Автор: Сусикова Нелля Анатольевна
Должность: социальный работник
Учебное заведение: ГБУ ЯНАО "ЦСОН в МО г.Лабытнанги"
Населённый пункт: г,ЛАБЫТНАНГИ
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственный портрет социального работника"
Раздел: дополнительное образование
Духовно-нравственный портрет социального
работника
Для выполнения предписанных социальным работникам функций
необходимо не только соответствующее профессиональное
образование, но и личностная готовность соблюдать определенные
профессионально-этические нормы и принципы.
Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи
можно, только обладая знаниями и опытом социального
работника, его узаконенными полномочиями(должностью),
статусом(правами) и репутацией(мнением о достоинствах и
недостатках человека), харизматическими
данными(исключительными качествами, талантом) и личной
привлекательностью.
Особенно важны такие личностные качества социального
работника, как его интеллектуальный, общекультурный и
нравственный потенциал.
Наличие таких качеств позволяет социальному работнику более
эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В
частности, это дает ему возможность быть информированным о
различных социальных группах населения и их особенностях;
предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с
разными группами людей («трудными подростками», инвалидами,
престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичным(вызывать
симпатию у клиентов, соблюдать профессиональную тайну,
проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и
т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях,
неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг,
проявляя спокойствие, доброжелательность и внимание к
клиентам.
Все это требует действительно неординарных личностных качеств.
В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества , как
гуманистическая направленность личности, личная и социальная
ответственность, обостренное чувство добра и справедливости,
чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого
человека, терпимость, вежливость, порядочность, чувство
сопереживания, готовность понять других и прийти к ним на
помощь, эмоциональная устойчивость.
Личностные качества социальных работников подразделяют на
три группы.
К первой группе относят требования, предъявляемые
профессиональной деятельностью к психическим
процессам(восприятию, памяти, воображению,
мышлению),психическим состояниям(усталости, апатии, стрессу,
тревожности, депрессии),вниманию как состоянию сознания,
эмоциональным( сдержанность) и волевым(настойчивость,
последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе относят самоконтроль, самокритичность,
самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества-
физическую тренированность, самовнушаемость, умение
переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе относят коммуникабельность(умение быстро
устанавливать контакт с людьми);эмпатию (улавливание
настроения людей, выявление их установок и ожиданий,
сопереживание их нуждам); внешние данные (внешняя
привлекательность личности);красноречивость(умение внушать и
убеждать словом) и т.д.
Реализация указанных качеств может быть определена названием
«профессиональная», «трудовая этика» социального работника.
Ее содержание определяется отношением к труду,
интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм,
находящих свое выражение в поведении человека в сфере
трудовой деятельности.