Автор: Симченко Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №110"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Глагол в неопределённой форме".
Раздел: начальное образование
Глаголы в неопределённой форме
Цель: исследование глаголов в неопределённой форме.
Задачи: 1) Познакомить обучающихся с существенными признаками глаголов
неопределённой формы.
2) Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе своих
наблюдений.
3) Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку.
4) Воспитывать чувство товарищизма и взаимопонимания.
Ход урока:
I.Орг. момент.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут
верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа
поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей. Вы готовы?
Значит, начинаем!
II.Минутка чистописания.
Игра «Да-нетка».
- Угадайте, какую букву будем писать на уроке. Я могу отвечать на ваши
вопросы только словами да, нет.
тепло (слайд №1)
книга
Тт
ть ти чь инфинитив (запись на доске)
- Почему их написали? (пригодятся на уроке).
- Что знаете о новом слове?
III.Актуализация знаний.
1)
– Одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.
Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите?
- Чтобы русский все ребята
На «десятку» знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке? (о глаголе).
- Конечно же – это знакомый незнакомец глагол.
- Почему я так сказала? (мы его немножко знаем, но ещё не всё).
2) – Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
(На парте – листок. Дети работают в парах.) (проверка)
(По ходу ответов детей составляется кластер на доске).
глагол
обозначает что делает? сказуемое ?
действие что сделает? по числам
предмета что сделал? по временам
что будет
делать?
- А хотели бы ещё больше узнать о глаголе? (прикрепляю ?)
IV.Новый материал.
1)
– Прочитайте слова (на доске).
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, пишет, сбегут, решить,
беречь, привезти.
- Что за слова? (глаголы).
-
Распределите
данные
слова
по
временам
в
3
столбика
(самостоятельно).
Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр.
- Какие слова вызвали затруднение? (решить, беречь, привезти).
- Почему не понятно? (они лишние).
- Почему они оказались лишними, не попали ни в одну из групп (не
определяется время, таких вопросов нет во временных вопросах).
- Куда поместим эти глаголы? (я их подчёркиваю).
- Сейчас мы с вами исследуем эти глаголы.
2) Работа в группах.
(у каждой группы – лист А4, фломастер).
- Вспомните правила работы в группах. (исследуют глаголы)
Пункты исследования (слайд №2)
1.
Вопросы.
2.
Изменение по временам и числам.
3.
На что оканчиваются.
3)Проверка работы групп.
(Одна группа предоставляет свои наблюдения, другие – дополняют).
По ходу ответов – на доску карточки
Что делать?
Что сделать?
Не обозначают время и число
Оканчиваются на –ть, -ти, -чь (это суффиксы)
4) Продолжение работы по теме.
- А как бы вы назвали глаголы, у которых не определяется время и число?
(дети дают свои ответы).
-
Форма
глагола,
которая
не
указывает
на
время
и
число
называется
неопределённая форма глагола (в кластер вместо ? – неопределённая форма
глагола).
- Так какая тема сегодняшнего урока? (неопределённая форма глагола).
- Почему эта форма глаголов называется неопределённой?
- Эти глаголы имеют ещё названия:
начальная форма глагола, инфинитив
(в кластер).
- Какое из этих слов вам незнакомо? (инфинитив).
- Инфинитив – латинское слово «неопределённый».
- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Теперь-то уже вы знаете, что
обозначает слово инфинитив? Кто скажет?
- Для чего нам нужны эти знания? (для написания сочинения, при общении
друг с другом).
5) – Давайте прочитаем в учебнике правило, которые написали вам авторы
(стр. 103).
- Совпадает с тем, что вы открыли сами?
V.Физ. минутка.
(на мышцы)
VI.Закрепление.
1)
Работа по учебнику.
С.104, упр.174 (п).
- Кто расскажет о глаголах в неопределённой форме?
- Теперь я думаю, что вы справитесь со следующим заданием.
2) – Выписать глаголы в неопределённой форме.
(слайд №3)
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить,
скатерть, стричь, плести, ногти, грусть, стеречь, медь.
- Отметить суффиксы.
3) Игра «Будь внимательным».
(заменить фразеологизмы глаголами неопределённой формы) (п.)
- Зарубить на носу (запомнить).
- Клевать носом (дремать).
- Пропустить мимо ушей (прослушать).
- Вставлять палки в колёса (мешать).
- Делать из мухи слона (преувеличивать).
- Обвести вокруг пальца (обмануть).
- Держать язык за зубами (молчать).
(глаголы записывают в тетрадь, суффиксы выделяют).
4) Самостоятельная работа.
- Поставить слова в неопределённую форму. (слайд №4)
живёшь-
бережёшь-
кусает-
пляс-
чёрный-
печёшь -
Взаимопроверка. На полях ставят + или – (слайд №5)
живёшь - жить
бережёшь - беречь
кусает - кусать
пляс - плясать
чёрный - чернеть
печёшь – печь
- Поднимите руку, кто не испытал затруднения?
- У кого 6 плюсов поставьте за самостоятельную работу на полях 5.
- Кто испытал затруднения?
- В чём?
- Какова причина?
- Давайте ещё раз вспомним, над какой темой мы работаем?
(если останется время – Р.т.С. 52, упр.114.
VII.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
- Какие суффиксы имеют эти глаголы?
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число).
- Как ещё называются глаголы неопределённой формы?
- Кто запомнил, что такое инфинитив?
VIII.Рефлексия.
1) - Для кого из вас этот урок был полезен?
- Чем? (я узнал…, я повторил…, я вспомнил…, я научился…).
2) – Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей
работе на уроке.
Всё отлично – зелёный кружок на полях.
Хорошо – жёлтый кружок.
Плохо – красный кружок.
IX.Домашнее задание.
(слайд №6)
1)
С.103, упр.173.
2)
Записать
5
пословиц
с
глаголами
неопределённой
формы
(по
желанию).
X. – Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела
заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы
всё равно узнали новое, значит, стали умнее.