Напоминание

Контрольно–оценочная деятельность младших школьников – понятие и сущность.


Автор: Русинова Ольга Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 5" городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Контрольно–оценочная деятельность младших школьников – понятие и сущность.
Раздел: начальное образование





Назад




Изучая тему контрольно-оценочной деятельности младших школьников, мы

бы хотели её разделить на понятия для более детального изучения предмета.

Первыми выделенными понятиями являются контроль и оценка.

Анализируя

определение

контроля

из

различных

сфер

и

различных

авторов,

пришли

к

выводу,

что

это

процесс

одинаков

для

любой

сферы

деятельности человека, а именно контроль это проверка, а также наблюдение с

целью проверки.

Важной частью контроля является оценка наблюдаемого явления, которая

позволяет

выявить

уровень

развития

явления,

за

определенный

временной

интервале.

Оценка

должна

иметь

строго

конкретизированные

критерии,

позволяющие точно определить и соотнести к какому конкретному уровню

развития относится рассматриваемое явление.

Рассматриваемое нами явление, это деятельность младшего школьника.

Как

уже

известно,

при

поступлении

в

школу

у

ребенка

основным

видом

деятельности становится учебная деятельность. Учебная деятельность — это

деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры,

накопленных

человечеством.

Получается,

что

контрольно-оценочная

деятельность

младшего

школьника

это

проверка

усваивания

учебного

материала младшим школьником с помощью оценок.

На следующем этапе изучения рассматриваемого понятия, необходимо

определиться, а кто может оценивать младшего школьника (Рисунок 2.).

Оценка учителя представляется как объективная и достоверная отметка,

учитывающая все ошибки и все правильно сделанные задания, эталон.

Оценка сверстника, это отметка, которая учитывает, только те ошибки,

которые видит сверстник, она не всегда является достоверной, но необходима

для повышения уровня развития младшего школьника и его сверстника.

Рис. 2. Категории оценки

Самооценка это умение соотнести достигнутый результат с эталоном и

собственными возможностями.

В

педагогических

учениях

самоконтроль

определялся

как:

а)

особая

контролирующая

деятельность

индивида

(Т.И.

Гавакова);

б)

познавательное

действие, характерное для критического мышления (Г.П. Кукла, П.М. Эрдниев);

в)

элемент

самостоятельной

работы

(М.А.

Гончарова,

Л.В.

Жарова,

П.И.

Пидкасистый); г) компонент учебной деятельности (А.С. Лында, С.Г.Манвелов,

Контрольно-оценочная деятельность младшего школьника

Внешняя оценка

Внутренняя оценка

Учитель

Сверстник

Сам младший

школьник

Т.П. Собирова, Ю.О. Овакимян); д) один из приемов самовоспитания (А.И.

Кочетов, Л.И. Рувинский, М.Г. Тайчинов).

Действию самоконтроля в обучении принадлежит особая роль, поскольку

овладение

этим

действием

"характеризуют

всю

учебную

деятельность

как

управляемый

самим

ребенком

произвольный

процесс"

-

Эльконин

Д.Б.Следовательно,

для

овладения

учебной

деятельностью

он

просто

необходим, иначе учебную деятельность нельзя считать сфрормированной.

Выделяют следующие этапы становления действий контроля и оценки.

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и

оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое

полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы

к основной

(второе полугодие 4-го – 5-й класс).

На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года

последовательно

решаются

задачи

контрольно-оценочной

деятельности

учащихся и учителя.

Рассмотрим

этапы,

содержание

и

результаты

контрольно-оценочной

деятельности младших школьников в ходе всего начального этапа образования.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной

деятельности

научить

учащихся

сопоставлять

свои

действия

с

заданным

образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца

может

выступить

чужое

действие,

независимо

от

его

правильности).

Дети

должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться

договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от

очень

детального

поэлементного

сопоставления

к

менее

детальному.

Центральное

место

в

деятельности

учащихся

на

этом

этапе

образования

отводится пооперационному контролю.

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а)

Ретроспективная

оценка

при

которой

самооценка

ученика

предшествует учительской оценке.

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о

собственном знании и не знании.

Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при

благоприятных условиях 95% учащихся могут:

сравнить

действие

(отдельные

операции)

и

результат

с

готовым

образцом;

по

заданным

критериям

оценить

свои

действия

и

соотнести

свою

оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному

самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с

предметом)

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы

учащихся

над

пооперационным

(процессуальном)

контролем

освоения

способов деятельности.

На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью,

а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест,

поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации.

На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у

младших школьников они могут:

– определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;

– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их

индивидуальной ликвидации и коррекции;

– установить границу применимости того или иного способа действия,

выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу

решения;

– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень

сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на

основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс)

учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на

полный цикл контроля и оценки.

Полный цикл контрольно-оценочной деятельности учащихся по итогам

начального этапа образования должен включать:

– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);

– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под

составленные критерии;

- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

- сопоставление полученных данных с образцом;

- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

-

составление

(или

поиск)

корректировочных

заданий

и

новой

«индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;

-

сообщение

учителю

(сверстникам)

о

готовности

предъявить

свои

достижения (результаты) для публичной оценки.



В раздел образования