Автор: Терских Людмила Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Сорск Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательные задачи различного уровня для изучения романа В.Балашова, В.Балагурова "Месть Егудэя"
Раздел: полное образование
Конструирование различного уровня заданий
по роману В.Балашова, В.Балагурова «Месть Егудэя»
Методические материалы к уроку.
Терских Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская
СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Сорск Республика Хакасия
«Месть Егудэя» – забытые страницы прошлого
Книга «Месть Егудэя» открывает для читателей малоизвестные страницы из истории
Хакасии. Ее авторы – Владимир Балашов и Виталий Балагуров – ленинградцы, в Сибири
оказались во время строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Писателей объединила любовь
к истории: Виталий Балагуров стал интересоваться судьбой чекиста Успенского, легендой
о «золотом плоте» и поставил себе задачу написать книгу о трагических событиях 1930-го
года.
А
Владимир
Балашов
увлекся
историей
Хакасии.
Книга
содержит
прекрасные
и л л ю с т р а ц и и
х у д о ж н и к о в
В .
И .
Е п а н ч и н ц е в а
и
А .
Г.
Ф е с е ч к о .
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методические материалы по изучению романа
В.Балашова, В.Балагурова «Месть Егудэя» (конструирование различного уровня заданий). Дается
отрывок из романа, затем к нему вопросы и творческие задания.
Задание 1
Усинский колёсный тракт… Жители редких, разбросанных вдоль тракта таёжных сёл
долго ещё будут помнить страшные картины строительства. Много каторжного
железа осталось в горах, так много, что не нужно брать его из недр горняцким
инструментом
и
выплавлять
в
печах
из
руды.
Ходи,
не
ленись,
подбирай
железо
«самородное» задарма: чистое, ковкое, звонкое. «Подымешь, – рассказывали мужики, –
кольцо заржавевшее, похожее на браслет, а рядом, глядь, обрывок увесистой цепи, а
там ещё и ещё извиваются в траве ржавыми змеями…». Встречались нередко возле
полусгнивших бараков и кучей сваленные поломанные лопаты, кирки, колёса-блины от
тачек…
Да, много кандального железа осталось возле этой каменистой, пропитанной потом и
кровью строителей дороги. Означало оно одно: свободу тех, кто долгие годы носил
тяжёлые цепи на себе. Свободу не от неволи, а чаще всего от самой жизни… В зимнюю
стужу и в летнюю жару шли всё новые колонны каторжан мимо этих проросших
травой, заржавевших уже кандалов своих предшественников, представляя, как падало
снятое кузнецом железо на землю, как вздыхали невольные свидетели и шептали:
«Отмучился, раб божий!» А сверху, должно быть, смотрела отлетевшая душа на то,
как кладут измочаленное тело в неглубокую могилу и ликовала: «Освободилась!» Живые
же вгрызались в землю кирками и лопатами и размышляли с некоторой завистью, что
вот,
окончились
чьи-то
мучения,
которые
им
придётся
терпеть
ещё
долго-долго,
чтобы потом вот так же, без слёз и причитаний, быть погребёнными в наспех
вырытой товарищами яме…
В Февральскую революцию семнадцатого года каторжане, пробивавшие дорогу через
Саянский хребет, прослышав об амнистии, разбежались. Все, кто долгие годы носил его
на руках и ногах, сбросили ненавистное ярмо и ушли по ими же пробитой в скалах
дороге. Ушли к желанному дому и молились по пути не Христу, а новому неведомому
богу-спасителю – Революции. Ушли и политические, и уголовные, конвойные казачьи
сотни
вернулись
в
свои
станицы
–
и
обезлюдел
недостроенный
тракт,
опустели
арестантские бараки. Правда, непонятное дело, остался в этих проклятых всеми
местах на жительство один человек…
Какие жизненные и литературные сравнения можно провести, читая этот отрывок
из романа.
Перечитайте
эти
строки
:
«Да,
много
кандального
железа
осталось
возле
этой
каменистой, пропитанной потом и кровью строителей дороги. Означало оно одно:
свободу тех, кто долгие годы носил тяжёлые цепи на себе. Свободу не от неволи, а чаще
всего от самой жизни».
Как вы понимаете их?
Какие художественные музыкальные произведения могли бы стать фоновым
сопровождением текста 2-го абзаца?
Задание 2
Глава 10. Семья Отоя
Одна веха – это, может быть, и не веха вовсе, а просто воткнутая кем-то в землю палка.
Вот если за ней виднеется другая, потом третья – то это уже пройденный кем-то путь.
Плохой человек никогда не ставит вехи для других, поскольку на пути к наживе и власти
оставляет малозаметные знаки только для себя, а веха – это приглашение идти следом к
некой цели. Так что если придётся заблудиться однажды в таёжной глухомани, иди по
затёсам, от вехи к вехе – и обязательно выйдешь к хорошим добрым людям.
Так же и вся наша жизнь – это путь от одной вехи к другой, потому как сказано в
Библии, что лишь идущий во тьме не знает, куда идёт. Каждый обязан прожить детство и
отрочество,
когда
познаётся
окружающий
мир,
потом
юность,
когда
происходит
становление характера, и лишь после этого возможен выбор собственного жизненного
пути. Все проходят одинаковый, казалось бы, путь до возмужания, но одни становятся
героями, другие же трусами, одни становятся яркими личностями, другие – никчёмными
обывателями. Почему так? Говорят, Судьба! Но одному по воле судьбы дано родиться
знатным и влиятельным, а он умудряется быстро растерять эти преимущества, другой же,
безвестный и зависимый, сам добивается всего, чего только можно пожелать. Как, каким
образом?.. Да просто рядом был настоящий учитель, вложивший в его сознание не только
все то, чему научился сам, но и желание идти дальше. Хороших людей в нашем мире всё-
таки больше, чем плохих, и это означает, что хороших учителей тоже было больше…
В.Балашов, и В.Балагуров в своем романе «Месть Егудэя» затронули такие проблемы
человеческого
бытия,
которые
актуальны
во
все
времена.
Вспомните
романы
В.П.Астафьева «Затеси»,
«Царь-рыба», повести В.Г.Распутина «Уроки французского»,
«Прощание с Матёрой». Какие вопросы возникли у вас после чтения всего романа и
конкретно этих строк?
Пока Мангир подрастал, Отой перестал отлучаться в тайгу, потому как и малец, и
корова требовали постоянного ухода и заботы. Лишь зимой, особенно по первой пороше,
уходил на несколько часов, чтобы поставить поблизости от кузни капканы на ценного
соболя – ну и потом периодически, чтобы проверять. Капканы Отой ставил собственной,
особо
надёжной
конструкции,
тоже
пользующиеся
большим
спросом
у
местных
промысловиков, и если сезон охоты бывал удачным, то в сенях избушки на вешалах
обязательно набиралось несколько десятков дорогостоящих шкурок. А в четыре года уже и
Мангир сопровождал деда: старик учил его узнавать следы белки, зайца, соболя, норки,
кабарги, марала… Да в богатой саянской тайге всякого промыслового зверя великое
множество!
Мангир подрастал настоящим махачы. Когда ему исполнилось пять лет, Отой сладил
внуку красивый маленький лук со стрелами. Наконечники стрел были стальными, а
колчан кожаный, обшитый кабарожьей шкуркой – настоящий маленький боевой садак. И
малыш каждый день тренировался в стрельбе, а мишенью ему служила нарисованная
углем на стене кузницы фигурка бегущего марала. Отой одобрительно хмыкал, замечая,
что маленькие стрелы всё чаще впиваются точно в шею оленя, а Мангир с каждым днём
всё дальше отступает от мишени.
– Эй, махачы, скоро ты сможешь убить настоящего марала! – подзадоривал внука кузнец. –
У нашего народа мужчина считается охотником, когда ему исполняется двенадцать лет – и
тогда он должен принести в свой аал свежее мясо оленя. Это очень старый обычай,
Мангир! Но пока тебе только шестой год, и у тебя ещё много времени, чтобы накопить в
руках мужскую силу, а в глазах охотничью меткость. Да и у меня есть срок, чтобы купить
тебе хорошую винтовку, махачы!
Как-то после таких слов маленький Мангир очень внимательно посмотрел на деда и
спросил:
– Апсах, а это много – двенадцать лет?
Отой выдернул из висевшего у мальчика на боку колчана шесть маленьких стрел и стал
объяснять:
– Видишь, махачы, когда уйдут друг за другом столько лет и столько зим, тогда тебе будет
двенадцать…
Мангир насупился, засопел, перебирая стрелы и сказал решительно:
– Апсах, зачем так много стрел достал? Нет, я раньше принесу тебе мясо оленя!
Это посторонним Отой казался молчуном, а для бесед с Мангиром у него всегда
находились слова и темы. Старый кузнец знал много старинных сказаний и сказок, и
память у него, несмотря на возраст, была поразительная, внук же был благодарным
слушателем
и
мог
часами
слушать
деда,
сидя
подле
него
на
деревянной
лавке
и
закутавшись в его овчинный полушубок.
– Прилетел издалека орёл и начал строить гнездо на сухой лиственнице, – начинал
очередную сказку Отой, снаряжая охотничьи патроны или занимаясь какими-то другими
повседневными делами. – А под этой лиственницей жил в норе крот. Вот он и говорит
орлу из своей норы: «Корни у дерева давно сгнили, того и гляди упадёт оно от сильного
ветра». Только разве станет царь-птица слушать какого-то никчёмного слепого крота!?
Свил орёл гнездо и вывел в нём птенцов. Но однажды принёс он им корм и увидел, что
лиственница, упав, задавила его орлицу вместе с детьми. Только тогда вспомнил орёл
слова крота и горько пожалел, что не прислушался к ним, ведь крот, хотя и слеп, но живёт
в земле среди корней. Однако было уже поздно! Как ты думаешь, Мангир, чему учит эта
мудрая народная сказка?..
– Чему, апсах!?
– Она учит: не оставляй без внимания ничьего совета, и тогда избежишь беды. А ещё она
говорит: не считай себя великим и самым умным, потому что и слепой крот может знать
то, чего не дано знать зоркому орлу…
– Я понял, апсах! Чтобы хорошо знать нашу тайгу, нужно учиться и у марала, и у тетерева,
и даже у бурундука!
–
Ты
правильно
понял
сказку,
махачы!
И
не
гордись
даже
перед
простодушным
бурундуком, что ты больше и умнее его. В чём-то он наверняка окажется похитрее тебя!
– Апсах, а ещё есть сказки про глупых зверей?!
– Про зверей много разных сказок сложено. Это, наверное, чтобы людей не обижать,
которым эти сказки рассказывают, – разъясняет старый кузнец. – Кто захочет узнать себя в
трусливом зайце или глупом тетереве? Только умный человек узнаёт, а глупец лишь
над зверушками посмеётся.
– Ну, тогда какую хочешь сказку расскажи, – просит внук. – Я не буду над зверушками
смеяться!
– Ты, Мангир, когда вырастешь, охотником станешь, а потом и настоящим миргеном 1,
поэтому я расскажу тебе сказку о двоих охотниках, которых звали Абай и Хубай. Абай был
не шибко ловок и стрелял неважно, зато Хубай сильным был, ловким как белка и стрелял
очень метко, как настоящий мирген. А ещё они такими друзьями были, что поклялись
никогда друг друга в беде не бросать. Как-то пошли они на охоту, а Хубай ружьё в избушке
забыл. Говорит: «Не буду возвращаться. Отдай мне своё ружьё, ведь я намного точнее тебя
стреляю. А ты добычу носить будешь, которую мы потом пополам поделим». Только отдал
Абай другу ружьё, и тут навстречу им медведь. Ловкий Хубай и про ружьё забыл – мигом
оказался на высоком дереве. Безоружному же Абаю ничего другого не оставалось, как
упасть на землю и притвориться мёртвым. Медведь подошёл, обнюхал лицо Абая и
дальше пошёл, потому как мёртвых сытые медведи не трогают. Хубай дождался, когда
медведь уйдёт, спустился с дерева и спрашивает Абая: «Что тебе медведь говорил?»
Отвечает ему грустно Абай: «Мне медведь сказал, чтобы я больше не ходил в тайгу с
другом, который только о себе думает и клятву забывает…» С тех пор и появилась в
народе пословица «Без беды друга не узнаешь», –заканчивает назидательную сказку Отой.
– Какой плохой человек этот Хубай! Зачем тогда ружьё забрал?.. – искренне возмущается
Мангир. – Я бы, апсах, ни за что на дерево не полез, раз Абай в беде!
– Я знаю, Мангир, что ты настоящий махачы! И ты никогда не станешь таким, как Хубай…
Иногда Мангир так и засыпал на теплом овчинном полушубке, и Отой бережно переносил
внука на его кровать…__
1 Метким стрелком из лука.
В каком месте и в какое время происходят данные события?
Какой момент рассказа Отоя вы считаете самым важным? Объясните почему?
Какова роль двух сказок Отоя?
Дайте определение понятию «воспитание». Правильно ли воспитывает Мангира
старый Отой?