Напоминание

Познавательные задачи различного уровня для изучения романа В.Балашова, В.Балагурова "Месть Егудэя"


Автор: Терских Людмила Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Сорск Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательные задачи различного уровня для изучения романа В.Балашова, В.Балагурова "Месть Егудэя"
Раздел: полное образование





Назад




Конструирование различного уровня заданий

по роману В.Балашова, В.Балагурова «Месть Егудэя»

Методические материалы к уроку.

Терских Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская

СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Сорск Республика Хакасия

«Месть Егудэя» – забытые страницы прошлого

Книга «Месть Егудэя» открывает для читателей малоизвестные страницы из истории

Хакасии. Ее авторы – Владимир Балашов и Виталий Балагуров – ленинградцы, в Сибири

оказались во время строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Писателей объединила любовь

к истории: Виталий Балагуров стал интересоваться судьбой чекиста Успенского, легендой

о «золотом плоте» и поставил себе задачу написать книгу о трагических событиях 1930-го

года.

А

Владимир

Балашов

увлекся

историей

Хакасии.

Книга

содержит

прекрасные

и л л ю с т р а ц и и

х у д о ж н и к о в

В .

И .

Е п а н ч и н ц е в а

и

А .

Г.

Ф е с е ч к о .

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методические материалы по изучению романа

В.Балашова, В.Балагурова «Месть Егудэя» (конструирование различного уровня заданий). Дается

отрывок из романа, затем к нему вопросы и творческие задания.

Задание 1

Усинский колёсный тракт… Жители редких, разбросанных вдоль тракта таёжных сёл

долго ещё будут помнить страшные картины строительства. Много каторжного

железа осталось в горах, так много, что не нужно брать его из недр горняцким

инструментом

и

выплавлять

в

печах

из

руды.

Ходи,

не

ленись,

подбирай

железо

«самородное» задарма: чистое, ковкое, звонкое. «Подымешь, – рассказывали мужики, –

кольцо заржавевшее, похожее на браслет, а рядом, глядь, обрывок увесистой цепи, а

там ещё и ещё извиваются в траве ржавыми змеями…». Встречались нередко возле

полусгнивших бараков и кучей сваленные поломанные лопаты, кирки, колёса-блины от

тачек…

Да, много кандального железа осталось возле этой каменистой, пропитанной потом и

кровью строителей дороги. Означало оно одно: свободу тех, кто долгие годы носил

тяжёлые цепи на себе. Свободу не от неволи, а чаще всего от самой жизни… В зимнюю

стужу и в летнюю жару шли всё новые колонны каторжан мимо этих проросших

травой, заржавевших уже кандалов своих предшественников, представляя, как падало

снятое кузнецом железо на землю, как вздыхали невольные свидетели и шептали:

«Отмучился, раб божий!» А сверху, должно быть, смотрела отлетевшая душа на то,

как кладут измочаленное тело в неглубокую могилу и ликовала: «Освободилась!» Живые

же вгрызались в землю кирками и лопатами и размышляли с некоторой завистью, что

вот,

окончились

чьи-то

мучения,

которые

им

придётся

терпеть

ещё

долго-долго,

чтобы потом вот так же, без слёз и причитаний, быть погребёнными в наспех

вырытой товарищами яме…

В Февральскую революцию семнадцатого года каторжане, пробивавшие дорогу через

Саянский хребет, прослышав об амнистии, разбежались. Все, кто долгие годы носил его

на руках и ногах, сбросили ненавистное ярмо и ушли по ими же пробитой в скалах

дороге. Ушли к желанному дому и молились по пути не Христу, а новому неведомому

богу-спасителю – Революции. Ушли и политические, и уголовные, конвойные казачьи

сотни

вернулись

в

свои

станицы

и

обезлюдел

недостроенный

тракт,

опустели

арестантские бараки. Правда, непонятное дело, остался в этих проклятых всеми

местах на жительство один человек…

Какие жизненные и литературные сравнения можно провести, читая этот отрывок

из романа.

Перечитайте

эти

строки

:

«Да,

много

кандального

железа

осталось

возле

этой

каменистой, пропитанной потом и кровью строителей дороги. Означало оно одно:

свободу тех, кто долгие годы носил тяжёлые цепи на себе. Свободу не от неволи, а чаще

всего от самой жизни».

Как вы понимаете их?

Какие художественные музыкальные произведения могли бы стать фоновым

сопровождением текста 2-го абзаца?

Задание 2

Глава 10. Семья Отоя

Одна веха – это, может быть, и не веха вовсе, а просто воткнутая кем-то в землю палка.

Вот если за ней виднеется другая, потом третья – то это уже пройденный кем-то путь.

Плохой человек никогда не ставит вехи для других, поскольку на пути к наживе и власти

оставляет малозаметные знаки только для себя, а веха – это приглашение идти следом к

некой цели. Так что если придётся заблудиться однажды в таёжной глухомани, иди по

затёсам, от вехи к вехе – и обязательно выйдешь к хорошим добрым людям.

Так же и вся наша жизнь – это путь от одной вехи к другой, потому как сказано в

Библии, что лишь идущий во тьме не знает, куда идёт. Каждый обязан прожить детство и

отрочество,

когда

познаётся

окружающий

мир,

потом

юность,

когда

происходит

становление характера, и лишь после этого возможен выбор собственного жизненного

пути. Все проходят одинаковый, казалось бы, путь до возмужания, но одни становятся

героями, другие же трусами, одни становятся яркими личностями, другие – никчёмными

обывателями. Почему так? Говорят, Судьба! Но одному по воле судьбы дано родиться

знатным и влиятельным, а он умудряется быстро растерять эти преимущества, другой же,

безвестный и зависимый, сам добивается всего, чего только можно пожелать. Как, каким

образом?.. Да просто рядом был настоящий учитель, вложивший в его сознание не только

все то, чему научился сам, но и желание идти дальше. Хороших людей в нашем мире всё-

таки больше, чем плохих, и это означает, что хороших учителей тоже было больше…

В.Балашов, и В.Балагуров в своем романе «Месть Егудэя» затронули такие проблемы

человеческого

бытия,

которые

актуальны

во

все

времена.

Вспомните

романы

В.П.Астафьева «Затеси»,

«Царь-рыба», повести В.Г.Распутина «Уроки французского»,

«Прощание с Матёрой». Какие вопросы возникли у вас после чтения всего романа и

конкретно этих строк?

Пока Мангир подрастал, Отой перестал отлучаться в тайгу, потому как и малец, и

корова требовали постоянного ухода и заботы. Лишь зимой, особенно по первой пороше,

уходил на несколько часов, чтобы поставить поблизости от кузни капканы на ценного

соболя – ну и потом периодически, чтобы проверять. Капканы Отой ставил собственной,

особо

надёжной

конструкции,

тоже

пользующиеся

большим

спросом

у

местных

промысловиков, и если сезон охоты бывал удачным, то в сенях избушки на вешалах

обязательно набиралось несколько десятков дорогостоящих шкурок. А в четыре года уже и

Мангир сопровождал деда: старик учил его узнавать следы белки, зайца, соболя, норки,

кабарги, марала… Да в богатой саянской тайге всякого промыслового зверя великое

множество!

Мангир подрастал настоящим махачы. Когда ему исполнилось пять лет, Отой сладил

внуку красивый маленький лук со стрелами. Наконечники стрел были стальными, а

колчан кожаный, обшитый кабарожьей шкуркой – настоящий маленький боевой садак. И

малыш каждый день тренировался в стрельбе, а мишенью ему служила нарисованная

углем на стене кузницы фигурка бегущего марала. Отой одобрительно хмыкал, замечая,

что маленькие стрелы всё чаще впиваются точно в шею оленя, а Мангир с каждым днём

всё дальше отступает от мишени.

– Эй, махачы, скоро ты сможешь убить настоящего марала! – подзадоривал внука кузнец. –

У нашего народа мужчина считается охотником, когда ему исполняется двенадцать лет – и

тогда он должен принести в свой аал свежее мясо оленя. Это очень старый обычай,

Мангир! Но пока тебе только шестой год, и у тебя ещё много времени, чтобы накопить в

руках мужскую силу, а в глазах охотничью меткость. Да и у меня есть срок, чтобы купить

тебе хорошую винтовку, махачы!

Как-то после таких слов маленький Мангир очень внимательно посмотрел на деда и

спросил:

– Апсах, а это много – двенадцать лет?

Отой выдернул из висевшего у мальчика на боку колчана шесть маленьких стрел и стал

объяснять:

– Видишь, махачы, когда уйдут друг за другом столько лет и столько зим, тогда тебе будет

двенадцать…

Мангир насупился, засопел, перебирая стрелы и сказал решительно:

– Апсах, зачем так много стрел достал? Нет, я раньше принесу тебе мясо оленя!

Это посторонним Отой казался молчуном, а для бесед с Мангиром у него всегда

находились слова и темы. Старый кузнец знал много старинных сказаний и сказок, и

память у него, несмотря на возраст, была поразительная, внук же был благодарным

слушателем

и

мог

часами

слушать

деда,

сидя

подле

него

на

деревянной

лавке

и

закутавшись в его овчинный полушубок.

– Прилетел издалека орёл и начал строить гнездо на сухой лиственнице, – начинал

очередную сказку Отой, снаряжая охотничьи патроны или занимаясь какими-то другими

повседневными делами. – А под этой лиственницей жил в норе крот. Вот он и говорит

орлу из своей норы: «Корни у дерева давно сгнили, того и гляди упадёт оно от сильного

ветра». Только разве станет царь-птица слушать какого-то никчёмного слепого крота!?

Свил орёл гнездо и вывел в нём птенцов. Но однажды принёс он им корм и увидел, что

лиственница, упав, задавила его орлицу вместе с детьми. Только тогда вспомнил орёл

слова крота и горько пожалел, что не прислушался к ним, ведь крот, хотя и слеп, но живёт

в земле среди корней. Однако было уже поздно! Как ты думаешь, Мангир, чему учит эта

мудрая народная сказка?..

– Чему, апсах!?

– Она учит: не оставляй без внимания ничьего совета, и тогда избежишь беды. А ещё она

говорит: не считай себя великим и самым умным, потому что и слепой крот может знать

то, чего не дано знать зоркому орлу…

– Я понял, апсах! Чтобы хорошо знать нашу тайгу, нужно учиться и у марала, и у тетерева,

и даже у бурундука!

Ты

правильно

понял

сказку,

махачы!

И

не

гордись

даже

перед

простодушным

бурундуком, что ты больше и умнее его. В чём-то он наверняка окажется похитрее тебя!

– Апсах, а ещё есть сказки про глупых зверей?!

– Про зверей много разных сказок сложено. Это, наверное, чтобы людей не обижать,

которым эти сказки рассказывают, – разъясняет старый кузнец. – Кто захочет узнать себя в

трусливом зайце или глупом тетереве? Только умный человек узнаёт, а глупец лишь

над зверушками посмеётся.

– Ну, тогда какую хочешь сказку расскажи, – просит внук. – Я не буду над зверушками

смеяться!

– Ты, Мангир, когда вырастешь, охотником станешь, а потом и настоящим миргеном 1,

поэтому я расскажу тебе сказку о двоих охотниках, которых звали Абай и Хубай. Абай был

не шибко ловок и стрелял неважно, зато Хубай сильным был, ловким как белка и стрелял

очень метко, как настоящий мирген. А ещё они такими друзьями были, что поклялись

никогда друг друга в беде не бросать. Как-то пошли они на охоту, а Хубай ружьё в избушке

забыл. Говорит: «Не буду возвращаться. Отдай мне своё ружьё, ведь я намного точнее тебя

стреляю. А ты добычу носить будешь, которую мы потом пополам поделим». Только отдал

Абай другу ружьё, и тут навстречу им медведь. Ловкий Хубай и про ружьё забыл – мигом

оказался на высоком дереве. Безоружному же Абаю ничего другого не оставалось, как

упасть на землю и притвориться мёртвым. Медведь подошёл, обнюхал лицо Абая и

дальше пошёл, потому как мёртвых сытые медведи не трогают. Хубай дождался, когда

медведь уйдёт, спустился с дерева и спрашивает Абая: «Что тебе медведь говорил?»

Отвечает ему грустно Абай: «Мне медведь сказал, чтобы я больше не ходил в тайгу с

другом, который только о себе думает и клятву забывает…» С тех пор и появилась в

народе пословица «Без беды друга не узнаешь», –заканчивает назидательную сказку Отой.

– Какой плохой человек этот Хубай! Зачем тогда ружьё забрал?.. – искренне возмущается

Мангир. – Я бы, апсах, ни за что на дерево не полез, раз Абай в беде!

– Я знаю, Мангир, что ты настоящий махачы! И ты никогда не станешь таким, как Хубай…

Иногда Мангир так и засыпал на теплом овчинном полушубке, и Отой бережно переносил

внука на его кровать…__

1 Метким стрелком из лука.

В каком месте и в какое время происходят данные события?

Какой момент рассказа Отоя вы считаете самым важным? Объясните почему?

Какова роль двух сказок Отоя?

Дайте определение понятию «воспитание». Правильно ли воспитывает Мангира

старый Отой?



В раздел образования