Автор: Терещенко Вячеслав Павлович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Комплексная детско-юношеская спортивная школа"
Населённый пункт: город Абакан,Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Характеристика младшего школьного возраста в развитии координационных способностей".
Раздел: дополнительное образование
Характеристика младшего школьного возраста в развитии
координационных способностей.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно
от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах.
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и
тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной
и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда-
его
большая
гибкость
и
подвижность,
открывающие
как
большие
возможности для правильного физического воспитания и занятий многими
видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии
нормальных
условий
физического
развития).
Вот
почему
соразмерность
мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом
и
партой
-
это
важнейшие
условия
нормального
физического
развития
ребенка,
его
осанки,
условия
всей
его
дальнейшей
работоспособности.
Энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая
мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких.
Поэтому
дети
более
способны к
сравнительно
сильным и
размашистым
движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими
точности.
Окостенение
фаланг
пясти
рук
заканчивается
к
девяти-
одиннадцати
годам,
а
запястья
-
к
десяти-двенадцати.
Если
учесть
это
обстоятельство,
то
становится
понятным,
почему
младший
школьник
нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него
быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно
длительно.
Перегружать
младших
школьников,
особенно
учащихся
I-II
классов,
письменными
заданиями
не
следуете.
Встречающееся
у
детей
желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не
улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.
У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью
мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому
диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что
является
важным условием
его
работоспособности. Вес головного
мозга
заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные
доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее
сложных функций психической деятельности человека.
Изменяется
взаимоотношение
процессов
возбуждения
и
торможения.
Торможение
(основа
сдерживания,
самоконтроля)
становится
более
заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще
очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная
и
разумная
дисциплина, систематичность требований взрослых являются
необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального
взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к
семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к
дисциплине, усидчивости и выдержке.
Таким
образом,
в
младшем
школьном
возрасте,
по
сравнению
сдошкольным,
происходит
значительное
укрепление
скелетно-мышечной,
системы,
относительно
устойчивой
становится
сердечно-сосудистая
деятельность,
большее
равновесие
приобретают
процессы
нервного
возбуждения
и
торможения.
Все
это
исключительно
важно
потому,
что
начало
школьной
жизни-
это
начало
особой
учебной
деятельности,
требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но
и
большой
физической
выносливости.
Происходит
функциональное
совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция
коры;
постепенно
изменяется
соотношение
процессов
возбуждения
и
торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-
прежнему
преобладает
процесс
возбуждения,
и
младшие
школьники
в
высокой степени возбудимы и импульсивны. Поступление в школу вносит
важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его
жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей
деятельностью
становится
отныне
учение,
важнейшей
обязанностью
–
обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд,
требующий
организованность,
дисциплину,
волевые
усилия
ребёнка.
Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить,
учиться, развиваться целых 11 лет.
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми
знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и
красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и
младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и
старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и
игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и
учению.
Основной
деятельностью,
его
первой
и
важнейшей
обязанностью
становится
учение
–
приобретение
новых
знаний,
умений
и
навыков,
накопление
систематических
сведений
об
окружающем
мире,
природе
и
обществе.
У
младших
школьников
продолжает
проявляться
присущая
детям
дошкольного
возраста
потребностъ
в
активной
игровой
деятельности,
в
движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго
сидеть
в
застывшей
позе,
любят
побегать
на
перемене.
Характерна
для
младших
школьников
и
потребность
во
внешних
впечатлениях;
первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя
сторона
предметов
или
явлений,
выполняемой
деятельности
(например,
атрибуты классного санитара - санитарная сумка, повязка с красным крестом
и т. п.).
С
первых
дней
обучения
в
школе
у
ребенка
появляются
новые
потребности: овладевать
новыми
знаниями, точно
выполнять
требования
учителя,
приходить
в
школу
вовремя
и
с
выполненными
заданиями,
потребность
в
одобрении
со
стороны
взрослых
(особенно
учителя),
потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой,
санитаром, командиром «звездочки» и т. д.).
Обычно
потребности
младших
школьников,
особенно
тех,
кто
не
воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность.
Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы
мешающих
ему
слушать
или
писать,
что
свидетельствует
о
его
озабоченности
личным
успехом
в
учении.
Постепенно
в
результате
систематической
работы
учителя
по
воспитанию
у
учащихся
чувства
товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную
направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были
хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать
друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших
школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей,
нарастающая роль общественного мнения.
Для
познавательной
деятельности
младшего
школьника
характерна
прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное
пособие,
шутка
учителя
-
все
вызывает
у
них
немедленную
реакцию.
Младшие
школьники
находятся
во
власти
яркого
факта;
образы,
возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения
книжки, очень ярки.
Образность проявляется
и
в
мыслительной
деятельности
детей.
Они
склонны
понимать
буквально
переносное
значение
слов,
наполняя
их
конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова:
«Один в поле не воин», - многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он
один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если
опираются
на
конкретные
предметы,
представления
или
действия.
Запоминают
младшие
школьники
первоначально
не
то,
что
является
наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на
них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено,
неожиданно или ново.
Качество
восприятия
информации
характеризуется
наличием
аффективно-интуитивного
барьера,
отбрасывающего
всю
учебную
информацию,
которая
излагается
учителем,
не
вызывающим
у
ребенка
доверия ("злой учитель").
В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего
содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с
ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует
главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует,
что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о
том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как
можно
чаще,
то
это
закрепляет
положительное
отношение
учащегося
к
учению.
Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности
младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания
малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и
лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас
очень бурно.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных
чувств,
как
любовь
к
Родине
и
национальная
гордость,
учащиеся
восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям,
отражая свои переживания в играх, высказываниях.
Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит
учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому
очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
Разумеется,
далеко
не
сразу
у
младших
школьников
формируется
правильное
отношение
к
учению.
Они
пока
не
понимают
зачем
нужно
учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых
усилий,
мобилизации
внимания,
интеллектуальной
активности,
самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает
разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того,
чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что
учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень
интересная, так
как
она
позволит
узнать
много
нового,
занимательного,
важного,
нужного.
Важно,
чтобы
и
сама
организация
учебной
работы
подкрепляла слова учителя.
На
первых
порах
учащиеся
начальной
школы
хорошо
учатся,
руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится
по
мотивам
взаимоотношений
с
коллективом.
Большую
роль
играет
и
личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и
родителей.
Вначале
у
него
формируется
интерес
к
самому
процессу
учебной
деятельности
без
осознания
её
значения.
Только
после
возникновения
интереса
к
результатам
своего
учебного
труда
формируется
интерес
к
содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и
является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника
мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно
ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование
интереса
к
содержанию
учебной
деятельности,
приобретению
знаний
связано
с
переживанием
школьниками
чувства
удовлетворения
от
своих
достижений.
А
подкрепляется
это
чувство
одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый
маленький
успех,
самое
маленькое
продвижение
вперёд.
Младшие
школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель
хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем,
что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них
непререкаемым
авторитетом.
Авторитет
учителя
–
самая
важная
предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего,
развитие психических процессов непосредственного познания окружающего
мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой
и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую
среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые
стороны.
Наиболее
характерная
черта
восприятия
этих
учащихся
–
его
малая
дифференцированность,
где
совершают
неточности
и
ошибки
в
дифференцировке
при
восприятии
сходных
объектов.
Следующая
особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста –
тесная
связь
его
с
действиями
школьника.
Восприятие
на
этом
уровне
психического
развития
связано
с
практической
деятельностью
ребёнка.
Воспринять предмет
для
ребёнка
–
значит
что-то
делать
с
ним,
что-то
изменить
в
нём,
произвести
какие-либо
действия,
взять,
потрогать
его.
Характерная особенность учащихся
– ярко выраженная эмоциональность
восприятия.
В
процессе
обучения
происходит
перестройка
восприятия,
оно
поднимается
на
более
высокую
ступень
развития,
принимает
характер
целенаправленной
и
управляемой
деятельности.
В
процессе
обучения
восприятие
углубляется,
становится
более
анализирующим,
дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые
возрастные
особенности
присущи
вниманию учащихся
начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания.
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале
младшего
школьного
возраста
ограничены.
Произвольные
внимания
младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у
старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии
далёкой
мотивации
(они
могут
заставить
себя
сосредоточиться
на
неинтересной
и
трудной
работе
ради
результата,
который
ожидается
в
будущем),
то
младший
школьник
обычно
может
заставить
себя
сосредоточенно
работать
лишь
при
наличии
близкой
мотивации
(перспективы
получить
отличную
отметку,
заслужить
похвалу
учителя,
лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно
лучше
в
младшем
школьном
возрасте
развито
непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само
собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные
особенности
памяти
в
младшем
школьном
возрасте
развиваются
под
влиянием
обучения.
Усиливается
роль
и
удельный
вес
словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность
сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи
с
возрастным
относительным
преобладанием
деятельности
первой
сигнальной
системы
у
младших
школьников
более
развита
наглядно-
образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают
и
прочнее
сохраняют
в
памяти
конкретные
сведения,
события,
лица,
предметы,
факты,
чем
определения,
описания,
объяснения.
Младшие
школьники
склонны к
механическому
запоминанию
без
осознания
смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основная
тенденция
развития
воображения
в
младшем
школьном
возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано
с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии
с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение
совершенствуется
за
счёт
всё
более
правильного
и
полного
отражения
действительности. Творческое
воображение
как
создание
новых
образов,
связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта,
соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания
внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает
отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт
возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые
аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка
постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного
возраста
ещё
очень
проста,
находится
в
основном
на
стадии
наглядно-
действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии
предметов.
Младший
школьный
возраст
–
возраст
достаточно
заметного
формирования личности.
Для него характерны новые отношения со-взрослыми и сверстниками,
включение
в
целую
систему
коллективов,
включение
в
новый
вид
деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к
ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении
новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с
ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов,
развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного
поведения,
происходит
усвоение
моральных
норм
и
правил
поведения,
начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.
Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под
влиянием
непосредственных
импульсов,
побуждений,
не
подумав
и
не
взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в
активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции
поведения.
Тестирование координационных способностей младших школьников.
1. "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в
длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора
присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед,
стремясь
сделать
это
за
минимальный
промежуток
времени.
После
последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется
время выполнения задания и оценка результата (Приложение № 1).
При
выполнении
теста
следует
обратить
внимание
на
следующее:
обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение
длительных
кувырков,
фиксация
после
последнего
кувырка
положения
основной стойки.
2. Балансирование на гимнастической скамейке.
Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер.
Процедура тестирования.
Вариант 1 – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности
гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая.
Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение.
Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1
секунд).
Общие
указания
и
замечания.
После
объяснения,
демонстрации
иопробования,
ученик
выполняет
задание.
Если
он
потерял
равновесие
(соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда.Прикасание к
земле более трех раз – упражнение необходимо повторить.
Вариант
2
–
стоя
на
узкой
поверхности
гимнастической
скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можнобольше
поворотов
влево
и
вправо,
не
падая
со
скамейки.
Результат–количество
выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.
Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда,
когда
испытуемый
возвращается
в
исходное
положение.
Если
учащийся
потерял
равновесие(упал,
соскочил
со
скамейки),
счет
поворотов
прерывается.
После принятия
испытуемому
вновь
исходного
положения
счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест
можно проводить сразу с несколькими учащимися.
Рекомендации для оценки (Приложение № 2).
Челночный бег 3х10. Испытуемый по команде «марш!» пробегает 10-
метровый
отрезок,
берет
брусок
(5х5х10
см),
пробегает
второй
отрезок,
кладет брусок и, пробежав третий отрезок, заканчивает тест. Определяется
время
пробегания
трех
отрезков.
Обязательным
требованием
является
пересечение линии 10-метрового отрезка одной из ног испытуемого.
Прыжки на разметку. Испытуемый спрыгивает с ящика высотой 0,9 м на
обозначенную линию ( 1 м от ящика) так, чтобы попасть в линию пятками.
После объяснения ему даются две попытки. Результат (в см) определяется по
отклонению от линии (среднее из двух). За отклонение берется максимально
удаленная пятка одной из ног. Оценка для младших школьников: «отлично» -
3 см, «хорошо» - 5 см, «удовлетворительно» - 9 см, «достаточно» - 12 см,
«плохо» - более 12 см.
Проанализировав
изучения
авторов
по
характеристике
младшего
школьного возраста, можно сделать вывод: что развитие координационных
способностей в этом возрасте наиболее успешно.