Автор: Марзоева Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22
Населённый пункт: РСО - Алания г. Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации к изучению каждой пунктуационной темы русского языка"
Раздел: среднее образование
Методические
рекомендации
к
изучению
каждой
пунктуационной
темы
русского
языка
составила учитель русского языка
и литературы МБОУ "СОШ №22"
РСО-Алания г.Владикавказ
Марзоева Е.И.
Методические рекомендации к изучению
каждой пунктуационной темы
Отбор дидактического материала с учетом трудностей
формирования пунктуационных навыков учащихся в среднем и
старшем звене школы.
Система знаний учащихся по пунктуации определяется многими факторами, в том числе
нужным отбором дидактического материала и его использованием.
Подобный отбор материала для занятий определяется задачами обучения, особенностями
изучаемых тем урока, возрастом школьника, временем, которое отводится для изучения данного
программного материала. При тщательном подборе дидактического материала важно учитывать
особенности данной пунктограммы и трудности, связанные с обнаружением синтаксических
единиц и определением их границ ,выделением условий действия пунктуационной нормы, а
также трудности, обусловленные действием психологических закономерностей усвоения данного
материала.
Предлагаю обратить внимание на трудности, которые чаще всего связаны с обнаружением
пунктограммы и действием психических закономерностей.
Обнаружение пунктограмм
Если наименование синтаксической единицы выступает как условие пунктуационной нормы, то
неправильное определение ее может затруднить применение правил. Вот несколько примеров.
Классификация предложений по количеству в них грамматических основ зависит от умения
точно выделять главные члены предложения. Подлежащее определяется учащимися с большим
трудом, когда оно выражено неопределенным, вопросительно-относительным или
определительным местоимением, сочетанием числительного или неопределенного местоимения
с именем существительным, а также субстантивированными словами, что встречается реже.
Затруднения при определении однородных членов предложения могут быть связаны с тем,
что их однородность определяется по одному признаку, а не по совокупности. Так, определение
однородных членов только по вопросу становится ошибочным.
Затруднение в обнаружении пунктограмм и выделении условий пунктуационной нормы
определяются сложностью установления связи между членами предложения или частями
предложения и отсутствием у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН) в проведении таких
логических просчетов.
Ошибки в обособлении определений во многом объясняются трудностями в установлении их
связи с определяемым словом. Определяемое слово и позиция определения легче
обнаруживаются, если определение стоит в постпозиции, и гораздо труднее- в препозиции.
- 1 -
Перспективный анализ всегда сложнее, чем ретроспективный, который всегда ведется по
записанным данным. Установление связи более усложняется, если определение отрывается от
самого определяемого слова. ( Молодая высокая трава на дальнем холме, вся мокрая и пыльная,
белела словно праздничная скатерть.
Причиной пропуска обособлений обстоятельственных определений часто является неумение
самостоятельно обнаружить связь определения со сказуемым, по которому устанавливается его
добавочная функция. Трудности применения правила о неразделении запятой простых
предложений, входящих в состав сложносочиненного предложения, соединенных
неповторяющимися союзами И,ДА (И), ИЛИ, ЛИБО, состоят в том, что учащиеся не всегда
соотносят общий второстепенный член с обоими предложениями.
Сочинительная связь в предложении обнаруживается значительно труднее. При ее установлении
необходимо видеть весь ряд однородных членов, зависимых и независимых. Чаще всего
трудности возникают при установлении сочинительной связи между членами предложения и
частями предложения, когда они группируются по смыслу. Например: Журавль свой длинный нос
засунул Волку в пасть и с трудностью большой кость вытащил и стал за труд просить.(Кр.)
В этом предложении к двум первым сказуемым, которые связаны союзом И, объединенным по
смыслу, присоединено сказуемое тоже с союзом И, поэтому встречающийся несколько раз союз И
не является повторяющимся.
Характер связи между членами предложения и частями предложения нередко можно определить
по средствам связи - союзам, которые могут выступать четкими, стойкими или, напротив слабыми
сигналами о пунктограмме. Например, союз НО указывает на сопоставление членов и частей
предложения, обычно разделяемых запятыми. Союз И, напротив, является весьма
неопределенным сигналом о пунктограмме: им соединяются части предложения, которые могут и
разделяться, и не разделяться знаками препинания.
Также к трудностям относится определение границ причастных, деепричастных оборотов и
различных видов придаточных предложений.
Смешение грамматических явлений
При подборе дидактического материала нужно учитывать и эти явления. Например, часто
неправильно квалифицируются синтаксические единицы, в состав которых входят члены
предложения и части, находящиеся в сложносочиненной связи: простые предложения
принимаются за сложносочиненные ( Зимою птицы улетают на юг и лето уносят за собой )или
наоборот ( К вечеру солнце скрылось за горизонт, и стало очень прохладно ).
Ошибочные и неполные обобщения
Ошибочные обобщения могут создаваться на основе внешних, несуществующих признаков. Зная,
что перед союзом НО ставится запятая, учащиеся уверенны в обязательности постановки запятой
перед данным союзом, хотя перед ним может стоять любой конечный знак.
- 2 -
Подобные наблюдения являются недостаточными для пунктуационных обобщений и приводят к
ошибочным переносам, например к лишней запятой перед союзом ГДЕ в предложении Хорошо,
когда есть где спрятаться от проливного дождя.
Неполные обобщения могут возникнуть, если в формулировке правила отсутствует полнота
условий, при которых действует пунктуационная норма. Например, в правиле о постановке тире
между подлежащим и сказуемым нередко опускается указание, что постановка этого знака в
устной речи отмечается паузой. Например: ( Мой брат- знаток этих мест. Моя мама застенчивый
человек.)
Неполные обобщения могут согласовываться и в том случае ,если грамматический фактор
показывается не во всех формах его проявления. При объяснении и закреплении на уроке правила
о пропуске запятой для разделения частей сложносочиненного предложения с общим
второстепенным членом преобладают примеры с обстоятельствами места и времени, стоящими в
начале предложения. Учащиеся часто затрудняются использовать это правило в
сложносочиненных предложениях, где общий второстепенный член не стоит в начале
предложения или является дополнением ( Чужды вам страсти и чужды страдания.)
Взаимодействие навыков учащихся
Усвоение пунктуационных норм связано с взаимодействием навыков. Навык разделять запятой
однородные члены предложения, соединенные противительными союзами, оказывает
положительное влияние на постановку этого знака между частями сложного предложения. Но
ранее сформированный навык может оказать и отрицательное влияние на формирование нового
навыка. Навык не разделять запятой однородные члены, соединенные неповторяющимися
соединительными или разделительными союзами, наблюдается при пунктуации простых
предложений, в которых указанные союзы повторяются не со всеми однородными членами
( Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по
горам (Кр.), а также пунктуации сложносочиненных предложений, в которых первое предложение
заканчивается перечисление однородных членов, не соединенных союзами ( Птицы громко
кричали, ссорились, то и дело взлетали с места, вновь возвращались, и над сосновым лесом
слышался их неумолкаемый шум).
Ошибки в постановке запятой вместо точки с запятой, двоеточия или тире в бессоюзном
сложном предложении тоже можно объяснить отрицательным действием ранее
сформированных навыков постановки запятой.
Новый навык тоже может оказать отрицательное влияние на ранее сформированный навык.
Например, умение разделять запятой простые предложения, которые разделяются
соединительными и разделительными союзами, может тормозить действие ранее
сформированного навыка не разделять запятой однородные члены предложения, соединенные
таким же способом. Из опыта работы замечено увеличение ошибок (в постановке лишней
запятой) перед неповторяющимся союзом И, соединяющим однородные члены, после изучения
сложносочиненного предложения, если все тренировочные упражнения по этим темам проводить
без сопоставления примеров на конкурирующие правила.
- 3 -
"Срывы" в действии оперативной памяти
Применение правил связано с действием двух видов оперативной памяти учащегося -
упреждения и удержания.
Например, в предложении Очарованные необыкновенным видом на море, отдыхающие сразу
притихли , чтобы решить вопрос о необходимости постановки запятой после причастного
оборота, оперативная память учащегося должна упредить слова, с которыми связан причастный
оборот. При записи предложения Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась
по комнате (Ч.) оперативная память учащегося должна удержать слово Каштанка, чтобы
применить те же правила, что и в предыдущем предложении.
"Срывы" в действии оперативной памяти часто приводят к пунктуационным ошибкам.
"Срывы" в упреждении наблюдаются, когда вопрос о постановке знака должен решиться
раньше, чем записывается часть предложения, по которой определяются условия действия
пунктуационной нормы. Такие "срывы" в действии оперативной памяти могут быть при записи
предложений, при пунктуации которых применяются уже изученные правила: а) о выделении
запятыми обособленных определений, имеющих обстоятельственное значение, б) о пропуске
запятой между главными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными
или разделительными союзами , имеющими общее придаточное предложение ( Колхозники
вечером вернулись с поля и пастух пригнал стадо уже домой, когда уже стало стремительно
темнеть ), в) о пропуске первой запятой для выделения придаточного предложения, когда оно
структурно сливается с подчиняющим его предложением ( Собакевич в четверть часа с
небольшим доел осетра всего, так что когда полицмейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от
произведения природы остался один хвост (Г.)
Оперативная память может сбрасывать материал как отработанный до окончания
необходимого поиска, в этом выражаются "срывы" в действии оперативной памяти.
Такие явления наблюдаются при применении правил, уточняющих действие основных правил,
имеющих широкое распространение, и при пунктуации предложений , в которых совмещаются
или соседствуют пунктограммы. Так, правило о постановке двоеточия перед однородными
членами предложения, стоящими после однородных членов, которые следуют за обобщающим
словом, ставится тире, если предложение ими не заканчивается ( Все: и крыши, и асфальт на
мостовой, и кустарники в саду - сверкало и переливалось после теплого дождя).
Применение этих правил не совпадает по количеству операций: кроме определения позиции
однородных членов по отношению к обобщающему слову, что является достаточным условием
для постановки двоеточия, при применении второго правила нужно установить, продолжается ли
предложение после перечисления однородных членов или нет. Оперативная память после
выяснения условий постановки двоеточия часто сбрасывает материал как отработанный и
условия постановки тире после однородных членов остаются невыясненными.
- 4 -
Такая же причина наблюдается при постановке лишней запятой для выделения определений,
стоящих после определяемого слова, не выражающего нужного понятия.
Например, в предложении Оратор излагал свои мысли языком очень правильным, но был
недостаточно эмоционален) , а также имен прилагательных и причастий, входящих в состав
сказуемого ( Школьники вернулись с катка сильно разрумянившиеся от крепчающего мороза) .
Совмещение пунктограмм
При работе на уроках особое внимание необходимо обращать на взаимодействие навыков и
действия оперативной памяти при постановке знаков препинания в предложениях, в которых
пунктограммы совмещаются или соседствуют.
В предложениях, в которых полностью совмещаются пунктуационные поля разных
пунктограмм, наблюдаются "срывы" в действии оперативной памяти и отрицательное
взаимодействие навыков. При анализе таких предложений должно совмещаться во времени
применения правил, требующих осуществления разных логических операций, и в этом
заключается трудность. После применения одного из правил оперативная память может сбросить
этот материал как отработанный, и другая пунктограмма окажется необнаруженной. Нахождение
пунктограмм в подобных случаях может определяться последовательностью поступления
сигналов о пунктограммах и яркость самих сигналов. Например, в предложении Разговор, то
частный, то общий, вовсе не умолкал по повторяющемуся союзу учащиеся обнаруживают
однородные предложения, но нередко не замечают их обособления. В предложении Голоса
ребят, звонкие и веселые, наполняли весь школьный двор ошибок в обособлении будет меньше:
первый яркий сигнал учащиеся получают от обособленных определений. Кроме этого,
однородность определений не отмечается постановкой знаков между ними( в предложении нет
действия).
При записи предложений, в которых совмещаются пунктуационные поля разных пунктограмм,
наблюдается отрицательное взаимодействие навыков. Например, сформировавшийся навык у
учащихся выделять деепричастный оборот с обеих сторон может быть причиной ошибок в
постановке лишнего знака при пунктуации однородных деепричастных оборотов, соединенных
неповторяющимися соединительными или разделительными союзами (Весь его костюм был
потерт, но крепок и очень шел к нему, делая его фигуру шире, скрадывая его костлявость (,) и
придавая ему воинственный вид. (М.Г.) Подобные ошибки наблюдаются при выделении запятыми
обособленных однородных распространенных определений, однородных придаточных
предложений.
Другие трудности испытывают учащиеся при записи предложений, в которых пунктуационные
поля сочетающихся пунктограмм совмещаются не полностью или соседствуют. Здесь необходимо
знать, какое пунктуационное поле является основным, разными или одинаковыми по функции
выступают знаки препинания.
Предлагаю рассмотреть отдельные случаи по изученной пунктограмме. Основное
пунктуационное поле - обособленный второстепенный член предложения, включающий
однородные члены
- 5 -
( Кругом расстилаются поля, засеянные рожью, пшеницей и овсом; Ночь росла и крепла,
наполнялась странными, тихими звуками. (М.Г.)
В этом случае поиск обособленных второстепенных членов предложения почти не конкурирует с
поиском, связанным с квалификацией членов предложения как однородных: первый сигнал
учащиеся получают от обособлении; логические операции, связанные с выяснением условий
обособления, не совпадают с логическими операциями, производимыми при обнаружении
однородных членов предложения; интонация при обособлении второстепенных членов не
приглушается перечислительной интонацией.
Осложняется анализ предложения, если обособленный член оказывается рядом с
сочинительным союзом, соединяющим однородные члены. Например, Туристы вышли на
вырубку, заросшую густо малиной, и решили отдохнуть и полакомиться спелыми, манящими
ягодами; Машина резко выехала на шоссе и, вовсе не замедляя хода, промчалась по пыльной
проселочной дороге вглубь деревни.
В первом предложении часто пропускается вторая запятая для выделения обособленного
оборота: появляется сигнал о конкурирующем правиле, по которому перед повторяющимся
союзом И запятая не ставится. Во втором предложении, наоборот, чаще пропускается первая
запятая выделительного знака: пауза делается перед сочинительным союзом.
Затруднения испытывают учащиеся и при записи сложных предложений, а которых
обособленный второстепенный член стоит в начале простого предложения, присоединяемого
сочинительным или подчинительным союзом или союзным словом. Например: В первом тайме
игра была острой, напряженной, но, несмотря на усилия хоккеистов, счет так и не был открыт;
Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. (М.Г.)
Затруднения у учащихся, приведенные выше, встречаются и при выделении придаточных
предложений. Давайте сравним два предложения: Я сказал встретившимся мальчикам, что
заблудился, и подсел ближе к ним.; Земля сильно разбухла от дождевой влаги и, когда весенний
ветер разогнал облака, она словно млела под ярким солнцем и курилась синеватым дымом.
Затрудняется пунктуация в предложениях, в которых совпадение пунктуационных полей разных
пунктограмм приводит к постановке комбинированного знака препинания ( Березка, любимая
русским народом, - самое песенное дерево) или к поглощению одного пунктуационного знака
другим ( Стихи любил всякие, какие только попадались под руку: и те, которые хорошо понимал, и
те, где было много неясного. (Ис.) В первом предложении часто пропускается запятая для
выделения обособленного оборота, во втором допускается ошибка в выборе знака (здесь
двоеточие заменяется запятой).
Пропуск одного из сочетающихся знаков препинания обычно бывает обусловлен
отдаленностью от знака слова или словосочетания, являющегося доминирующим ориентиром для
его постановки, и выпадением его из оперативной памяти. Например, в предложении Деревья
сада, дача, веранда, сплошь увитая виноградом, - все было погружено в вечерний полумрак чаще
пропускается запятая, чем тире, потому что обобщающее слово и интонация итога, которые
являются ориентиром для постановки тире, контактирует с этим знаком.
- 6 -
Эти ориентиры (обобщающее слово и интонация итога) указываются сильнее ориентира,
указывающего на постановку второй запятой выделительного знака, последующий сигнал
вытесняет предыдущий, оперативная память сбрасывает материал об обособлении как
отработанный.
Пунктуационные знаки могут графически не сочетаться или поглощаться один другим -
более высокого уровня синтаксического членения. Например, в предложении Все было
погружено в опустившийся постепенно на село полумрак, опутавший осеннюю землю: дача,
старая веранда, деревья в вишневом саду. По логике, здесь причастный оборот должен
выделяться с обеих сторон запятыми, а после него перед перечислением однородных членов
необходима постановка двоеточия. Но эти знаки не сочетаются, в этом предложении ставится
двоеточие как знак более высокого уровня синтаксического членения. Учащиеся при записи
подобных предложений нередко вместо двоеточия ставят запятую. Такая ошибка в какой-то мере
объясняется тем, что обобщающее слово оторвано от однородных членов и к моменту постановки
двоеточия оно может выпасть из оперативной памяти учащегося.
В предложениях с комбинированными знаками препинания, каждый из которых имеет
собственное обособление, нередки ошибки в последовательности их расположения. Подобные
ошибки чаще всего встречаются в предложениях с прямой речью - нарушается порядок
расположения кавычек, запятых, конечных знаков препинания: после прямой речи, стоящей
перед словами автора, меняются местами кавычки - запятая или один знак препинания ставится
над другим; после прямой речи, стоящей в конце предложения, меняются местами кавычки -
точка или пунктуационные знаки совмещаются по вертикали.
Порядок расположения знаков препинания, к сожалению, не оговаривается учебником и, как
правило, учителем не контролируются. Понятно, что подобные нарушения не являются
серьезными ошибками, но пренебрежение ими мешает формированию пунктуационных навыков
и повышению пунктуационной культуры у учащихся в школе.
Из вышеизложенного материала видно, что совмещение пунктограмм при записи
предложений приводит к совмещению логических операций, к их взаимодействию, что создает
дополнительные трудности при применении правил. При определении этих трудностей нужно
иметь в виду: а) совпадают или не совпадают пунктуационные поля совмещающихся пунктограмм;
б) одинаковыми или разными по функции знаками препинания оформляются совмещающиеся
пунктограммы ( особые трудности в этом отношении представляет пунктуация предложений, при
записи которых совмещаются операции, связанные с применением правил, регулирующих
постановку разделительных и выделительных знаков препинания, например разделение
однородных членов и выделение их как обособленных второстепенных членов); в) разными или
одинаковыми по характеру директивы правилами регулируется пунктуация совмещающихся
синтаксических единиц; г)в ряде случаев следует учитывать, какое пунктуационное поле является
основным, чем распространяется синтаксическая единица, например однородные члены
распространяются обособленным второстепенным членом или наоборот.
- 7 -
Введение учащихся в тренировочные упражнения предложений с учетом трудностей,
обусловленных действием психологических закономерностей, создаст лучшие условия для
формирования и совершенствования пунктуационных умений и навыков.
Дифференциация материала по трудности его усвоения учащимися позволит
целенаправленно вести занятия по пунктуации и поможет каждому учителю в их правильной
организации на уроке.
Знание трудностей, связанных с обнаружением грамматических фактов и трудностей,
вызванных применением правил, в какой-то мере облегчит нахождение общего подхода к
формированию умений в установлении условий действия нормы и выборе самой нормы, окажет
помощь в организации работы по предупреждению ошибочных переносов и ложных обобщений.
Знание трудностей при формировании умений и навыков и наличие дидактического
материала, отобранного с учетом преодоления этих трудностей, помогут решить многие вопросы в
организации занятий: расположение материала в процессе его изучения, соразмерность
материала по отдельным разделам, определение времени, отводимого на изучение разделов,
сопоставление материала как с целью его обобщения и систематизации, так и с целью
предупреждения смешения грамматических фактов, отрицательного взаимодействия навыков и
"Срывов" в действии оперативной памяти и др.- одним словом, дадут возможность определить
виды упражнений и их характер, выбрать наиболее оптимальный вариант организации и
проведения занятий по пунктуации.
Упражнения и задания по пунктуации на различные темы
Со знаками препинания, которые ставятся в конце предложения, учащиеся знакомятся в
начальных классах. Навык же в постановке и систематизации знаний закрепляется с V - IX классах.
Постановка знаков препинания в конце предложения.
Омытая ливнем степь давно зазеленела. Откройте же мне вашу тайну поскорей.
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? Где вы будете сегодня обедать?
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса! Как не любить родные
места!
Хотел...просить вас... помочь мне... Я шел позади...Дождик стучал по окнам; мы все молчали...
Тире между главными членами
Ошибки в пропуске тире чаще встречаются в предложениях, где один из главных членов
выражается числительным или сочетанием числительного с существительным или где оба главных
члена выражены инфинитивом. Может затруднять применение правил распространенность
главных членов, вхождение их в ряд однородных членов, необычный порядок слов в именной
части. Еще сложнее выделяются условия нормы, если простые предложения с именным
сказуемым входят в состав сложного предложения.
- 8 -
Мир- первое условие развития культуры. Знание в юности- это мудрость в старости.
Семь бед - один ответ. Весна да осень - на дню погод восемь.
Лишнее говорить- только делу вредить.
Для водолаза самое опасное - поддаться панике. Первый в работе- первый в почете.
Большая скорость- не самая короткая дорога. Одно дерево- еще не лес.
Дорога, идущая через лес, - самое короткое расстояние до станции.
Пунктуация при однородных членах предложения
Трудности в пунктуации при однородных членах связаны с обнаружением однородных членов и
применением правил пунктуации. Особую трудность учащиеся испытывают при установлении
однородности-неоднородности определений
В хоре пели русские, украинские ,молдавские песни. Перед нами стоял старик лет шестидесяти,
усталый, в старой телогрейке.
на обнаружение однородных членов оказывает влияние количество однородных членов в ряду,
а также наличие при них зависимых слов. Распространенные члены предложения нередко
принимаются за части сложносочиненного предложения. Смешение грамматических фактов
наблюдается чаще, если при однородном сказуемом имеется дополнение в форме, сходной с
формой именительного падежа.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Особенно затрудняет учащихся пунктуация в предложениях с обособленными причастными и
деепричастными оборотами, в которых обороты стоят перед союзами И, ДА, ИЛИ, ЛИБО,
соединяющими однородные член.
Галя встала с места, держа в руке тетрадь, и, робко глядя на окружающих, пошла к сцене
быстрым шагом.
Листья падали с деревьев и, медленно кружась в холодном воздухе, ложились на землю .
Трудности часто связаны с обнаружение обобщающих слов. Бывают случаи, когда слова с
обобщающим значением без установления их одноименности о однородными членами ошибочно
называются обобщающими. (Деревья, трава и земля всюду потемнели).
Осложняется пунктуация при однородных членах и тем, что после обобщающего слова может
стоять вводное слово, указывающее на последующие перечисления.
Речным флотом перевозятся разные грузы, например: лес, машины, зерно, овощи).
- 9 -
Пунктуация при обращениях
Труднее обнаруживается обращение, если оно указывает наименование лица по роду занятий,
если в качестве обращения выступает неодушевленное существительное, не всегда помогает
обнаружить обращение звательная интонация. Труднее обнаруживается распространенное
обращение.
Милый друг ты мой, не вешай голову. Зачем ты, о поле, смолкло и поросло травой забвенья?.
И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слез. отпусти меня, родная, на простор
широкий. Светись, светись, далекая звезда, чтоб я в ночи встречал тебя всегда.
Пунктуация при обособленных определениях
Труднее обнаруживаются несогласованные определения выраженные именем существительным в
косвенных падежах.
При пунктуации распространенных обособленных определений возможны ошибки в пропуске
знаков препинания, в постановке лишних знаков и в постановке запятой не в том месте, где она
должна быть. Ошибочное выделение запятыми обособленных постпозитивных распространенных
определений наблюдается при существительных с лексической неполнотой.
Я не видел человека более изысканного, спокойного, самоуверенного и властного.
Часто не обнаруживаются обособленные определения при местоимениях в косвенных падежах и
в препозиции. Совмещение двух пунктограмм - однородности определения и их обособления -
нередко приводит к "срывам" в действии оперативной памяти: обнаруживается одна
пунктограмма, пропускается вторая.
Дождь, редкий, но крупный, сильно застучал по старой крыше. Ветер, то тихий, то порывистый ,
дул целый день.
Наблюдаются ошибки в обособлении определений, поясняющих однородные члены.
И лошади, равномерно покачивающие при беге головами, и покрытые рогожами извозчики,
шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома и улицы, казавшиеся очень высокими, - все
было мне особенно мило и знакомо.
Пунктуация при обособленных приложениях
Трудности при обособлении приложений связаны с определением функции существительных в
форме именительного падежа: такие существительные могут выступать в качестве именной части
составного сказуемого. Ветер, вечный бродяга, поет про бездонную юность мою.
Затрудняет учащихся применение правил об обособлении обстоятельственных приложений.
Люди добрые и радушные, Лавровы приютили нас в своем небольшом загородном домике.
Хороший пианист и вокалист, Сережа часто выступает в сельском клубе перед фильмом.
- 10 -
Трудности при обособлении приложений, присоединяемых союзом КАК, обусловлены их
значением. Меньше затруднений в пунктуации при приложении, выражающем причинное
значение. Труднее пунктуации в приложении со значением "в качестве".
Отступник света, друг природы, покинул он родной предел.
Пьер, как законный сын, получил все. Вчера над озером видел гусей - первых разведчиков
великой армии птиц, ожидающих время прилета на юг.
Пунктуация в сложносочиненных предложениях
Обнаружение сложносочиненного предложения связано с умением выделять и соотносить
главные члены предложения.
Затрудняет учащихся выделение подлежащего, если оно выражается неопределенным
местоимением, словосочетаниями (числительного или неопределенного местоимения с именным
существительным). Необнаружение сложносочиненного предложения чаще всего связано с
неумением соотнести главные члены - установить связь сказуемого с одним или несколькими
подлежащими или выделить главный член в односоставном предложении.
Мне рекомендовали эту книгу, и я прочел ее . Сходите в зоопарк, и вы увидите настоящего
африканского слона. Вечерело, и становилось очень прохладно.
Простые предложения, имеющие общий второстепенный член или общее вводное слово и
соединенные неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, не
разделяются запятой.
Малиновка пела громко в лесу и кукушка неустанно куковала.
У Гаврилы сильно кружилась голова и неприятно темнело в глазах.
Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня в те самые места.
Вставало безоблачное небо, и очень быстро стало светлеть.
По ночам подмораживало и яркие звезды усеяли ночное небо.
Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут набухшие почки и деревья
выбросят зеленую листву.
Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит
по селу.
Сонный ветер зашуршал в темноте по крыше, и мне стало холодно, но зато как приятно было
снова вбежать в теплую избу и накрепко захлопнуть ее тяжелую дубовую дверь.
Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни.
- 11 -
Пунктуация в сложноподчиненных предложениях
Пунктуация в сложноподчиненных предложениях регулируется правилами двух систем:
придаточное предложение как зависимая предикативная единица, которая может находиться
внутри подчиняющего его предложения, выделяется запятыми; однородные придаточные
предложения, как предложения синтаксически равнозначные, разделяются запятыми так же, как и
однородные члены предложения.
Трудности пунктуации связаны с выделением придаточного предложения и определением его
границ, и отделением подчинительных союзов или союзных слов. Нередко не обнаруживается
придаточное предложение, если оно присоединяется к главному предложению
малоупотребляемыми союзами или союзом-частицей ЛИ. Часто не замечается придаточное
предложение, если оно относится к деепричастию или причастию. Затрудняет школьников
определение границ придаточного предложения, если оно присоединяется союзным словом.
Также трудностью в постановке знаков препинания в сложноподчиненных предложениях является
наличие нескольких придаточных как при последовательном, так и при однородном
соподчинении.
Я вышел в путь, чуть занялась на небе заря.
долго тянулась зимняя вьюжная ночь, и хотелось точно знать, скоро ли наступит утро.
Собаки, услышав, что кто-то идет, с лаем бросились к нам навстречу.
Выставили часовых, для того чтобы предупредить возможность внезапного нападения врага.
По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на
всех парусах.
И впервые в жизни подумал Куликов, что не бесследно живет на свете человек и умирает не без
следа, не так, как снег весной сходит с поля, ибо о каждом человеке останется память, хорошая
или дурная.
Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях
Границы между частями в бессоюзном сложном предложении обозначаются запятой, точкой с
запятой, двоеточием и тире. Выбор знака определяется смысловыми отношениями между
предикативными частями и интонацией. Ошибки при пунктуации в бессоюзном сложном
предложении однотипны - они заключаются в замене одного знака препинания другим. Чаще
всего допускаются ошибки в выборе точки с запятой или запятой, тире или двоеточия, или их
замена запятой. Часты ошибки в замене тире двоеточием и в бессоюзных сложных предложениях
с отношениями противопоставления. Дополнительные трудности испытывают учащиеся при
записи предложений, в которых одна из зависимых частей бессоюзного сложного предложения
представляет собой само бессоюзное предложение.
Облако пройдет - озеро заблестит, нивы обольются словно золотом.
К солнцу потянулись нежные ростки трав, тайга обновилась, заполнилась голосами певчих птиц.
На улице было еще пусто; над крышами домов вставало ленивое солнце.
- 12 -
Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился свет серовато-сизого утра.
Над хвойным лесом, ярко освещенным солнцем, от земли до неба стоят столбы: там идет
проливной дождь. Дед оказался прав: к вечеру пришла с востока сильная гроза.
В лагере было спокойно: ни суеты, ни говора людского, даже трубы над палатками не дымили.
Поверь: меня, как вас, пленяет и водопад и темный лес.
Хотел кричать - язык сухой беззвучен недвижим был. Солнце дымное встает - будет день
горячий снова.
Я напрягал зрение - по-прежнему ничего, кроме льдов и белого снега, не видел.
Пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи
Применение правил пунктуации в сложных предложениях с частями, включающими несколько
основ, затрудняется тем, что осложняется анализ структуры подобных синтаксических построений.
Кроме того, в сложных предложениях с частями, включающими несколько основ, появляются
специфические условия, требующие учета взаимосвязи компонентов сложного построения и
уточнения применения известных учащимся правил пунктуации в сложном предложении.
Разный уровень членения синтаксически равнозначных частей показывается постановкой
запятой и точки с запятой.
Лес пожелтел, редеет с каждым днем; не так теперь таинственны тропинки, не так тенисты в
светлый день поляны; высокий клен и легок и прозрачен, широкий дуб, как бронзовый, стоит, и
ниже и светлее мелколесье.
Между зависимыми частями встречаются ошибки в выборе двоеточия и тире.
Погода в декабре выдалась изменчивая: то снег выпадет, то дождь резко пойдет.
Ошибки в выборе знака чаще бывают в предложении с добавочным значением.
Юный лес, в зеленый дым одетый, первых гроз нетерпеливо ждет: все весны дыханием согрето,
все кругом и любит и поет.
Уже совсем стемнело и начинало холодать; в роще звучно щелкал соловей.
Крупные капли дождя падали на пыльную поверхность дороги, и вскоре оно стала похожа на
лунную: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
Трудно было угадать, какой выдастся день - то ли прояснится к полудню, то ли снова соберется
дождь и вовсе зальет карьер.
Только что взошло солнце; косые лучи отражались в окнах домов, и весь город горел яркими
красками, словно сиял золотом.
- 13 -