Напоминание

"Экологическое воспитание детей".


Автор: Савченко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 7 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Анапа
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание детей.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно

правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый

должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир

природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый

всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе

каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего

возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен

осуществляться в интересной игровой форме, Эмоционально,

вызвать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания и

от первых успехов. В детском саду и семье следует позаботиться

о сознании природной развивающей среды; по возможности

иметь живой уголок с комнатными растениями, животными,

подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки.

Чтобы

повысить

эффективность

экологического

образования использую в своей работе с детьми различные

формы и методы:

- Экологические экскурсии.

- уроки доброты.

- Экологические выставки.

- Экологические сказки.

- Экологические занятия.

- Дни экологического творчества.

- Экологические игры.

При

использовании

таких

форм

и методов, стараюсь

раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее.

Дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они

очень

наблюдательны и

внимательны к

словам

воспитателя.

Таким

образом, важнейшим

условием

успешной

реализации

комплексного подхода является создание среды, в которой я

личным примером демонстрирую детям правильное отношение

к природе. Первое что мы сделали, создали развивающую среду

в группе

экологического

направления,

где

воспитанники

самостоятельно

познают

окружающий

мир,

наблюдая за

объектами

и

явлениями

живой и неживой

природы.

Для

обогащения

детских

знаний использую большое

количество

настольно- печатных игр. « Кто это?» « Кто что есть?», «Кто где

живет?» и т.д.

Совместно

с детьми

изготовила

альбом о природе

и

гербарий. На занятии по экологии эффективно использую прием

моделирования.

С помощью

демонстрации

модели

успешно

осуществила обобщение и систематизацию знаний детей о

природе. При изучении темы « Животные и растения нашего

края» завели « Жалобную книгу» природы. В ней

записываем жалобы, поступившие от растений и животных. А в

свободное время от занятий ребята обсуждают поступившие

жалобы и решают.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и

неживой природы, позволяют познать их свойства, качества,

возможности, пробуждает любознательность. В группе

оформлена мини – библиотека. Собрана разнообразная

литература тематической направленности, энциклопедии

растительного и животного мира для детей дошкольного

возраста. В свободное время с детьми разучиваем стихи о

природе. Одной из форм экологического воспитания являются

праздники и развлечения. Роль праздников заключается в

воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно

в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых

музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание

загадок на темы природы. По ходу сюжета разыгрываемой

детьми сказки, отдельного эпизода. Я стараюсь вызвать у детей

переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания

помочь героям и решить возникшую проблемную ситуацию.

Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками

детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей

мы используем как традиционные формы (родительские

собрания, консультации, беседы). Дети стараются привлечь

родителей, бабушек, дедушек, сестер и братишек для

изготовления поделок. Использование разнообразных форм

работы с родителями дало определенные результаты: родители

из « зрителей» и « наблюдателей» стали активными

участниками встреч и помощниками воспитателя, создана

атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция

родителей как воспитателей стала более гибкой. Только

совместными усилиями мы можем решить главную нашу

задачу - воспитания человека.

Для достижения результатов я использую технологии:

- игровые,

- технологии исследовательской деятельности,

-технологии проектирования в экологическом воспитании.

И с п о л ь з у е м ы е

и г р о в ы е

п р и е м ы

о б е с п е ч и в а ю т

заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают

дошкольников к овладению новыми знаниями. Единая сюжетная

линия

на

протяжении

всего

занятия

способствует

погружению

ребенка в игру, и обучающая задача идет для него вторым планом,

на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного

интереса. Одним из преимуществ игровых технологий является то,

что

игра

всегда

требует

активных

действий

каждого

ребенка,

поэтому с помощью нее при проведении образовательной ситуации

организую не только умственную, но и двигательную активность

д

етей.

Исследовательская деятельность помогает ребенку выявить

активную проблему и посредством ряда действий ее решить.

При этом ребенок подобно ученому проводит исследования,

ставит эксперименты.

Технологию проектирования, которую я применяю в своей работе,

как современный метод интеграции деятельности, позволяет

решать комплекс задач, подчиненных одной теме,

разнообразными приемами и методами, постепенно в системе.

Кроме того, деятельность проектного характера позволяет

сформировать у детей исследовательские умения и

познавательный интерес.

Таким образом, считаю, что экологические знания положительно

влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство

ответственности за природу родного края, воспитывают

гуманное отношение к окружающей среде, формируют

первоначальные экологические представления детей

дошкольного возраста.



В раздел образования