Автор: Ефимова Вероника Валерьевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: г. Балашиха, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Создание личностной траектории развития учащихся как первоочередная задача работы методического объединения учителей естественно–математических предметов.
Раздел: полное образование
Создание личностной траектории развития учащихся как первоочеред-
ная задача работы методического объединения учителей естественно-
математических предметов.
Ефимова В.В.
Если цели известны и по-
сильны ученику, а их достиже-
ние поощряется, то для под-
ростка нет ничего естествен-
нее, как стремиться к их выпол-
нению, воплощая эту идею на
практике.
Методическое объединение учителей естественно-математических пред-
метов направляет свою деятельность на создание и реализацию личностных
образовательных траекторий учащихся нашего образовательного комплекса.
Организуя свою работу, мы выбрали следующую структуру ЛМО: управ-
ление и руководство: Левашова Н.Ф; методика и контроль: Ковалевич Е.А;
менеджер по развитию: Васильева М.В.; экспериментальная и проектная
деятельность: Семкин Г.В., Камынина Н.Ю.
Структура ШМО выверена и отвечает целям и задачам методического
объединения: активизировать стремление к приобретению математических
знаний, необходимых для выстраивания и совершенствования личной образо-
вательной траектории, развивать формы дифференцированного обучения в
структурах профильного обучения, воспитать и подготовить грамотную, со-
циально востребованную в обществе личность.
Для осуществления поставленных целей в структуре ШМО был органи-
зован постоянно действующий методический семинар. В рамках работы се-
минара профессионально осуществляется критическое изучение и использо-
вание современных образовательных технологий с позиций преемственности
не конфликтующих между собой идей традиционной и развивающих педаго-
гик, исследуется как позитивное, так и негативное влияние классно-уроч-
ной системы на развитие технологии внедрения личностных образовательных
маршрутов
Для реализации нами изучены идеи:
«ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ
ПЕДАГОГИКИ»,
инновационной
технологии,
разработанной на основе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Основой данной технологии является то, что процесс поисковой деятельно-
сти представляет собой основное содержание обучения. Ведущее понятие
ТРИЗ - противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути
его разрешения: 1) компромисс; 2) выдвижение качественно новой идеи. Раз-
решая противоречие, учащиеся формируют новые ЗУН.
ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА
2100...» Формирование
мышления через
обучение деятельности, а именно: умению адаптироваться внутри опреде-
ленной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению),
осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализа-
ции) и оценивать собственную деятельность и её результаты (рефлексии)
«МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ» Сердцевина модульного обучения -
учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую
программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успеш-
ной
реализации.
Модульная
технология
обеспечивает
индивидуализацию
обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самосто-
ятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и само-
контроля.
«ТЕХНОЛОГИИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ»
Рейтинго-
вая система - совокупность правил, методических указаний и соответствую-
щего математического аппарата, реализованного в программном комплексе,
обеспечивающего обработку информации, как по количественным, так и по
качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащих-
ся, позволяющего присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку,
число) каждому учащемуся.
«ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНЫХ ЦИКЛОВ» Учебный материал разбива-
ется на учебные циклы, в состав которых входят: проверка знания предыду-
щего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических
знаний и итоговое закрепление. Технология учебных циклов способствует
становлению адекватной самооценки, рефлексии, даёт реальную возмож-
ность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого уче-
ника. Исключает стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подхо-
дит для обучающихся с высоким уровнем школьной тревожности и со стра-
хом ошибки.
ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ. Метатехнология, отвечающая стратегии развитии российского
образования; она включает микротехнологии индивидуального использова-
ния информационно-коммуникационных средств. Преобладающей деятель-
ностью учащихся на этапе освоения информационной культуры является опе-
рационно-техническая
деятельность. Данная технология интенсификации
всех уровней учебно-воспитательного процесса.
ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В ПРЕДМЕТ-
НОМ ОБУЧЕНИИ. Данная технология основывается на использовании не-
которых формализованных моделей содержания (педагогических программ-
ных средствах), деятельности учителя, управляющего этими средствами; по-
вышенной мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактив-
ными свойствами компьютера. Основные темы и информационные моменты
предмета представлены наглядно в виде рисунков, графиков, схем, примеров
и определений. Которые не просто активизируют визуальный канал восприя-
тия информации, но и взаимодействуют с учащимся в интерактивном диало-
ге. Можно сказать, что раз усвоенные образы, рисующие картинку рассматри-
ваемого явления, надолго остаются в памяти и живут в воображении изучаю-
щего.
Учителя объединения принимают активное участие в семинарах, кон-
ференциях, круглых столах, выставках, конкурсах Регионального и Федераль-
ного уровней.
Хочется отметить, что учителя ШМО принимают активное участие в
Конкурсе на денежное поощрение лучших учителей Московской области. Два
наших учителя Семкин Г.В. и Левашова Н.Ф. стали победителями конкурса.
Методическое объединение участвует в работе экспериментальной пло-
щадки на базе ЧОУ «Школа Интеллект-Сервис». Педагогами созданы про-
граммы факультативов, спецкурсов и кружков, реализующих программу экс-
перимента: Левашовой Н.Ф.- программы факультатива «Технология решения
исследовательских задач», кружка «Школа будущего лицеиста», «Решение за-
даний с параметрами», Камыниной Н.Ю. «Личная безопасность в повседнев-
ной жизни», «Основы туристических навыков», «ЧС природного характера и
защита от них», Васильевой М.В. «Компьютерная графика».
Учителя ШМО публикуют свои работы в таких изданиях как журнал
«Учитель», различных межвузовских сборниках. На данный момент опубли-
ковано порядка 10 статей.
Учителя ШМО ведут активную работу с одаренными учащимися
Математическое общество «Эфотикс» создано с целью умственного
развития учащихся, создания благоприятных условий для их самоопределе-
ния и самореализации и реализует следующие задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к углубленному изу-
чению математики.
Готовить к выбору будущей профессии, помочь приобрести дополнительные
знания, умения и навыки в интересующей области.
Развивать навыки исследовательской и проектной деятельности, умение
самостоятельно мыслить, использовать полученные знания на практике.
Учащиеся становятся призерами и победителями следующих олим-
пиад и конкурсов:
Областная предметная олимпиада по предметам естественно-математи-
ческого цикла;
Всероссийская олимпиада «Шаг в будущее»;
Олимпиада «Надежда энергетики»;
Олимпиада «Физтех»
Отраслевая физико-математическая олимпиада «РосАтом» при МИФИ;
Всероссийская олимпиада «Покори Воробьёвы горы»;
Всероссийская олимпиада «Ломоносов»;
Всероссийский турнир им. М.В. Ломоносова;
В ходе реализации президентской программы «Наша новая школа» и
осуществления долгосрочной программы развития образования г.о. Балашиха
нами определены перспективные направления работы ШМО:
Разработка и внедрение программы «Одаренные дети».
Разработка и внедрение проекта Летнего физико-математического лаге-
ря «Интеллектуал».
Методическая разработка программ и УМК дистанционного обучения
на базе сайта комплекса. Внедрение ДО в учебный процесс.
Разворачивание экспериментальной работы по вовлечению учащихся в
составление своих индивидуальных образовательных планов.
Продолжение сотрудничества с такими техническими вузами как: Ака-
демия ФСБ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МЭИ (ТУ), ВШЭ, РУДН