Напоминание

"Глагол в неопределённой форме".


Автор: Симченко Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №110"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Глагол в неопределённой форме".
Раздел: начальное образование





Назад




Глаголы в неопределённой форме

Цель: исследование глаголов в неопределённой форме.

Задачи: 1) Познакомить обучающихся с существенными признаками глаголов

неопределённой формы.

2) Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе своих

наблюдений.

3) Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку.

4) Воспитывать чувство товарищизма и взаимопонимания.

Ход урока:

I.Орг. момент.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут

верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа

поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей. Вы готовы?

Значит, начинаем!

II.Минутка чистописания.

Игра «Да-нетка».

- Угадайте, какую букву будем писать на уроке. Я могу отвечать на ваши

вопросы только словами да, нет.

тепло (слайд №1)

книга

Тт

ть ти чь инфинитив (запись на доске)

- Почему их написали? (пригодятся на уроке).

- Что знаете о новом слове?

III.Актуализация знаний.

1)

– Одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.

Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Чтобы русский все ребята

На «десятку» знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке? (о глаголе).

- Конечно же – это знакомый незнакомец глагол.

- Почему я так сказала? (мы его немножко знаем, но ещё не всё).

2) – Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

(На парте – листок. Дети работают в парах.) (проверка)

(По ходу ответов детей составляется кластер на доске).

глагол

обозначает что делает? сказуемое ?

действие что сделает? по числам

предмета что сделал? по временам

что будет

делать?

- А хотели бы ещё больше узнать о глаголе? (прикрепляю ?)

IV.Новый материал.

1)

– Прочитайте слова (на доске).

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, пишет, сбегут, решить,

беречь, привезти.

- Что за слова? (глаголы).

-

Распределите

данные

слова

по

временам

в

3

столбика

(самостоятельно).

Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр.

- Какие слова вызвали затруднение? (решить, беречь, привезти).

- Почему не понятно? (они лишние).

- Почему они оказались лишними, не попали ни в одну из групп (не

определяется время, таких вопросов нет во временных вопросах).

- Куда поместим эти глаголы? (я их подчёркиваю).

- Сейчас мы с вами исследуем эти глаголы.

2) Работа в группах.

(у каждой группы – лист А4, фломастер).

- Вспомните правила работы в группах. (исследуют глаголы)

Пункты исследования (слайд №2)

1.

Вопросы.

2.

Изменение по временам и числам.

3.

На что оканчиваются.

3)Проверка работы групп.

(Одна группа предоставляет свои наблюдения, другие – дополняют).

По ходу ответов – на доску карточки

Что делать?

Что сделать?

Не обозначают время и число

Оканчиваются на –ть, -ти, -чь (это суффиксы)

4) Продолжение работы по теме.

- А как бы вы назвали глаголы, у которых не определяется время и число?

(дети дают свои ответы).

-

Форма

глагола,

которая

не

указывает

на

время

и

число

называется

неопределённая форма глагола (в кластер вместо ? – неопределённая форма

глагола).

- Так какая тема сегодняшнего урока? (неопределённая форма глагола).

- Почему эта форма глаголов называется неопределённой?

- Эти глаголы имеют ещё названия:

начальная форма глагола, инфинитив

(в кластер).

- Какое из этих слов вам незнакомо? (инфинитив).

- Инфинитив – латинское слово «неопределённый».

- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Теперь-то уже вы знаете, что

обозначает слово инфинитив? Кто скажет?

- Для чего нам нужны эти знания? (для написания сочинения, при общении

друг с другом).

5) – Давайте прочитаем в учебнике правило, которые написали вам авторы

(стр. 103).

- Совпадает с тем, что вы открыли сами?

V.Физ. минутка.

(на мышцы)

VI.Закрепление.

1)

Работа по учебнику.

С.104, упр.174 (п).

- Кто расскажет о глаголах в неопределённой форме?

- Теперь я думаю, что вы справитесь со следующим заданием.

2) – Выписать глаголы в неопределённой форме.

(слайд №3)

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить,

скатерть, стричь, плести, ногти, грусть, стеречь, медь.

- Отметить суффиксы.

3) Игра «Будь внимательным».

(заменить фразеологизмы глаголами неопределённой формы) (п.)

- Зарубить на носу (запомнить).

- Клевать носом (дремать).

- Пропустить мимо ушей (прослушать).

- Вставлять палки в колёса (мешать).

- Делать из мухи слона (преувеличивать).

- Обвести вокруг пальца (обмануть).

- Держать язык за зубами (молчать).

(глаголы записывают в тетрадь, суффиксы выделяют).

4) Самостоятельная работа.

- Поставить слова в неопределённую форму. (слайд №4)

живёшь-

бережёшь-

кусает-

пляс-

чёрный-

печёшь -

Взаимопроверка. На полях ставят + или – (слайд №5)

живёшь - жить

бережёшь - беречь

кусает - кусать

пляс - плясать

чёрный - чернеть

печёшь – печь

- Поднимите руку, кто не испытал затруднения?

- У кого 6 плюсов поставьте за самостоятельную работу на полях 5.

- Кто испытал затруднения?

- В чём?

- Какова причина?

- Давайте ещё раз вспомним, над какой темой мы работаем?

(если останется время – Р.т.С. 52, упр.114.

VII.Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- Какие суффиксы имеют эти глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число).

- Как ещё называются глаголы неопределённой формы?

- Кто запомнил, что такое инфинитив?

VIII.Рефлексия.

1) - Для кого из вас этот урок был полезен?

- Чем? (я узнал…, я повторил…, я вспомнил…, я научился…).

2) – Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей

работе на уроке.

Всё отлично – зелёный кружок на полях.

Хорошо – жёлтый кружок.

Плохо – красный кружок.

IX.Домашнее задание.

(слайд №6)

1)

С.103, упр.173.

2)

Записать

5

пословиц

с

глаголами

неопределённой

формы

(по

желанию).

X. – Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела

заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы

всё равно узнали новое, значит, стали умнее.



В раздел образования