Автор: Савченко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 7 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Анапа
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей".
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание детей.
Экологическое воспитание – это формирование осознанно
правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый
должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир
природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый
всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе
каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего
возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен
осуществляться в интересной игровой форме, Эмоционально,
вызвать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания и
от первых успехов. В детском саду и семье следует позаботиться
о сознании природной развивающей среды; по возможности
иметь живой уголок с комнатными растениями, животными,
подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки.
Чтобы
повысить
эффективность
экологического
образования использую в своей работе с детьми различные
формы и методы:
- Экологические экскурсии.
- уроки доброты.
- Экологические выставки.
- Экологические сказки.
- Экологические занятия.
- Дни экологического творчества.
- Экологические игры.
При
использовании
таких
форм
и методов, стараюсь
раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее.
Дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они
очень
наблюдательны и
внимательны к
словам
воспитателя.
Таким
образом, важнейшим
условием
успешной
реализации
комплексного подхода является создание среды, в которой я
личным примером демонстрирую детям правильное отношение
к природе. Первое что мы сделали, создали развивающую среду
в группе
экологического
направления,
где
воспитанники
самостоятельно
познают
окружающий
мир,
наблюдая за
объектами
и
явлениями
живой и неживой
природы.
Для
обогащения
детских
знаний использую большое
количество
настольно- печатных игр. « Кто это?» « Кто что есть?», «Кто где
живет?» и т.д.
Совместно
с детьми
изготовила
альбом о природе
и
гербарий. На занятии по экологии эффективно использую прием
моделирования.
С помощью
демонстрации
модели
успешно
осуществила обобщение и систематизацию знаний детей о
природе. При изучении темы « Животные и растения нашего
края» завели « Жалобную книгу» природы. В ней
записываем жалобы, поступившие от растений и животных. А в
свободное время от занятий ребята обсуждают поступившие
жалобы и решают.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и
неживой природы, позволяют познать их свойства, качества,
возможности, пробуждает любознательность. В группе
оформлена мини – библиотека. Собрана разнообразная
литература тематической направленности, энциклопедии
растительного и животного мира для детей дошкольного
возраста. В свободное время с детьми разучиваем стихи о
природе. Одной из форм экологического воспитания являются
праздники и развлечения. Роль праздников заключается в
воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно
в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых
музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание
загадок на темы природы. По ходу сюжета разыгрываемой
детьми сказки, отдельного эпизода. Я стараюсь вызвать у детей
переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания
помочь героям и решить возникшую проблемную ситуацию.
Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками
детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей
мы используем как традиционные формы (родительские
собрания, консультации, беседы). Дети стараются привлечь
родителей, бабушек, дедушек, сестер и братишек для
изготовления поделок. Использование разнообразных форм
работы с родителями дало определенные результаты: родители
из « зрителей» и « наблюдателей» стали активными
участниками встреч и помощниками воспитателя, создана
атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция
родителей как воспитателей стала более гибкой. Только
совместными усилиями мы можем решить главную нашу
задачу - воспитания человека.
Для достижения результатов я использую технологии:
- игровые,
- технологии исследовательской деятельности,
-технологии проектирования в экологическом воспитании.
И с п о л ь з у е м ы е
и г р о в ы е
п р и е м ы
о б е с п е ч и в а ю т
заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают
дошкольников к овладению новыми знаниями. Единая сюжетная
линия
на
протяжении
всего
занятия
способствует
погружению
ребенка в игру, и обучающая задача идет для него вторым планом,
на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного
интереса. Одним из преимуществ игровых технологий является то,
что
игра
всегда
требует
активных
действий
каждого
ребенка,
поэтому с помощью нее при проведении образовательной ситуации
организую не только умственную, но и двигательную активность
д
етей.
Исследовательская деятельность помогает ребенку выявить
активную проблему и посредством ряда действий ее решить.
При этом ребенок подобно ученому проводит исследования,
ставит эксперименты.
Технологию проектирования, которую я применяю в своей работе,
как современный метод интеграции деятельности, позволяет
решать комплекс задач, подчиненных одной теме,
разнообразными приемами и методами, постепенно в системе.
Кроме того, деятельность проектного характера позволяет
сформировать у детей исследовательские умения и
познавательный интерес.
Таким образом, считаю, что экологические знания положительно
влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство
ответственности за природу родного края, воспитывают
гуманное отношение к окружающей среде, формируют
первоначальные экологические представления детей
дошкольного возраста.