Напоминание

"Эстетическое отношение к окружающей действительности: генезис понятий в педагогической науке"


Авторы: Полторацкая Елена Анатольевна, Микерова Галина Георгиевна
Должность: магистрант и профессор, доктор педагогических наук
Учебное заведение: Кубанского государственного университета
Населённый пункт: г. Краснодара
Наименование материала: Статью
Тема: "Эстетическое отношение к окружающей действительности: генезис понятий в педагогической науке"
Раздел: высшее образование





Назад




Эстетическое отношение к окружающей действительности: генезис

понятия в педагогической науке

Полторацкая Елена Анатольевна

магистрант Кубанского государственного университета,

факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,

профиль «Теория и методика начального языкового образования»

г. Краснодар, Россия

Микерова Галина Георгиевна

профессор, доктор педагогических наук,

Кубанский государственный университет,

факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,

кафедра «Теория и методика начального языкового образования»

г. Краснодар, Россия

Эстетика – слово греческого происхождения, означающее «имеющий

отношение

к

чувственному

восприятию».

Эстетика

как

наука

прошла

длительный путь развития. Первые попытки творчески осмыслить природу

эстетического

отношения

человека

к

действительности

и

выявить

закономерности

художественного

творчества

относятся

еще

ко

временам

возникновения рабовладельческого общества. Эстетические суждения уже

содержались в древних литературных памятниках Индии, Китая, Вавилона.

Но наиболее развитой эстетическая мысль считается в античной Греции, где

подобного

рода

знания

являлись

неотъемлемой

частью

различных

философских систем.

В средневековье эстетическая мысль развивалась в контексте теологии,

в

эпоху

Возрождения

эстетические

взгляды

разрабатывались

в

сфере

художественной практики, в XVII и XVII веках – на основе художественной

критики

и

публицистики.

Этап

немецкой

классической

эстетики

ознаменовался потребностью в выделении и систематизации представлений,

идей,

связанных

с

эмоционально-чувственным,

ценностным

отношением

человека к действительности, природе, обществу, искусству. Это привело к

становлению

самостоятельной

науки

эстетики,

родоначальником

которой

считается

Л.

Баумгартен.

Он

не

только

ввел

в

научный

обиход

термин

«эстетика»,

но

и

сделал

первую

попытку

определить

место

эстетики

в

системе философского знания.

Далее

формирование

предмета

эстетики,

ее

основных

категорий

и

понятий

проходило

под

влиянием

различных

философских

течений,

направлений,

школ.

Оставаясь

неотъемлемой

частью

структуры

философского знания, эстетика активно взаимодействовала с этикой. Такое

взаимовлияние обусловлено тем, что у этих наук общая направленность на

человека

как

на

объект

морально-эстетического

анализа

и

носителя

творческого потенциала.

Прежде всего, эстетика является наукой о чувственном познании, цель

которого

достигается

с

помощью

искусства.

Поэтому

оно

занимает

центральное место в структуре предмета эстетики. Искусство многогранно,

отражает жизнь в художественных образах, выражает эмоциональную оценку

явлений

жизни,

служит

средством

общения

людей,

удовлетворяет

эстетические

потребности

общества,

выступает

мощным

средством

воспитания.

Чувственное познание охватывает разные стороны действительности:

природу,

общество,

человека

и

его

деятельность

в

самых

различных

жизненных сферах. Такие всевозможные эстетические отношения (чувства,

переживания, наслаждения) относятся к общему понятию «эстетического»,

природу которого также изучает эстетика. С эстетическим освоением мира

неразрывно связана художественная деятельность. Но это не означает, что

следует отождествлять эстетическое и художественное, так как, во-первых,

эстетика охватывает гораздо больший круг явлений, чем художественное,

первое относится ко всей деятельности, второе – только к искусству. Во-

вторых, в искусстве выражено не только эстетическое начало – оно имеет и

познавательную, и нравственную, и идейно-политическую, и другие стороны.

Искусство существует в системе «Художник – Произведения искусства –

Воспринимающий субъект».

Эстетика уделяет внимание изучению всех трех звеньев этой системы,

выясняет

закономерности

творческого

процесса

и

особенно

принцип

взаимосвязи

мировоззрения

и

творческого

метода

художника;

исследует

структуру художественного произведения, соотношение в нем содержания и

формы; анализирует функционирование произведений искусства в обществе.

Рассмотрение

предмета

и

структуры

эстетики

дает

возможность

раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая,

методологическая,

гносеологическая,

познавательная,

формирующая.

Мировоззренческая

функция

эстетики

заключается

в

формировании

целостной

системы

идейно-эстетических

принципов,

которые

художник

воплощает

в

образ.

Мировоззрение

является

направляющим

творчества,

таланта;

способствует

осмыслению

их

законов;

теоретически

обобщает

художественную практику.

Методологическая

функция

раскрывается

в

основных

принципах

познания эстетических объектов, определяющих способы их исследования.

Гносеологическая (познавательная) функция позволяет овладеть основными

свойствами

и

законами

развития

эстетических

явлений,

познакомиться

с

эстетическими

концепциями,

а

с

помощью

художественного

языка

накапливать

и

передавать

знания

последующим

поколениям,

благодаря

чувственному восприятию расширять границы познания. Формирующая или

воспитательная функция способствует формированию эстетических взглядов,

идеалов,

представлений,

помогает

ориентироваться

в

мире

эстетических

ценностей,

вырабатывает

ценностные

представления,

которыми

люди

руководствуются в своей практической деятельности.

Эстетическое является не только исходной категорией эстетики как

науки, но и определяющей ее предмет во всех проявлениях: эстетическое

чувство, эстетическое отношение, эстетический вкус, эстетический идеал,

эстетическое сознание, эстетическая деятельность.

В

современной

эстетике

в

категорию

«эстетическое»

заложены

следующие фундаментальные идеи:

о

динамическом

единстве

универсального

развития

человеческой

деятельности и законов красоты;

о

взаимодействии

развития

производственных

сил

и

богатства

человеческой природы как самоцели;

– о взаимозависимости развития индивида и его духовного мира и

практического отношения к действительности;

об

особенностях

творческого

труда

в

условиях

необходимости

и

свободы.

Такое понимание сущности эстетического дает возможность по-новому

подойти к решению множества теоретических вопросов, особенно таких, как

природа

творческих

способностей

человека,

сущность

творчества,

происхождение искусства и его связь с продуктивным трудом, отношение ис-

кусства

к

действительности,

его

эстетические

функции

и

эстетическое

отношение человека к действительности.

Термин

«эстетика»

органически

связан

с

термином

«эстетическое

воспитание», которое означает процесс формирования у личности чувств в

области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с

художественным

отражением

действительности

в

сознании

и

чувствах

человека, с особенностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и

творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в

формировании

у

учащихся

способностей

полноценного

воспитания

и

правильного

понимания

прекрасного

в

искусстве

и

жизни,

в

выработке

эстетических понятий, вкусов и идеалов, в воспитании творческих задатков и

дарований в области искусства.

Поскольку

эстетическое

воспитание

осуществляется

с

помощью

искусства,

его

содержание

должно

охватывать

изучение

и

приобщение

учащихся различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке,

изобразительному

искусству.

Именно

этой

цели

служит

включение

в

программу

школьного

обучения

русского

языка

и

литературы,

изобразительного

искусства

и

музыки.

Существенной

стороной

эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в

природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не

менее

важной

стороной

содержания

эстетического

воспитания

является его направленность на личное развитие учащихся. Оно должно

охватывать

разные

стороны.

Прежде

всего,

необходимо

формировать

у

учащихся

эстетические

потребности

в

области

искусства,

в

постижении

художественных ценностей общества.

Существенным

компонентом

эстетического

воспитания

является

овладение

знаниями,

связанными

с

пониманием

искусства

и

умением

выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения

действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений

и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах

и

жанрах

искусства,

выработка

умения

анализировать

содержание

и

нравственно-эстетическую направленность искусства.

В.А.

Разумный

суть

эстетического

воспитания

видит

в

активном,

целенаправленном

формировании

и

совершенствовании

системы

эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую

обобщенно принято называть эстетической культурой [5].

Исключительно

велико

и

многообразно

влияние

искусства

как

важнейшего

элемента

красоты

и

эстетиче ского

отношения

к

действительности

на

человека.

Оно,

прежде

всего,

выполняет

большую

познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и

чувства личности, ее взглядов и убеждений.

В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеется

два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он

указал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель,

художник

образами,

картинами,

но

говорят

они

об

одном

и

том

же.

Экономист,

вооружаясь

статистическими

данными,

доказывает,

что

положение того или иного социального класса ухудшилось или улучшилось

вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с

помощью

образного,

художественного

изображения

действительности,

воздействуя

на

фантазию

и

воображение

читателей.

В

этой

связи

В.Г.

Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и

убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую

роль

играет

искусство

и

эстетическое

воспитание

в

формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна

оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает

таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания

молодежи.

Предметом

эстетического

воспитания

в

широком

смысле

слова

является

эстетическое

отношение

к

действительности

и

искусство

как

высшая

форма

эстетической

деятельности.

Эстетическое

отношение

проявляется

через

эстетическое

сознание

и

эстетическую

деятельность.

Эстетическое сознание складывается из таких феноменов как:

эстетическое

восприятие

(схватывание

особого,

эстетического

аспекта реального мира);

– эстетический вкус (система ценностных предпочтений и идеалов

личности);

– эстетические концепции (теоретически осмысленный эстетический

опыт).

Эстетическая деятельность личности представляет собой воплощение

ценностных

представлений

сознания

в

практике

жизни.

Существуют

различные сферы эстетической деятельности (эстетика труда, быта, природы,

отношений),

а

также

специализированная

эстетическая

деятельность

искусство.

Эстетическое

отношение

к

действительности

демонстрирует

свободу

человеческого

духа

по

отношению

к

материи,

индивида

по

отношению

к

социуму,

единичного

и

неповторимого

по

отношению

к

типовому.

Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением,

необыкновенно

привлекательна.

Здесь

есть

возможность

творить

новую

реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не

законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна

благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную

видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с

материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией

особой

эстетической

потребности

видеть

и

строить

мир

по

законам

красоты.

Эстетическая

ценность

явления

это

не

утилитарная,

а

самая

широкая

общественно-практическая

значимость,

его

ценность

для

человеческого рода в целом. Красота – признак «очеловеченности» мира и

развитости самого человека, а эстетическое отношение к действительности –

специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на

уровне

конкретного

проявляются

общечеловеческие

ценности.

«Мир

прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) – это мир, в котором

человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.

Специфика эстетического отношения к действительности может быть

выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное

и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В

эстетическом переживании дается чувственное созерцание научной истины,

таким

образом,

обе

сферы

приобщают

человека

к

знанию,

к

неким

объективным закономерностям мироздания.

Научное

отношение

к

действительности

ха р а кт е р и зуе т с я

объективностью,

рациональностью

и

дифференцированным

объектом.

Однако

закономерности

действительности,

представляющие

ценность

для

человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство

прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое

отношение к действительности предполагает образное восприятие и образное

мышление. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам,

существующим

вне

и

независимо

от

познающего

их

субъекта,

то

эстетическое

отношение

несет

на

себе

отпечаток

человече ской

субъективности.

Это

не

знание

информации,

а

переживание

ценности.

Наконец,

если

наука

дифференцирована

на

множество

дисциплин,

исследующих

различные

срезы

действительности,

то

особенность

эстетического

отношения

к

действительности

в

том,

что

оно

позволяет

постичь объект в его целостности.

Итак, эстетическое отношение к действительности представляет собой

бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в

уникальном

единственном

объекте

всеобщих

закономерностей

и

универсальных человеческих смыслов.

Список литературы:

1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа,

2002. – 511 с.

2. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства / А.И. Буров. – М.:

Просвещение, 1956. – 395 с.

3.Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы

дискуссий в эстетике / А.И. Буров. – М., 1975. – 175 с.

4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание / Н.А. Ветлугина, И.Л.

Дзержинская,

Т.Г.

Казакова

/

под

ред.

Н.А.

Ветлугиной.

М.:

Просвещение,2005. — 207с.



В раздел образования