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении не приносят

положительного результата.

Особенно большие трудности представляют семьи, в которых родители пьют, и даже если

пьянство

не

имеет

зависимой

формы,

а

выражаются

в

застольях,

периодическом

употреблении спиртного, в такой семье ребенку дискомфортно.

Самым опасным для воспитания подростка в такой семье становится непонимание

родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Поэтому при

посещении

провожу

с

родителями

индивидуальные

беседы.

Практика

говорит

об

эффективной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся, если родители

обращаются со своими проблемами

к наркологу, это уже большой плюс, что подростки

обретут нормальные семьи.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении находятся на контроле у Совета по

профилактике. Для таких семей провожу семейное консультирование, помогаю родителям

понять содержание семейного воспитания и свои функции в нем. Даю конкретные советы

родителям по устранению безнадзорности ребенка в семье, приучению его к разумной

организации

жизнедеятельности,

выполнению

правил

поведения,

по

нормализации

обстановки в семье и перестройки семейных отношений. Работа ведется через социально-

педагогические консультации, индивидуальные беседы с детьми и родителями, родительские

собрания, посещения на дому.



В раздел образования