Авторы: Полторацкая Елена Анатольевна, Микерова Галина Георгиевна
Должность: магистрант и профессор, доктор педагогических наук
Учебное заведение: Кубанского государственного университета
Населённый пункт: г. Краснодара
Наименование материала: Статью
Тема: "Эстетическое отношение к окружающей действительности: генезис понятий в педагогической науке"
Раздел: высшее образование
Эстетическое отношение к окружающей действительности: генезис
понятия в педагогической науке
Полторацкая Елена Анатольевна
магистрант Кубанского государственного университета,
факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,
профиль «Теория и методика начального языкового образования»
г. Краснодар, Россия
Микерова Галина Георгиевна
профессор, доктор педагогических наук,
Кубанский государственный университет,
факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,
кафедра «Теория и методика начального языкового образования»
г. Краснодар, Россия
Эстетика – слово греческого происхождения, означающее «имеющий
отношение
к
чувственному
восприятию».
Эстетика
как
наука
прошла
длительный путь развития. Первые попытки творчески осмыслить природу
эстетического
отношения
человека
к
действительности
и
выявить
закономерности
художественного
творчества
относятся
еще
ко
временам
возникновения рабовладельческого общества. Эстетические суждения уже
содержались в древних литературных памятниках Индии, Китая, Вавилона.
Но наиболее развитой эстетическая мысль считается в античной Греции, где
подобного
рода
знания
являлись
неотъемлемой
частью
различных
философских систем.
В средневековье эстетическая мысль развивалась в контексте теологии,
в
эпоху
Возрождения
эстетические
взгляды
разрабатывались
в
сфере
художественной практики, в XVII и XVII веках – на основе художественной
критики
и
публицистики.
Этап
немецкой
классической
эстетики
ознаменовался потребностью в выделении и систематизации представлений,
идей,
связанных
с
эмоционально-чувственным,
ценностным
отношением
человека к действительности, природе, обществу, искусству. Это привело к
становлению
самостоятельной
науки
эстетики,
родоначальником
которой
считается
Л.
Баумгартен.
Он
не
только
ввел
в
научный
обиход
термин
«эстетика»,
но
и
сделал
первую
попытку
определить
место
эстетики
в
системе философского знания.
Далее
формирование
предмета
эстетики,
ее
основных
категорий
и
понятий
проходило
под
влиянием
различных
философских
течений,
направлений,
школ.
Оставаясь
неотъемлемой
частью
структуры
философского знания, эстетика активно взаимодействовала с этикой. Такое
взаимовлияние обусловлено тем, что у этих наук общая направленность на
человека
как
на
объект
морально-эстетического
анализа
и
носителя
творческого потенциала.
Прежде всего, эстетика является наукой о чувственном познании, цель
которого
достигается
с
помощью
искусства.
Поэтому
оно
занимает
центральное место в структуре предмета эстетики. Искусство многогранно,
отражает жизнь в художественных образах, выражает эмоциональную оценку
явлений
жизни,
служит
средством
общения
людей,
удовлетворяет
эстетические
потребности
общества,
выступает
мощным
средством
воспитания.
Чувственное познание охватывает разные стороны действительности:
природу,
общество,
человека
и
его
деятельность
в
самых
различных
жизненных сферах. Такие всевозможные эстетические отношения (чувства,
переживания, наслаждения) относятся к общему понятию «эстетического»,
природу которого также изучает эстетика. С эстетическим освоением мира
неразрывно связана художественная деятельность. Но это не означает, что
следует отождествлять эстетическое и художественное, так как, во-первых,
эстетика охватывает гораздо больший круг явлений, чем художественное,
первое относится ко всей деятельности, второе – только к искусству. Во-
вторых, в искусстве выражено не только эстетическое начало – оно имеет и
познавательную, и нравственную, и идейно-политическую, и другие стороны.
Искусство существует в системе «Художник – Произведения искусства –
Воспринимающий субъект».
Эстетика уделяет внимание изучению всех трех звеньев этой системы,
выясняет
закономерности
творческого
процесса
и
особенно
–
принцип
взаимосвязи
мировоззрения
и
творческого
метода
художника;
исследует
структуру художественного произведения, соотношение в нем содержания и
формы; анализирует функционирование произведений искусства в обществе.
Рассмотрение
предмета
и
структуры
эстетики
дает
возможность
раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая,
методологическая,
гносеологическая,
познавательная,
формирующая.
Мировоззренческая
функция
эстетики
заключается
в
формировании
целостной
системы
идейно-эстетических
принципов,
которые
художник
воплощает
в
образ.
Мировоззрение
является
направляющим
творчества,
таланта;
способствует
осмыслению
их
законов;
теоретически
обобщает
художественную практику.
Методологическая
функция
раскрывается
в
основных
принципах
познания эстетических объектов, определяющих способы их исследования.
Гносеологическая (познавательная) функция позволяет овладеть основными
свойствами
и
законами
развития
эстетических
явлений,
познакомиться
с
эстетическими
концепциями,
а
с
помощью
художественного
языка
накапливать
и
передавать
знания
последующим
поколениям,
благодаря
чувственному восприятию расширять границы познания. Формирующая или
воспитательная функция способствует формированию эстетических взглядов,
идеалов,
представлений,
помогает
ориентироваться
в
мире
эстетических
ценностей,
вырабатывает
ценностные
представления,
которыми
люди
руководствуются в своей практической деятельности.
Эстетическое является не только исходной категорией эстетики как
науки, но и определяющей ее предмет во всех проявлениях: эстетическое
чувство, эстетическое отношение, эстетический вкус, эстетический идеал,
эстетическое сознание, эстетическая деятельность.
В
современной
эстетике
в
категорию
«эстетическое»
заложены
следующие фундаментальные идеи:
–
о
динамическом
единстве
универсального
развития
человеческой
деятельности и законов красоты;
–
о
взаимодействии
развития
производственных
сил
и
богатства
человеческой природы как самоцели;
– о взаимозависимости развития индивида и его духовного мира и
практического отношения к действительности;
–
об
особенностях
творческого
труда
в
условиях
необходимости
и
свободы.
Такое понимание сущности эстетического дает возможность по-новому
подойти к решению множества теоретических вопросов, особенно таких, как
природа
творческих
способностей
человека,
сущность
творчества,
происхождение искусства и его связь с продуктивным трудом, отношение ис-
кусства
к
действительности,
его
эстетические
функции
и
эстетическое
отношение человека к действительности.
Термин
«эстетика»
органически
связан
с
термином
«эстетическое
воспитание», которое означает процесс формирования у личности чувств в
области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с
художественным
отражением
действительности
в
сознании
и
чувствах
человека, с особенностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и
творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в
формировании
у
учащихся
способностей
полноценного
воспитания
и
правильного
понимания
прекрасного
в
искусстве
и
жизни,
в
выработке
эстетических понятий, вкусов и идеалов, в воспитании творческих задатков и
дарований в области искусства.
Поскольку
эстетическое
воспитание
осуществляется
с
помощью
искусства,
его
содержание
должно
охватывать
изучение
и
приобщение
учащихся различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке,
изобразительному
искусству.
Именно
этой
цели
служит
включение
в
программу
школьного
обучения
русского
языка
и
литературы,
изобразительного
искусства
и
музыки.
Существенной
стороной
эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в
природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не
менее
важной
стороной
содержания
эстетического
воспитания
является его направленность на личное развитие учащихся. Оно должно
охватывать
разные
стороны.
Прежде
всего,
необходимо
формировать
у
учащихся
эстетические
потребности
в
области
искусства,
в
постижении
художественных ценностей общества.
Существенным
компонентом
эстетического
воспитания
является
овладение
знаниями,
связанными
с
пониманием
искусства
и
умением
выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения
действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений
и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах
и
жанрах
искусства,
выработка
умения
анализировать
содержание
и
нравственно-эстетическую направленность искусства.
В.А.
Разумный
суть
эстетического
воспитания
видит
в
активном,
целенаправленном
формировании
и
совершенствовании
системы
эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую
обобщенно принято называть эстетической культурой [5].
Исключительно
велико
и
многообразно
влияние
искусства
как
важнейшего
элемента
красоты
и
эстетиче ского
отношения
к
действительности
на
человека.
Оно,
прежде
всего,
выполняет
большую
познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и
чувства личности, ее взглядов и убеждений.
В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеется
два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он
указал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель,
художник
–
образами,
картинами,
но
говорят
они
об
одном
и
том
же.
Экономист,
вооружаясь
статистическими
данными,
доказывает,
что
положение того или иного социального класса ухудшилось или улучшилось
вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с
помощью
образного,
художественного
изображения
действительности,
воздействуя
на
фантазию
и
воображение
читателей.
В
этой
связи
В.Г.
Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и
убеждений человека не меньше, чем наука.
Большую
роль
играет
искусство
и
эстетическое
воспитание
в
формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна
оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает
таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания
молодежи.
Предметом
эстетического
воспитания
в
широком
смысле
слова
является
эстетическое
отношение
к
действительности
и
искусство
как
высшая
форма
эстетической
деятельности.
Эстетическое
отношение
проявляется
через
эстетическое
сознание
и
эстетическую
деятельность.
Эстетическое сознание складывается из таких феноменов как:
–
эстетическое
восприятие
(схватывание
особого,
эстетического
аспекта реального мира);
– эстетический вкус (система ценностных предпочтений и идеалов
личности);
– эстетические концепции (теоретически осмысленный эстетический
опыт).
Эстетическая деятельность личности представляет собой воплощение
ценностных
представлений
сознания
в
практике
жизни.
Существуют
различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы,
отношений),
а
также
специализированная
эстетическая
деятельность
–
искусство.
Эстетическое
отношение
к
действительности
демонстрирует
свободу
человеческого
духа
по
отношению
к
материи,
индивида
по
отношению
к
социуму,
единичного
и
неповторимого
по
отношению
к
типовому.
Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением,
необыкновенно
привлекательна.
Здесь
есть
возможность
творить
новую
реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не
законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна
благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную
видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с
материалом и игрой собственных творческих сил.
Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией
особой
эстетической
потребности
–
видеть
и
строить
мир
по
законам
красоты.
Эстетическая
ценность
явления
–
это
не
утилитарная,
а
самая
широкая
общественно-практическая
значимость,
его
ценность
для
человеческого рода в целом. Красота – признак «очеловеченности» мира и
развитости самого человека, а эстетическое отношение к действительности –
специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на
уровне
конкретного
проявляются
общечеловеческие
ценности.
«Мир
прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) – это мир, в котором
человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.
Специфика эстетического отношения к действительности может быть
выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное
и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В
эстетическом переживании дается чувственное созерцание научной истины,
таким
образом,
обе
сферы
приобщают
человека
к
знанию,
к
неким
объективным закономерностям мироздания.
Научное
отношение
к
действительности
ха р а кт е р и зуе т с я
объективностью,
рациональностью
и
дифференцированным
объектом.
Однако
закономерности
действительности,
представляющие
ценность
для
человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство
прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое
отношение к действительности предполагает образное восприятие и образное
мышление. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам,
существующим
вне
и
независимо
от
познающего
их
субъекта,
то
эстетическое
отношение
несет
на
себе
отпечаток
человече ской
субъективности.
Это
не
знание
информации,
а
переживание
ценности.
Наконец,
если
наука
дифференцирована
на
множество
дисциплин,
исследующих
различные
срезы
действительности,
то
особенность
эстетического
отношения
к
действительности
в
том,
что
оно
позволяет
постичь объект в его целостности.
Итак, эстетическое отношение к действительности представляет собой
бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в
уникальном
единственном
объекте
–
всеобщих
закономерностей
и
универсальных человеческих смыслов.
Список литературы:
1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа,
2002. – 511 с.
2. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства / А.И. Буров. – М.:
Просвещение, 1956. – 395 с.
3.Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы
дискуссий в эстетике / А.И. Буров. – М., 1975. – 175 с.
4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание / Н.А. Ветлугина, И.Л.
Дзержинская,
Т.Г.
Казакова
/
под
ред.
Н.А.
Ветлугиной.
—
М.:
Просвещение,2005. — 207с.