Автор: Панова Маргарита Яковлевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: г. Колпашево Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация профилактической работы с учащимися и семьями, находящихся в социально опасном положении.
Раздел: полное образование
«Организация профилактической работы с учащимися и семьями,
находящихся в социально опасном положении».
С
каждым
годом
растет
детская
безнадзорность,
беспризорность,
преступность,
увеличивается число семей, находящихся в социально опасном положении, кризисных или
асоциальных
семей,
таким
образом
с
каждым
годом
увеличивается
число
учащихся,
находящихся в социально опасном положении.
В школьный банк данных вошли сведения о различных категориях подростков: учащиеся,
состоящие
на
ВШУ,
В
ОДН
и
КДН
и
ЗП,
опекаемые
дети,
дети-
инвалиды,
семьи,
находящиеся в социально опасном положении.
Трудный подросток, как правило живет в трудной семье. В таких семьях проблемы детей
связаны с проблемами подростка. Это не только работа непосредственно с ребенком, но и с
его семьей.
Свою работу начинаю с изучения психолого-педагогических особенностей ребенка: беседы
с классным руководителем, учителями-предметниками о ребенке, который поставлен на
профилактический учет.
Второй этап – это знакомство с самим подростком. В индивидуальной беседе устанавливаю
с
ним
контакт,
создаю
доверительную
атмосферу.
Во
время
беседы
узнаю
настроение
подростка,
его
любимые
занятия
и
предметы,
вызывающие
затруднения,
о
его
семье,
родителях и друзьях, провожу анкетирование и тестирование. В классе, где учится подросток
провожу диагностику- социометрию. Анализ полученной информации, позволяет сделать
вывод - почему учащийся оказался в социально опасном положении.
Третий этап – посещение семьи, это дело сложное, тонкое, исключающее поспешность.
Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться
поведать о своих бедах. Находясь дома, в привычной атмосфере родители более открыты,
уверенны,
добродушны.
Беседу
начинаю
со
слов:
«Давайте
вместе
подумаем,
чем
вам
помочь. Хотите ли вы что-то исправить в сложившейся ситуации, изменить в своем доме?».
Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству социального педагога,
школы
и семьи. В ходе беседы с родителями выясняю индивидуальные особенности
ребенка, состав семьи, материальное положение и другие особенности данной семьи и
ребенка.
На этом этапе провожу анкетирование семьи. На основе анкеты заполняю «Учетную карту
учащегося, поставленного на внутришкольный учет», где учитываются жилищно-бытовые
условия, психолого-педагогические особенности подростка, занятость во внеурочное время,
его интересы, круг общения. В карте совместно с классным руководителем фиксирую всю
профилактическую работу с ребенком и семьей. Связь с семьей, с которой только-только
налаживаются
контакты,
обязательно
должна
быть
систематической,
постоянной,
а
не
эпизодической или периодической, поэтому визит в семью повторяю через несколько дней.
Мало, что изменилось с первой встречи. Не надо строить иллюзий, что приход педагога с
инспектором
в
одночасье
изменит
семью
настолько,
что
взрослые
перестанут
вести
аморальный образ жизни. Используя личностно-деятельностный подход, даю ориентиры
семье и помогаю ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы.
В результате всей проделанной работы совместно с классным руководителем разрабатываем
программу
индивидуально
профилактической
работы
с
учащимся.
На
данном
этапе
составляю план взаимодействия со специалистами
органов системы профилактики
и
отслеживаю исполнение их действий до конечного результата.
Для примера приведу работу с семьей Р. Юлии.
Семья состоит из четырех человек: мать, отец, дочь Юля –ученица 7 класса, сын Дима –
ученик
4
класса.
Семья
находится
в
социально
опасном
положении,
родители
злоупотребляют спиртными напитками. Семья и Юлия стоят на ВШУ, на учете в КДН и ЗП,
в
ОДН.
В
третьей
четверти
Юля
не
приступила
к
занятиям.
При
посещении
семьи
выяснилось, что родители начали пить еще до Нового года, в доме холодно, дров нет,
продуктов питания в наличии нет. Через КДН и ЗП Диму и Юлю поместили в приют.
Мною был составлен план дальнейших действий:
1.
Направлены ходатайство в КДН и ЗП, ОДН о привлечении родителей к
ответственности за не выполнение своих родительских обязанностей по воспитанию
и содержанию своих детей.
2.
В органы системы профилактики направлены служебные сообщения, о возможном
нарушении прав детей.
3.
Беседа с родителями о дальнейшем пребывании детей в семье.
4.
Специалистами ЦСПН СД родителям были предъявлены обязательные условия для
возвращение детей в семью: лечение родителей от алкоголизма, дальнейшее
трудоустройство, приведение квартиры в порядок.
5.
Патронаж семьи совместно с инспектором ОДН.
По итогам проделанной работы получили следующие результаты:
- на родителей было возбуждено уголовное дело по ст.156 УК РФ. Неисполнение
обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.
- родители навели порядок в доме.
- родители проходят курс лечения у нарколога, отец вышел на работу.
Через месяц дети вернулись в семью.
На данном примере видно, как осуществилась координация совместной деятельности
социального
педагога,
классного-руководителя,
учителей-предметников,
школьного
психолога и специалистов органов системы профилактики.
Вместе с положительным, есть и отрицательные примеры, где все наши совместные
усилия по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении не приносят
положительного результата.
Особенно большие трудности представляют семьи, в которых родители пьют, и даже если
пьянство
не
имеет
зависимой
формы,
а
выражаются
в
застольях,
периодическом
употреблении спиртного, в такой семье ребенку дискомфортно.
Самым опасным для воспитания подростка в такой семье становится непонимание
родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Поэтому при
посещении
провожу
с
родителями
индивидуальные
беседы.
Практика
говорит
об
эффективной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся, если родители
обращаются со своими проблемами
к наркологу, это уже большой плюс, что подростки
обретут нормальные семьи.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении находятся на контроле у Совета по
профилактике. Для таких семей провожу семейное консультирование, помогаю родителям
понять содержание семейного воспитания и свои функции в нем. Даю конкретные советы
родителям по устранению безнадзорности ребенка в семье, приучению его к разумной
организации
жизнедеятельности,
выполнению
правил
поведения,
по
нормализации
обстановки в семье и перестройки семейных отношений. Работа ведется через социально-
педагогические консультации, индивидуальные беседы с детьми и родителями, родительские
собрания, посещения на дому.