Напоминание

"Роль проектно-исследовательской деятельности в образовании в условии введения ФГОС"


Автор: Фёдорова Надежда Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Пограничнинская СОШ
Населённый пункт: п.Пограничный, Приаргунский район
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Роль проектно-исследовательской деятельности в образовании в условии введения ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Фёдорова Надежда Николаевна

Учитель английского языка и обществознания МБОУ Пограничнинская СОШ

Забайкальский край, Приаргунский район,

Роль проектно - исследовательской деятельности в образовании в условии

введения ФГОС.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой.

В современном представлении понятие «качество образования» сочетается с

понятием

«качество

жизни»,

раскрывающимся

через

такие

категории,

как

«самореализация», «компетентность», «самодостаточность», «защищённость и

уверенность в будущем», «здоровье» и другие. Важнейшими задачами ФГОС

является

духовно-нравственное

развитие

ребенка,

овладение

ключевыми

компетентностями

и

формирование

универсальных

учебных

действий

школьника.

Основным

подходом

формирования

УУД,

согласно

новым

Стандартам, является системно - деятельностный подход. Одним из методов

р е а л и з а ц и и

д а н н о го

п од ход а

я в л я е т с я проектно-исследовательская

деятельность, которая является не только перспективной и актуальной в деле

подготовки учащихся к успешной самореализации в будущем, но и становится

эффективной технологией образования, воспитания и развития личности в

настоящем. Она учит детей учиться, а это одно из главных требований ФГОС.

Участие в проектной деятельности стимулирует творчество детей, побуждает

их к самостоятельному поиску, способствует развитию у них критического

мышления, которое необходимо для многих современных сфер деятельности.

Программы

всех

школьных

предметов

ориентированы

на

данный

вид

деятельности.

Устные

экзамены

в

девятых

и

одиннадцатых

классах

предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким

образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в

современной

педагогике.

И

это

не

случайно,

ведь

именно

в

процессе

правильной

самостоятельной

работы

над

созданием

проекта

лучше

всего

формируется

культура

умственного

труда

учеников.

А

свободная

компьютеризация позволяет каждому учителю, более творчески подходить к

разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более

интересным, разнообразным и современным.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.

Качественно

выполненная

работа

это

поэтапное

планирование

своих

действий, отслеживание результатов своей работы. Повышение мотивации и

развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной

деятельности

ключевого

признака

самостоятельного

выбора

-

это

возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них

творчески продуманной форме. Овладевая культурой выполнения проектных

заданий,

ребёнок

учится

творчески

мыслить,

самостоятельно

планировать

свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним

задач,

реализовывать

усвоенные

им

средства

и

способы

работы.

Следует

отметить,

что

проектирование

это

особый

вид

деятельно сти,

обеспечивающий всегда исключительно позитивный результат. Использование

элементов проектного метода позволяет создавать для учащихся ситуации, в

которых

они

смогут

использовать

свой

жизненный

опыт,

проявлять

заинтересованность в выборе тем проектов, а также планирование результатов

своей деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность в школе может осуществляться как

в

урочной,

так

и

во

внеурочной

деятельности.

В

значительной

степени

формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент

и

решение

нестандартных

задач,

которые

позволяют

отрабатывать

такие

элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования,

его проведение, обработку и анализ результатов, их представление.

В зависимости от заинтересованности учащихся в выбираемой теме проекта,

от

ступени

обучения

им

предлагаются

следующие

типы:

социальные,

экологические,

научно-технические,

технологические,

экономические,

космические, оборонные, строительные, образовательные.

Таким

образом,

каждый

ученик

или

группа

должны найти

ресурсы

для

выполнения

задания,

анализа

действий,

для

получения

результата.

В

результате ученик проявляется как личность, его действия зависят, в первую

очередь, от его мотивов, способностей.

Для обучающихся также важным является этап представления проекта, то есть

демонстрация

не

только

учебных

знаний,

но

и

культурных

ценностей

учащихся. Проекты могут быть представлены в разных видах, выбранного

учащимися:

словесного

описания,

графического

изображения,

изложения

расчетов, комбинированный вариант. В работе оказываются востребованными

все те знания, умения и навыки, что были получены обучающимися в процессе

изучения

темы,

а

также

общеучебные

умения.

Можно

с

уверенностью

утверждать,

что

на

тех

уроках,

где

учащиеся

занимаются

проектно-

исследовательской

деятельностью,

формируются

предметные

и

общие

компетенции. Если сформированы навыки учебной исследовательской работы,

то

можно

использовать

более

сложные

формы

организации

деятельности

учащихся. При выполнении работы, которая продолжается не один месяц, а

иногда и год, учащиеся получают очень глубокие знания в определённой

области,

развивают

свои

творческие

способности,

навыки

проектно-

исследовательской работы, воплощают свои знания и способности в реальном

исследовательском проекте, что способствует развитию необходимых в их

дальнейшей деятельности компетенций.

Познавательная

компетентность.

Выбор

темы

исследования,

творческой

работы, доклада. Ученик сам выбирает тему, ставит цель работы. Главное -

научить делать это осмысленно и самостоятельно. Учитель на этом этапе, как

и

на

остальных,

выполняет

роль

консультанта,

помогая

ставить

задачи,

планировать шаги к достижению цели.

Информационная

компетентность.

Подготовка

теоретической

основы

работы. Темы, выбираемые для проекта, не новые. Но они подаются уже с

современной точки зрения и жизненного опыта обучающихся.

Коммуникативно–социальная

компетентность. Обучающиеся

могут

разрабатывать

выбранные

темы

в

группе

или

объединяться

в

группы

по

близким темам. Они вырабатывают общий план работы. Но, в то же время

каждый показывает свое видение проблемы и ее решение. Для того чтобы

учащиеся

имели

возможность

выполнить

работу

самостоятельно,

задание,

сформулированное в общем виде, дается каждому. Указания к выполнению

задания учитель может дать учащимся по их просьбе при возникновении

затруднение

в

процессе

самостоятельной

работы.

Учителю

не

следует

отбрасывать

неверные

предположения:

каждая

из

гипотез

нуждается

в

экспериментальной проверке. Работая в группе, учащиеся приобретают опыт

оказания

помощи,

слушания

других,

принятие

помощи.

Развивают

коммуникативная компетентность.

Продуктивная

компетентность.

Индивидуальная

доработка

темы.

На

данном этапе ученики пишут и выступают с докладом, учатся защищать свою

точку зрения, совершенствуя при этом ораторское искусство.

Ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы проводится

рефлексия. Она помогает понять сильные и слабые стороны выполненной

работы, координирует движение вперед к достижению поставленной цели.

Очень

важно

на

каждом

этапе

создавать

ситуацию

успеха.

Даже

когда

результаты более чем скромные, они должны быть отмечены хотя бы победами

в номинациях. Это поможет воспитать уверенность к себе, а, следовательно,

следующий шаг в науку будет более уверенный, а успех более значительный.

По моему мнению, работа над исследовательской темой зарождает, кроме

интеллектуального соперничества, дружеские отношения, создает отношение

общности

цели,

атмосферу

взаимопомощи,

благодаря

совместной

работе

складывается временный творческий коллектив.

Проектно-исследовательская

работа

позволяет

организовать

такую

познавательную

деятельность,

в

которой

важен

не

только

результат,

но

и

процесс.

Таким

образом,

организация

научно-исследовательской

деятельности

педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности

субъектов образовательного процесса и создает в учебном заведении новую

образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как

инновационного учебного заведения нового типа.



В раздел образования