Автор: Стряпунина Надежда Васильевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ Самарской области СКСПО
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Женские образы в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон"
Раздел: среднее профессиональное
государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
Самарский колледж сервиса производственного оборудования имени
Героя Российской федерации Е.В. Золотухина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
по теме «ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА
«ТИХИЙ ДОН»
Преподаватель русского языка
литературы
Стряпунина Надежда Васильевна
Самара
ТЕМА: ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.А.ШОЛОХОВА
«ТИХИЙ ДОН»
ЦЕЛЬ: 1. Раскрыть значение женских образов в романе «Тихий Дон».
2. Развить навыки исследовательской работы.
3. Пробудить чувство гордости за великое произведение,
удостоенное Нобелевской премии.
ТИП УРОКА: урок-беседа.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. фрагменты видеофильма «Тихий Дон»;
2.
портрет М.А.Шолохова;
3.
наглядно-иллюстративный материал по роману;
4.
учебники, текст романа.
1.
Оргмомент. Сообщение темы и цели урока преподавателем:
- «Тихий Дон» - самая длинная книга среди классических
русских романов ХХ века. В ней 4 тома, 8 частей, более
700 персонажей, около полутора тысяч страниц. По объему
и охвату событий – это копия романа Л.Н.Толстого «Война
и мир». Это роман-эпопея. Сегодня мы поговорим о
женских образах романа «Тихий Дон».
Эпиграф к уроку: Ты женщина, и этим ты права.
В.Брюсов
2.
Опрос (фронтальный по предыдущим темам романа):
- годы работы над романом писателем;
- какова основная тема романа?
- что из себя представляло казачество? (зачитываются записанные
на доске поговорки, собранные В.И.Далем):
«Казак и в беде не плачет»
«Без коня казак кругом сирота»
«Казак сам голодает, а лошадь сыта»
«Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает».
- почему этот роман можно назвать романом-эпопеей?
- на примере какой семьи Шолохов раскрывает трагедию
казачества? Состав семьи?
- о чем говорят первые фрагменты романа, как они характеризуют
быт и обычаи казаков, а также поведение главного героя романа –
Григория Мелехова?
- в чем трагедия главного героя Григория Мелехова?
- о чем говорит сцена с нечаянно убитым птенчиком Григорием во
время покоса?
- каково отношение Григория к Аксинье в начале их романа и в
последующее время?
1
3.
Новая тема. (опережающее задание, сообщения студентов о женских
образах романа).
Ильинична. - В центре романа – семья Мелеховых. Главной хранительницей
семейного очага является Ильинична. В начале романа это
молчаливая, даже в чем-то забитая, терпеливая хозяйка дома,
которая терпит взрывной характер своего мужа Пантелея
Прокофьевича. Даже своенравная, разбитная невестка Дарья
подчиняется укладу жизни в доме Мелеховых. Ильинична не
ругает Дарью за ленность, за острый язычок. Ильинична до
конца верна материнскому призванию. Она глубоко переживает
и за сыновей, и за Наталью, когда та отказывается родить
третьего ребенка от Григория. Она переживает и за дочку
Дуняшку, которая полюбила Мишку Кошевого, убившего
старшего сына Ильиничны – Петра. С революцией и
Гражданской войной в доме Мелеховых все рушится,
распадается привычный уклад жизни. Ильинична смиряется с
выбором дочери Дуняшки и благолсловляет ее на брак с
Кошевым. Имея глубокую обиду на Мишку Кошевого, называя
его «душегубом», она, однако, жалеет его, увидев, что его бьет
лихорадка, и хочет дать одеяло укрыться. Но, увидев, что
Дуняшка укрыла его тулупом, забирает одеяло. Ильинична не
может смириться с тем, что ее Григорий рубил матросов, она
призывает сына к человеколюбию: «Слухом пользовались мы,
что ты каких-то матросов порубил. Господи! Да ты, Гришенька,
опамятуйся! И у тебя дети растут, а у этих, загубленных тобой
тоже, небось, детки поостались». Потеряв Мужа, сына Петра,
двух невесток, она всю свою любовь переносит на сына
Григория. Перед смертью, собрав все силы, она выходит ночью из
хаты. «Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а
потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:-
Гришенька! Родненький мой!- Помолчала и уже другим, низким и
глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!» Образ Ильиничны-
один из самых ярких образов матери в нашей литературе.
Дуняшка. Дуняшка – младшая в семье Мелеховых. Именно ей будет суждено
продолжить традиции, обычаи, уклад жизни казачества после
распада семьи. Мы можем отметить в ней трудолюбие,
исполнительность, уважительное отношение к родителям. В начале
романа это веселая, жизнерадостная девушка, в конце романа –
хозяйка дома, на плечах которой дом, муж, дети брата Григория.
Но в ней есть и твердость характера. Она полюбила врага своей
семьи – Мишку Кошевого, который убил ее брата Петра. Поэтому
веселая и жизнерадостная Дуняшка порой не знает, как вести себя.
Ненавидеть Мишку она не может, но и показывать свою любовь
2
ей нельзя. В ней растет желание построить свою жизнь по-своему.
Растущее бунтарство и любовь побеждают. Она готова даже уйти
из дома, не подчиниться воле матери. Это сильная личность. Она
переживает, что муж не хочет простить ее брата Григория за
прошлые грехи, спасает Григория, но и перечить мужу не смеет.
Дуняшка вобрала в себя все лучшее от матери, от традиций и
обычаев казачества. И мы верим в то, что Дуняшка все это
лучшее не растеряет, а сохранит.
Дарья - невестка Мелеховых, жена старшего Петра. Кокетливая, всегда
смешливая, она по-своему понимает слово «вольность». Она
живет чувствами. Не любит утруждать себя работой, выполняет
скорее по обязанности. В ней нет стержня. Оно не живет разумом.
Дарья способна на сводничество Аксиньи и Григория, спокойно
принимает за это от Аксиньи золотое кольцо. После смерти мужа
она пьет и гуляет так, что заболевает венерической болезнью. Только
перед своей смерть она сожалеет о своей пустой жизни. «Мне бы
начать все сызнова»,- говорит она Наталье, даже в чем-то завидуя
той в ее постоянстве. Не разбираясь в ситуации, она убивает кума
и принимает деньги и медаль за содеянное. Но радости от этого она
не испытывает. Дарья топится, так по-другому жить она не может,
а изменить свою жизнь у нее не хватит сил. Образом Дарьи автор
подчеркивает разность характеров в среде казачества, женскую силу
и слабость. Дарья самовольно уходит под воду. Человеческая жизнь-
это река.
Наталья Коршунова – один из самых ярких женских образов романа. Она
дочь зажиточных казаков. Статная, красивая, спокойная, добрая.
Именно ее видит Ильинична продолжательницей семейного очага.
Она надежная союзница свекрови. Наталья многое прощает мужу
Григорию: измену, обидные слова, уход из семьи. Рождение двойни –
большой подарок судьбы. Но ее слабость в том, что она не понимает
душевных мук Григория, она не борется за свое семейное счастье в
отличие от Аксиньи. На какое-то время своим терпением и верностью
ей удается вернуть Григория от разлучницы, но только на время. Она
то уходит из дома Мелеховых, то вновь возвращается, так как верит в
то, что здесь она дождется неверного мужа, и в том ей поможет
свекровь. Вне дома Мелеховых она обречена на одиночество. Ее
решительные действия, когда она режет шею косой или избавляется от
ребенка, приносят родным и близким только горе. Она погибает, когда
отказывается от материнства. Наталья – воплощение женственности,
уюта, семьи, домашнего очага, с ней тепло, уютно, спокойно. Но автор
наказывает ее, когда она отходит от всего того, что дано природой. Нам
остается только восхититься образом Натальи и посочувствовать ей.
3
Аксинья – самый яркий образ в романе, но тоже трагический образ. До
романа с Григорием она была несчастна. Муж Степан так и не простил
ей девичьего горя, связанного с изнасилованием собственным отцом.
Степан ее бил, может, оттого и не могла она родить. Может быть, еще
и поэтому она кидается, как в омут с головой, в любовь. На протяжении
всего романа она двумужняя женщина. Это очень сильная, яркая,
страстная натура, готовая ради любви прощать Григория, уходить с
ним из дома хоть на край света. Она, в отличие от Натальи, может понять
Григория, не упрекать его, а принимать таким, как он есть. В ней развито
чувство свободы, воли, жара и огня. Внешне она очень красива. Полюбив
Григория, она отдается этому чувству целиком, хотя и не сразу отвечает
на ухаживания напористого Григория. Ее не страшит молва, она дает
отпор даже отцу Григория, защищая свою любовь. В ее горьких словах
«Отлюблю за свою горькую жизнь» много смысла. Аксинья не реализует
себя в материнстве, всю свою любовь она переносит на Григория.
Она полна тайны, риска. Ее встречи с Григорием незаконны, украдкой,
они добавляют в жизнь Григория остроту. Но Аксинья – далеко не идеал
женщины. Она совершает горькую ошибку, поддавшись после смерти
ребенка Листницкому, и расплачивается за это- от нее уходит Григорий,
которого она по-прежнему любит. Последний ее уход из дома с Григорием
заканчивается для нее трагически. Она погибает от случайной пули.
И у читателя складывается впечатление, что и жизнь Григория тоже
заканчивается.
4.
Просмотр фрагмента из фильма «Тихий Дон» (приход Натальи к
Аксинье).
5.
Обсуждение этого фрагмента: сила и слабость героинь, борьба за свое
счастье, предчувствие беды, поведение героинь в данном эпизоде, их
отличие друг от друга.
6.
Смысл имен: Аксинья (Ксения) – чужая, Наталья – родная. Почему
Шолохов именно так называет своих героинь?
7.
Итоговая беседа по роману:
- Почему Григорий выбирает именно Аксинью? Как это соотносится
с его характером? ( Путь Григория-это хождение по мукам, его
путь-это путь самопознания, путь поиска правды. Войны измотали
его. Он говорит брату Петру: «Я, Петро, уморился душой, будто под
мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и
выплюнули». В начале романа - это добрый, отзывчивый, любящий
землю человек. Взамен он получает кровь, страдания людей, их
ненависть друг к другу. Пройти этот сложный путь он мог только с
Аксиньей, которая принимала его таким. Наталья бы только упрекала
его из-за совершенных ошибок и обижалась бы на него).
- Почему автор убирает из жизни Наталью?
4
- Почему автор не дает нам счастливую концовку романа?
(это противоречило бы самой идее романа: трагизм казачества во
время революции и Гражданской войны, когда рушится многое
в стране, на Дону, рушится семья Мелеховых, рушится личная
жизнь главных героев; эту цепочку Шолохов не мог нарушить).
- Зачитывается отрывок из романа (сцена гибели Аксиньи –
Т. 4, ч. 8, гл. 17)
«Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в
могиле он крестом сложил на груди ее мертвенно побелевшие
смуглые руки, головным платком укрыл лицо, чтобы земля не
засыпала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо
начавшие тускнеть глаза. Он попрощался с нею, твердо веря в то,
что расстаются они ненадолго. Теперь ему незачем было
торопиться. Все было кончено».
Что обозначает последняя фраза? (Страшное одиночество,
безразличие ко всему, огромная усталость от всего пережитого,
невозможность нести ношу одному. Последнее, что его удерживает
на этом свете – это дети. Он возвращается к ним, не зная, что его
ждет еще один удар – дочь Полюшка умерла).
- Каков смысл названия романа? (Первоначальный замысел названия
романа – «Донщина». Но все-таки назвал «Тихий Дон». Жизнь героев
подобна течению реки. Судьба преподносит нашим героям много
неожиданностей. Многих героев романа уносит течением реки по
имени жизнь.)
8.
Если бы вы были художником, какую сцену из романа вы бы
изобразили? Какая сцена вам запомнилась больше всего?
9. (Просмотр сцены из видеофильма – вторая встреча Григория
и Аксиньи у реки).
Что означают слова Григория «Здравствуй, Аксинья дорогая?»
(Аксинья – это его половинка, это то, за что он цеплялся, что вело его
по жизни, это его душа, его сердце, а с ее гибелью у него рушится и
его жизнь).
Вывод: женские образы играют большую роль в раскрытии всего
замысла романа, в раскрытии трагизма казачества во время
Гражданской войны, в понимании характера казака, через
женские образы читатель понимает быт и жизнь казачества.
9.
Выставление оценок.
10. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по одной из тем:
А) Трагедия Григория Мелехова.
Б) Женские образы в романе «Тихий Дон».
5