Автор: Бабченко Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Н.М.Карамзина
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Интеллектуальное развитие младших школьников"
Раздел: начальное образование
Интеллектуальное развитие младших школьников
Современное
общество
живёт
и
развивается
по
принципу:
«Тот,
кто
владеет информацией, владеет миром». Объём новой информации, который
человек получает ежедневно, поистине огромный. В этой ситуации особенно
важной задачей становится упор на интенсивное интеллектуальное развитие
ребёнка, чтобы научить его справляться с мощным информационным потоком,
выделять полезное и отсеивать ненужное.
Само понятие интеллект очень многогранное и сочетает в себе и широкий
кругозор, и логическое мышление, аналитические и творческие способности.
Основы
интеллектуального
и
духовного
развития
закладываются
у
детей
в
дошкольном
и
младшем
школьном
возрасте.
Этот
процесс
происходит
в
результате
многостороннего
взаимодействия
ребёнка
с
родителями,
сверстниками,
воспитателями
и
учителями.
Совместное
времяпровождение,
общение, игры влияют на интеллект и духовное развитие ребенка. Эффект от
регулярных занятий по развитию интеллектуальных возможностей ребёнка в
младших классах обычно обнаруживаются позже.
Дети, с которыми в возрасте 6-8 лет проводилась плодотворная работа по
развитию умственных способностей, в большинстве случаев преуспевают в
средних и старших классах школы, а затем и в высших учебных заведениях. Эта
закономерность
выявлена
в
результате
многолетних
психологических
исследований и наблюдений.
Очень
важно
ещё
в
начальных
классах
создавать
для
учеников
благоприятные условия для всестороннего развития их творческого потенциала,
мыслительных
навыков
и
умений,
самостоятельности
и
инициативности.
Дети 6-8 лет мыслят довольно простыми и конкретными категориями,
поэтому
для
полноценного
интеллектуального
роста
им
нужно
помогать
развивать воображение, внимательность и образное мышление.
Чтобы
ребенку
хотелось
выполнять
какие-то
задания,
его
нужно
заинтересовать и подарить ему приятные эмоции. Эффективнее всего занятия по
интеллектуальному развитию проходят в формате различных игр.
Для развития воображения и образного мышления отлично подходит игра
«Крокодил», в которой нужно изобразить загаданное слово мимикой и жестами,
не используя речь, сочинение историй и сказок, рисование несуществующих
животных,
лепка.
Запоминание
слов
с
помощью
картинок
формирует
ассоциативную память. Поиск отличий в двух, на первый взгляд, одинаковых
картинках,
сборка
конструктора
или
мозаики
развивает
внимательность.
Формированию
логического
мышления
способствует
решение
загадок,
головоломок. Постепенно задания нужно усложнять.
Интерес к занятиям надо стимулировать, чередуя разнообразные задания,
поощряя
ребенка
похвалой
или
символическими
призами
за
успешное
выполнение заданий. Важно уважать точку зрения ученика, проявлять интерес к
его мнению, не препятствовать инициативности, быть в игре не наставником, а
таким же участником, вместе обсуждать выводы и результаты. Это помогает
детям раскрепоститься и проявить себя.
Все эти занятия учат ребенка осмысливать, анализировать, сравнивать и
делать
выводы,
сосредотачивать
внимание
и
концентрироваться
на
важном.
Положительные
ассоциации
с
развивающими
занятиями
постепенно
отражаются на отношении к урокам и учебе в целом.