Автор: Русинова Ольга Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 5" городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Контрольно–оценочная деятельность младших школьников – понятие и сущность.
Раздел: начальное образование
Изучая тему контрольно-оценочной деятельности младших школьников, мы
бы хотели её разделить на понятия для более детального изучения предмета.
Первыми выделенными понятиями являются контроль и оценка.
Анализируя
определение
контроля
из
различных
сфер
и
различных
авторов,
пришли
к
выводу,
что
это
процесс
одинаков
для
любой
сферы
деятельности человека, а именно контроль это проверка, а также наблюдение с
целью проверки.
Важной частью контроля является оценка наблюдаемого явления, которая
позволяет
выявить
уровень
развития
явления,
за
определенный
временной
интервале.
Оценка
должна
иметь
строго
конкретизированные
критерии,
позволяющие точно определить и соотнести к какому конкретному уровню
развития относится рассматриваемое явление.
Рассматриваемое нами явление, это деятельность младшего школьника.
Как
уже
известно,
при
поступлении
в
школу
у
ребенка
основным
видом
деятельности становится учебная деятельность. Учебная деятельность — это
деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры,
накопленных
человечеством.
Получается,
что
контрольно-оценочная
деятельность
младшего
школьника
–
это
проверка
усваивания
учебного
материала младшим школьником с помощью оценок.
На следующем этапе изучения рассматриваемого понятия, необходимо
определиться, а кто может оценивать младшего школьника (Рисунок 2.).
Оценка учителя представляется как объективная и достоверная отметка,
учитывающая все ошибки и все правильно сделанные задания, эталон.
Оценка сверстника, это отметка, которая учитывает, только те ошибки,
которые видит сверстник, она не всегда является достоверной, но необходима
для повышения уровня развития младшего школьника и его сверстника.
Рис. 2. Категории оценки
Самооценка это умение соотнести достигнутый результат с эталоном и
собственными возможностями.
В
педагогических
учениях
самоконтроль
определялся
как:
а)
особая
контролирующая
деятельность
индивида
(Т.И.
Гавакова);
б)
познавательное
действие, характерное для критического мышления (Г.П. Кукла, П.М. Эрдниев);
в)
элемент
самостоятельной
работы
(М.А.
Гончарова,
Л.В.
Жарова,
П.И.
Пидкасистый); г) компонент учебной деятельности (А.С. Лында, С.Г.Манвелов,
Контрольно-оценочная деятельность младшего школьника
Внешняя оценка
Внутренняя оценка
Учитель
Сверстник
Сам младший
школьник
Т.П. Собирова, Ю.О. Овакимян); д) один из приемов самовоспитания (А.И.
Кочетов, Л.И. Рувинский, М.Г. Тайчинов).
Действию самоконтроля в обучении принадлежит особая роль, поскольку
овладение
этим
действием
"характеризуют
всю
учебную
деятельность
как
управляемый
самим
ребенком
произвольный
процесс"
-
Эльконин
Д.Б.Следовательно,
для
овладения
учебной
деятельностью
он
просто
необходим, иначе учебную деятельность нельзя считать сфрормированной.
Выделяют следующие этапы становления действий контроля и оценки.
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и
оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое
полугодие 4-го класса);
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы
к основной
(второе полугодие 4-го – 5-й класс).
На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года
последовательно
решаются
задачи
контрольно-оценочной
деятельности
учащихся и учителя.
Рассмотрим
этапы,
содержание
и
результаты
контрольно-оценочной
деятельности младших школьников в ходе всего начального этапа образования.
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной
деятельности
–
научить
учащихся
сопоставлять
свои
действия
с
заданным
образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца
может
выступить
чужое
действие,
независимо
от
его
правильности).
Дети
должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться
договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от
очень
детального
поэлементного
сопоставления
к
менее
детальному.
Центральное
место
в
деятельности
учащихся
на
этом
этапе
образования
отводится пооперационному контролю.
В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:
а)
Ретроспективная
оценка
при
которой
самооценка
ученика
предшествует учительской оценке.
б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о
собственном знании и не знании.
Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при
благоприятных условиях 95% учащихся могут:
–
сравнить
действие
(отдельные
операции)
и
результат
с
готовым
образцом;
–
по
заданным
критериям
оценить
свои
действия
и
соотнести
свою
оценку с оценкой учителя;
– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному
самим ребенком критерию;
– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с
предметом)
На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы
учащихся
над
пооперационным
(процессуальном)
контролем
освоения
способов деятельности.
На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью,
а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест,
поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации.
На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у
младших школьников они могут:
– определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;
– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их
индивидуальной ликвидации и коррекции;
– установить границу применимости того или иного способа действия,
выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу
решения;
– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень
сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на
основе суммы разных умений (по совокупности критериев).
На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс)
учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на
полный цикл контроля и оценки.
Полный цикл контрольно-оценочной деятельности учащихся по итогам
начального этапа образования должен включать:
– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);
– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под
составленные критерии;
- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;
- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);
- сопоставление полученных данных с образцом;
- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;
-
составление
(или
поиск)
корректировочных
заданий
и
новой
«индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;
-
сообщение
учителю
(сверстникам)
о
готовности
предъявить
свои
достижения (результаты) для публичной оценки.